Нелегкое поведение: как защищают женщин от сексуальной эксплуатации


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В 11 российских городах проходит чемпионат мира по футболу. По оценкам Ассоциации туроператоров России, на него должны приехать больше миллиона болельщиков. Правозащитники забили тревогу еще до начала чемпионата, они считают, что такие события приводят к значительному росту спроса на то, что называют “секс-услугами”. И прежде чем включаться в дискуссию, стоит вспомнить, как правильно журналистам освещать, а обществу относиться к этой теме.

Коллаж Нины Фрейман

Чемпионаты мира и торговля людьми

О росте проституции во время крупных спортивных соревнований в различных странах мира много пишут и спорят. Например, перед чемпионатом мира в ЮАР писали, что “в страну привезут 40 тысяч секс-рабов”. Впоследствии ООН в своем докладе заявила, что значительный рост спроса на услуги проституток выявлен не был. На этом особенно яростно настаивают представители “профсоюзных” организаций, которые выступают за легализацию проституции. 

Как обстоят дела на самом деле, сказать трудно. В странах, которые идут по пути криминализации проституции, предпочитают подстраховаться перед очередным спортивным суперсобытием. Так, например, во Франции в 2016 году перед матчами Европейского чемпионата по футболу на огромном экране вблизи стадиона транслировали социальную рекламу против проституции. На видео неприятный мужчина с победоносным видом выходит из борделя, и его тут же забрасывают футбольными мячами. В конце ролика — мораль: “Мужчины говорят проституции “Нет”. Авторы такой рекламы — активисты Zeromacho, “мужчины, выступающие против проституции и за равенство”. В России выходящих из борделя мужчин мячами не забрасывают, а купить “секс-услуги” они могут за чисто символические деньги.

Кризисный центр для женщин

Одна из первых организаций, которая помогает женщинам, вовлеченным в проституцию, — петербургский Кризисный центр для женщин. Центр оказывает проституированным женщинам максимально возможную психологическую и юридическую поддержку, в разные годы открывал убежища для жертв траффикинга и реабилитационные программы, но вынужден был их закрыть. 

Накануне чемпионата мира по футболу по инициативе Кризисного центра для женщин прошло сразу несколько мероприятий. В марте в Петербурге специалисты организации провели семинар на тему проституции для журналистов из городов-участников чемпионата мира. “Международное спортивное событие в российском малом городе — зона повышенного риска по траффикингу и рекрутингу девочек и женщин в проституцию”, — уверены сотрудники Кризисного центра для женщин.

Специалисты Центра с 1990-х годов занимаются исследованием проституции и ее восприятия в обществе. Накопленные за эти годы знания говорят о том, что чемпионат мира действительно может привести к увеличению проституции и траффикинга в России. Особенно пугает экспертов агрессивная вербовка, которая развернулась в сети ВКонтакте накануне чемпионата: количество объявлений о сомнительной работе, не требующей опыта и образования, выросло в разы. Также весной центр запустил петицию, в которой призывал администрацию сети ВКонтакте создать бота или приложение, позволяющее быстро блокировать такие объявления. Петиция собрала более 30 тысяч подписей.

Специалист по связям с общественностью Кризисного центра для женщин, гражданский активист Борис Конаков и фем-активистка Леда Гарина обзвонили множество петербургских “салонов”, где предлагают услуги проституток, и выяснили: получить секс с проникновением можно за 1000 рублей, еще за 2000 можно обойтись без презерватива.

И это при том, что в России, по неофициальной статистике, собранной правозащитниками, уже 1,5 млн людей с ВИЧ. По данным благотворительной организации “Гуманитарное действие”, которая раздает на улицах презервативы, чистые шприцы и средства личной гигиены, а также тестирует на заболевания, в России 61% проституток ВИЧ-положительны, у 80% — гепатит С, у 40% — сифилис. Но это отнюдь не повод стигматизировать женщин. Во-первых, как показывают исследования, многие из них вовлечены в проституцию против воли. Во-вторых, инициаторамм секса без презерватива всегда становятся клиенты.

«Я все-таки верю в мужчин России»: Анна Писклакова-Паркер

Как освещают тему проституции

Проституток в обществе принято демонизировать. Борис Конаков отмечает, что в СМИ в отношении них постоянно используется “язык вражды”. Согласно строгому определению, это «коммуникация, которая не несет никакого иного смысла, кроме выражения ненависти к некоторой группе, особенно в условиях, когда коммуникация может спровоцировать насилие». Ярко выраженные проявления языка вражды преследуются по закону. Но есть всевозможные иносказания, эвфемизмы — не менее обидные. Многие из них, кстати, используются совершенно безграмотно.

Проституток называют гетерами, но в Древней Греции это были женщины , ведущие независимый образ жизни, держательницы салонов, проституцией они не занимались. “Путана” — это и вовсе демон женского пола из индийской мифологии. “Шлюхой” изначально называли неряшливых, неопрятных женщин (именно такое определние дает словарь Даля). “Шалава” — это типичный тюремный жаргон, “шалавой” в определенной культуре принято называть любую женщину. Наконец, матерное слово, употребление которого в СМИ невозможно, изначально значило “обман, заблуждение, пустяк”. Благодаря Владимиру Путину, с недавних пор СМИ подхватили еще одно определение — “девушки с пониженной социальной ответственностью”. Но разве не социум несет ответственность за процветание проституции?

Говоря “секс-работа”, мы признаем нормой сексуальную эксплуатацию — нарушение прав человека, при котором не принимается во внимание его душевное и физическое состояние.

В Руководстве для дипломатического и консульского персонала по оказанию помощи жертвам торговли людьми (выпущено Целевой группой Совета государств Балтийского моря) приводятся вопросы, которые помогают выявить сексуальную эксплуатацию. Эти вопросы стоит задать и самому себе, прежде чем говорить или писать о человеке, вовлеченном в проституцию, с пренебрежением. Среди них такие: «Приходилось ли человеку оказывать сексуальные услуги против своей воли или по принуждению?», «Может ли предполагаемый пострадавший выбирать сам, какие услуги предоставлять и кому, прекратить предложенную деятельность по собственному желанию?».

В большинстве случаев нельзя знать наверняка, в каких условиях живут и работают проституированные люди. Формально в России проституция запрещена, при этом, по словам экспертов, ее масштабы огромны. 

Коллаж Нины Фрейман

Что важно знать о проституции

«Афганский синдром»

По данным нескольких исследований, 70% людей с опытом проституции страдают от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — это тяжелое психическое состояние, которое еще называют “вьетнамским” или “афганским синдромом”. Среди людей, вовлеченных в проституцию, он распространен так же, как среди жертв пыток, и больше, чем среди военнослужащих, которые побывали в горячих точках. 

“Пару слов о травматической памяти. Она работает наподобие черного ящика, к которому мы не имеем сознательного доступа, — рассказывает психолог-психотерапевт Ингеборг Краус. — Эта память бессистемно собирает травматический опыт, без привязки к времени или месту. Она не семантическая, у нее нет языка. Она может проявиться в любой момент из-за триггера – чего-то, что возвращает в травмирующую ситуацию: запах, цвет, звук, картинка, фраза и т.д. В этот момент он запускает сигнал тревоги, как если бы человек заново пережил травму, вдобавок за секунду. Это называется «флешбеком». Эта реакция и известна как ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство. Это словно ходить с миной в голове”.

Травмированы с детства

Согласно исследованию Моники Шрёттле и Урсулы Мюллер, проведенному в Германии в 2004 году, около 90% проституированных женщин пережили психологическое и физическое насилие. Согласно докладу ВОЗ о предотвращении насилия за 2014 год, 20% девочек и 5% мальчиков по всему миру подвергаются сексуальному насилию. Проведенное в том же году во Франции исследование говорит о том, что именно дети — самые частые жертвы сексуального насилия. В половине случаев насильниками становятся члены семьи. Более 70% детей, пострадавших в несовершеннолетнем возрасте, повзрослев, вновь подвергаются насилию.

Ингеборг Краус уверена: “Речь идет не об отдельных группах, то есть, группе секс-работников с одной стороны и группе детей, переживших насилие, с другой. Нет, это одна и та же группа. Эти дети были оставлены обществом прежде и оставлены обществом сейчас. Система проституции использует травмированных детей в своих личных целях”.

Легально, но зачем?

В Германии, Нидерландах и Греции проституция легализована. Но, вопреки мифу о том, что легализация приводит к улучшению положения “секс-работниц”, этого не происходит. “С тех пор как был принят закон 2002 года, приравнявший проституцию к любой другой профессии, вы можете отследить рост запроса на извращения со стороны покупателей в Германии. Практики становятся более опасными, с увеличением насилия в отношении женщин и с недостатком их защиты”, — считает Ингеборг Краус.

Исследования правозащитников говорят о том, что организации, выступающие за права проституток (крупнейшая из них — “Альянс красных зонтов”), помогают не простым “секс-работницам“, а сутенерам и организаторам бизнеса. “Красные зонты” активно противостоят наказанию “всех, кого считают пособниками секс-работы”.

Активистки петербургского социально-культурного проекта “Рёбра Евы” Леда Гарина и Юлия Алимова провели целое расследование и выяснили, кто активнее всего борется за легализацию проституции. Оказалось, что в первых рядах — вербовщицы, сутенеры, владельцы сайтов о секс-услугах и прочие весьма сомнительные личности. Например, аргентинка Клаудиа Бризуэла, осужденная за сутенерство и принуждение женщин к проституции. Группировка, к которой Бризуэла оказалась причастной, заставляла женщин работать по 12-36 часов подряд,а за непослушание грозила облить кислотой. Ну а самый показательный пример — лидер мексиканской организации секс-работников APROASE, вице-президент “Красных зонтов”, не раз представлявшая их в ООН, Александра Гил. Эту “общественницу” вместе с сыном приговорили к 15 годам тюрьмы за торговлю людьми.

От Калининграда до Владивостока: кто и как в России помогает женщинам

Ситуация в мире

По данным ООН, годовой оборот торговли людьми составляет 31 млрд долларов (статистика за 2012 год), его жертвами являются около 2,4 млн человек; 79% из них вовлечены в сексуальную эксплуатацию, при этом 79% сексуальных рабов — женщины и дети. Россия и другие страны Восточной Европы после распада СССР стали основным источником траффикинга женщин. Впрочем, женщин не только вывозят, но и ввозят в Россию — в основном, из Средней Азии. В середине июня в аэропорту Лагоса сняли с полета десять несовершеннолетних граждан Нигерии, летевших в Москву без обратного билета. Они тоже оказались жертвами траффикинга. Преступники, переправлявшие детей в Россию, пытались воспользоваться упрощенным визовым режимом: во вемя чемпионата, за 10 дней до и в течение 10 дней после него для въезда в страну требуется только билет на матч, паспорт болельщика и обычный паспорт. Правозащитники уверены, что жертв траффикинга в связи с ЧМ может быть гораздо больше.

Подавляющее большинство проституток в европейских странах- мигрантки из Восточной Европы и Нигерии. 

В Австрии, Швейцарии, Литве и Венгрии легализованы бордели. В Великобритании, Италии, Польше и Португалии разрешено само занятие проституцией, но криминализированы посредники.

Самое строгое законодательство в Швеции — там занятие проституцией запрещено, а за нарушение запрета наказывают покупателей и организаторов “секс-услуг”: покупателю грозит штраф или лишение свободы сроком до полугода, “своднику” — лишение свободы до шести лет. “Шведскую модель” или ее вариации переняли Норвегия, Исландия, Канада, Северная Ирландия и Франция.

В России само по себе занятие проституцией наказывается штрафом — 1500-2000 рублей. Чуть больше штраф за получение дохода от занятия другого лица проституцией — 2000-2500. За эту “провинность” также можно получить арест на 15 суток. За получение сексуальных услуг несовершеннолетнего полагается уже до 4 лет лишения свободы, за вовлечение в занятие проституцией — 3-8 лет лишения свободы, а за организацию занятия проституцией — 5-10 лет лишения свободы. Но достаточно выйти на улицу, чтобы, по количеству раскленных объявлений с женскими именами понять, что закон соблюдается слабо. А можно и никуда не выходить — в первой же попавшейся группе во ВКонтакте, посвященной работе для девушек в Петербурге — почти 20 тысяч подписчиков. И подобных групп — сотни. Несовершеннолетних девушек открыто ищут в Телеграм-канале “очень дорогой” эскорт-службы. Там же разыскивают девочек для “вылета во Францию: “Рост 160-170, не больше 170, мч очень принципиальный!! Отправит и еще доплатите за билет, если выше будете!”.

Петербург, согласно статистике МВД, — лидер по административным протоколам, составленным за проституцию. Всего, по данным министерства внутренних дел за 2014 год, в России за занятие проституциии задержали 10 538 человек.

Кто помогает

В России не так много организаций помогают женщинам, вовлеченным в проституцию и ставшим жертвами торговли людьми. Крупнейшие — центр “Анна”, центр “Сёстры” и СПб РОО ИНГО Кризисный центр для женщин. У всех этих организаций есть горячие линии, на которые можно обращаться, получать психологическую и юридическую помощь, консультации и дальнейшую поддержку. Подробнее о работе “Анны” и петербургского Кризисного центра “Филантроп” рассказывал в спецпроекте «Кто и как в России помогает женщинам».  

 

Благодарим СПб РОО ИНГО Кризисный центр и проект “Рёбра Евы” за предоставленные информационные материалы.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий