В путешествие вместе: новый проект по обучению волонтеров ГАООРДИ


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) совместно с петербургским туристским клубом «Лена» запустили проект по обучению волонтёров сопровождению людей с инвалидностью в туристических поездках «Мы вместе». У ГАООРДИ особенно большой опыт в этой области: организация более 26 лет поддерживает детей и молодых людей с инвалидностью и их семьи. И в частности, помогает с организацией активного отдыха. В новом проекте участвуют молодые люди из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Пскова, Архангельской области, Петрозаводска и Сыктывкара.

Обучающая программа состоит из теоретических лекций, семинаров, тренингов и выездов на территорию базы турклуба «Лена» в Лосево для практических занятий. Преподаватели – сотрудники ГАООРДИ и турклуба, а также приглашённые со стороны специалисты. Заключительным мероприятием проекта станет Межрегиональный инклюзивный фестиваль спорта и творчества, в котором примут участие команды из всех участвующих регионов. В России у людей с инвалидностью не так уж много возможностей для туризма, но в любом случае им нужны квалифицированные сопровождающие.

О том, как проходит обучение в рамках проекта «Мы вместе», рассказывает координатор учебного процесса Юлия Сухопар:

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— К нам на программу пришли очень разные люди. Часть из них имеет непосредственное отношение к работе с людьми с инвалидностью. Это студенты — специальные психологи, дефектологи и так далее, у них тут прямой интерес: получить дополнительные знания в той области, в которой они обучаются. В первую очередь им, конечно, нужна практика, так как хорошую теоретическую базу они получают и в вузах. Много просто молодых ребят, по тем или иным причинам захотевших обучаться в таком формате, чтобы взаимодействовать с ребятами с инвалидностью. У кого-то из них в семье есть «особенный» человек, у кого-то нет. Но большинство как-то сталкивались в жизни с людьми с инвалидностью. Нам нужны действительно заинтересованные люди, но и сама программа у нас такая, на которую просто так не пойдут, так как здесь предполагается достаточно тяжёлая работа, как личностная, так и в плане овладевания какими-то навыками.

Я знаю по собственному опыту, как бывает. По образованию я психолог-дефектолог и очень хорошо представляю: первые два курса в институте ты учишься, понимаешь очень многое, в тебя очень много закладывают, но когда ты в первый раз сталкиваешься с инвалидами, то не знаешь, что делать. Поэтому мы шли от практики.

Сейчас много запросов на обучение от специалистов, уже работающих с людьми с особенностями развития. У них возникает потребность в повышении квалификации, быть в этом специфическом потоке, тем более, что мы предлагаем расширить зону внимания — говорим не только о городских занятиях, но и о занятиях вне городской среды. И к нам приходят те, кто в принципе интересуется активным отдыхом.

— С чего вы начинаете процесс обучения?

— С коммуникативного тренинга, так как мы делаем упор на создание команды, в которой обучающиеся проведут год. На это уходит три занятия. Участники знакомятся между собой, и мы начинаем выстраивать коллектив плюс уже начинаем работу над такими коммуникативными задачами, с которыми они столкнутся при взаимодействии с инвалидами. Специалисты должны уметь правильно организовывать безопасность подопечных, владеть организационными навыками.

Коммуникация — это общее для всех, кто работает с людьми, не важно, с инвалидностью или без неё.

У нас есть практические занятия с определёнными категориями инвалидов. С теми же глухими — свои особенности работы, так как здесь нарушен привычный нам коммуникативный процесс. Соответственно, мы начинаем модерировать свою идею, даже не используя какие-то специфические знания: что можно делать с особенностями этой категории людей, что нам необходимо уметь. Далее то же самое со слепыми ребятами, с  теми, у кого нарушения опорно-двигательного аппарата, с теми, у кого ментальные нарушения. Это всё разные категории людей, к каждой из них нужен особый подход. Проходят и занятия по первой медицинской помощи, построенные с учетом работы с инвалидами. На мероприятиях, которые организовываем мы, всегда присутствуют врачи, знающие специфику наших подопечных.

— Специфика у разных категорий людей с инвалидностью очень разная…  

— Мы даём вводные сведения о каждом заболевании – что это такое и как оно проявляется. Это делается для того, чтобы человек, не имеющий специального образования, мог выделить тех, у кого есть эти заболевания из общей массы. Также мы активно пропагандируем навык наблюдения за людьми с инвалидностью – с условно здоровыми людьми можно быть менее внимательным, а здесь нам приходится специально обучать наблюдению, так как при активном отдыхе бывают физически довольно сложные программы. Заметив какую-то перемену, волонтёр, даже если сам не сможет решить проблему, всегда может обратиться за помощью к специалисту – волонтёр никогда не одинок, никогда не несёт полной ответственности за происходящее, он всегда «правая рука» или «левая рука», он в команде, где есть разделение ролей.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Волонтёр в процессе обучения как-то специализируется по работе с той или иной группой инвалидов?

— Мы не ставим такой задачи, чтобы, например, кто-то работал только со слепыми, кто-то – только с глухими, а кто-то – только с опорниками. Мы стараемся, чтобы волонтёр окунулся в работу с каждой категорией, а дальше уже сам сделал для себя какие-то выводы.

— Каким должен быть волонтёр, который сопровождает инвалида в турпоездке?

— Во-первых, это должен быть человек с активной жизненной позицией, которая в том числе проявляется и в готовности делать что-то новое, чему-то новому учиться и учить. Во-вторых, важно такое качество, как гибкость — ситуация может поменяться очень быстро, и нужно уметь очень быстро к ней подстроиться. В-третьих, ему нужна стрессоустойчивость, так как придётся иногда работать в режиме повышенного напряжения, не столько физического, сколько эмоционального. Ну и, конечно, волонтёр должен быть человеком общительным, также зрелым – то есть быть во взрослой позиции. Особенно это касается работы с людьми с ментальными нарушениями. Взрослая позиция предполагает ответственность не только за самих подопечных, но и за процесс.

В таких программах, как, например, летний выезд на природу, важно умение держать картинку в голове — опять-таки потому, что возникает очень много нюансов, неожиданностей. Но ты отвечаешь за весь процесс, и организация даже какого-то простого этапа требует от тебя максимального внимания, удержания во внимании множества деталей. План действий, которому человек следует, — для меня это повод для высокой оценки волонтёра.

— Всему этому можно научить?

— Можно показать, как это, и вовлечь человека. И активная жизненная позиция не то чтобы формируется, но она у человека может появиться. Вот он живёт прогнозируемой жизнью: работа — дом — отдых, но однажды подходит к такому моменту, когда необходим новый воздух. Каждый из нас приходит к необходимости ответить себе на какие-то значимые вопросы. И в этом движение.

— Вы учите этике общения с инвалидами?

— Некоторые вещи чётко узнаются на практике, поэтому мы стараемся как можно быстрее эту практику начать. Я сама преподавала специальную психологию: рассказывала студентам, какие бывают заболевания, как взаимодействовать с людьми, у которых эти заболевания есть. Но практика показывает, как нужно поступать в конкретных случаях. Конечно, есть и какие-то общие этические правила. Например, у нас есть группа слепых ребят, ребята-колясочники – полностью или частично обездвиженные. Часто мы что-то оговариваем заранее с самими подопечными. Например, кто-то привык сам решать вопрос с туалетом, ему это важно, кто-то спокойно принимает помощь других людей – у каждого это индивидуально.

Надо понимать, с каким человеком общаешься, и быть максимально открытым.

Мы учим подходить к этому так, чтобы, по крайней мере, вести диалог и понять конкретные потребности каждого. Например, ребята, которые не слышат, всегда делают акцент на этом. Если мы с вами можем разговаривать, и кто-то находится рядом, то мы слышим звук и устанавливаем с человеком зрительный контакт. Если рядом с нами сидит глухой человек, ему может показаться, что мы с кем-то говорим о нем – из-за этого возникает проблема с самооценкой. Нужно это учитывать и стараться говорить так, чтобы глухой человек мог прочитать наши слова по губам.

Из таких программ вырастают целые направления. Вот с глухими ребятами создан туристско-спортивный клуб «31 КП» на базе школы-интерната №31 для глухих и слабослышащих, который возглавляет Алексей Волков, выходец из первой нашей школы вожатых. Спортивное ориентирование – тот вариант деятельности, который очень подходит глухим в плане условий, они могут быть в этом очень компетентны, результативны. Мы с ними сделали несколько проектов, в том числе международных. У слабовидящих ребят есть клуб «Масштаб плюс» – они ездят в путешествия на велосипедах-тандемах, где впереди сидит волонтёр с обычным зрением, сзади – слабовидящий человек. То есть это еще один пример, как люди находят под свою специфику свои виды активного отдыха.

5 сериалов на социальные темы, которые стоит посмотреть

— Обучаете ли вы волонтёров каким-то техническим моментам – например, как правильно поднять человека, чтобы самому не сорвать спину, и так далее?

— Обычно у нас проводится серия инструктажей, которые проводятся тогда, когда появляются именно такие подопечные. Тут нет каких-то глобальных обучающих программ потому, что всё это – достаточно простые технические навыки. Более опытные люди передают знания начинающим. Для каких-то коммуникативных навыков нужно более серьёзное обучение.

— А как со способами альтернативной коммуникации, подходящим для разных категорий людей с инвалидностью?

— Мы даем базовые знания – в первую очередь просто информацию о коммуникативных особенностях каждой категории. Но на сами способы не делаем большого упора. Если нам нужно в конкретной ситуации объяснить людям условия того или иного конкурса или чего-то подобного, мы готовим такие материалы, которые будут понятны людям, с которыми мы собираемся взаимодействовать. Естественно, перед этим всегда советуемся со специалистами – ведь каждая группа всегда приезжает с руководителем, который лучше знает особенности не только определённой категории, но и конкретных людей. Поэтому и волонтёров мы учим общению с руководителями групп, рассказываем, какие данные надо подготовить, чтобы организовать какую-то программу.

— Как выглядит полный цикл вашей обучающей программы?

— Нынешний курс начался с летнего фестиваля «Содружество», на котором у обучающихся ещё не было волонтёрских функций – они просто погружались в среду, смотрели, как эта программа работает. А с сентября по май у нас идут занятия в соответствии с учебным планом, то есть два раза в месяц занятия для обычных волонтёров Санкт-Петербурга, один раз в месяц – для группы волонтёров, которые сами имеют нарушения развития, а также дистанционные занятия с представителями других регионов. Занятия в городе проходят с привлечением специалистов. Также проходят практически занятия на базе туристического клуба «Лена» с его инструкторами. Экзаменов не будет, но зачётная система продумана – ребята должны будут отчитаться за то, что они услышали, увидели и поняли. После этого они получат документ об окончании курса и на следующем «Содружестве» будут работать уже как настоящие волонтёры.


Проект «Мы вместе» реализуется при участии гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий