Из деревни – в мировое кафе: в Москве прошел форум местной филантропии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Прошло 20 лет с тех пор, как были созданы первые фонды местных сообществ в России. Первыми стали фонды в городах Тольятти, Тюмень и Чайковский, которые появились почти одновременно. С тех пор в России активно действуют 70 таких фондов, и география их обширна. По словам экспертов, их уникальность в том, что они могут работать в самых разных сообществах, – от небольших поселков до городов-миллионников.

Развитию местной филантропии, а также глобальным трендам среди фондов местных сообществ был посвящен Форум местной филантропии фонда «КАФ», который прошел в Москве, в центре Благосфера.

«За эти годы сменился вектор развития фондов, — говорит Лариса Аврорина, руководитель программ фонда «КАФ», — если раньше они были обслуживающими центрами крупного бизнеса и помогали компаниям, то теперь ситуация изменилась, причем во всем мире. Отличие местной филантропии в том, что она привлекает и развивает собственные ресурсы, организует сообщество вокруг себя и тематика их – самая разнообразная».

Яркие представители этого движения съехались в Москву на Форум, среди них были российские и зарубежные эксперты, в том числе Барри Найт и Дженни Ходжсон, The Global Fund for Community Foundations, Евгения Харвей, The Funding Network (TFN), а также представители ФМС из 30 регионов России, гражданские активисты и лидеры местной филантропии. «Участники форума – это такая пестрая лента от Дальнего Востока до Карелии, — добавляет Лариса Аврорина, — они разные по ресурсам, возможностям».

Дженни Ходжсон, исполнительный директор The Global Fund for Community Foundations, рассказала о том, какое удивление выражают эксперты во всем мире, когда узнают, что в России не семь и не семнадцать, а семьдесят ФМС.

«Вы сидите на золотой жиле, это золото – ваш опыт, богатство и качество работы, а главное, доверие людей», – заметила Дженни.

Действительно, сегодня все больше людей сами инициируют объединение сообщества вокруг местных проблем, улучшают жизнь своей малой родины. Появляются новые технологии, восстанавливаются связи между людьми, возрождаются культурные особенности регионов. Кто они — люди-лидеры в местных сообществах, какие задачи решают, какие планы у них на будущее, как лучше ориентироваться в сегодняшней ситуации, как ответить на ее вызовы и лучше воспользоваться ее возможностями – это вопросы, которые обсуждали на Форуме.

«Задача Форума, — говорит Лариса Аврорина, — увидеть разнообразную палитру фондов, услышать, как они сами оценивают и видят свою роль в обществе и дальнейшее развитие, а также дать возможность познакомиться с новыми технологиями, которые помогут в их работе, наладить новые контакты, совместно сформулировать ценности местной филантропии и вместе заглянуть за горизонт».

Из деревни – в мировое кафе

Пик любого форума – это оживленная дискуссия, где в сшибке мнений высекается искра идеи. Представители фондов местных сообществ участвовали в такой дискуссии, которую вела директор Благосферы Наталья Каминарская. Она предложила собравшимся обсудить 10 постулатов, отражающих краеугольные камни деятельности ФМС: партнерство, прозрачность, социальная справедливость, лидерство, мобильность и другие.

Работая в формате «мирового кафе», команды участников должны были написать на бумажной скатерти все «за» и «против» постулатов, все то, что мешает и помогает в работе. Например, партнерству способствует наличие совместных целей, возможность рассказать о себе, знание ситуации на территории. Мешают же личные амбиции, недоверие и пассивность членов партнерства, отсутствие четких правил взаимодействия и договоренностей. Команда пришла к единому выводу: если фонд замыкается только на себе и своих задачах, партнерство работать не будет. Нужно выходить к самым широким массам людей, не бояться сотрудничества с местной властью и СМИ.

Очень много споров вызвал постулат «Прозрачность». В унисон с последними бурными обсуждениями во всем благотворительном сообществе, представители ФМС, так же, как и многие их коллеги, сочли, что деятельность фонда должна быть максимально прозрачной. Но вот какими должны быть ее видимые границы, где заканчивается прозрачность и начинается «раздевание»?

«Прозрачность – это доверие власти и экспертная поддержка»», «Прозрачность позволяет получать опыт извне», «Когда о нас знают, легче объединяться в коалиции и партнерства», «Мы сохраняем репутацию среди коллег сектора», «Пример другим фондам для подражания» –  это далеко не полный набор высказанных мнений «за».

Однако на другой чаше весов оказались репутационные риски, затраты на подготовку отчетов, увеличивающийся поток просителей и недовольных, зависть коллег, отсутствие спроса от членов сообщества. «Мы тратим большое количество ресурсов на отчеты, а их никто не читает», – сетовали некоторые участники.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Но все-таки подавляющее большинство отдало свои голоса в поддержку прозрачности. Это не значит, что вся деятельность фонда должна быть открытой на просвет, для разных стейкхолдеров прозрачность должна быть разной. Сотрудникам не мешает понимать, как устроена «кухня» фонда, как работает попечительский совет. А доноры, конечно же, должны знать, на что пошли их деньги до копейки.

Дарья Буянова из Благотворительного фонда «Добрый город Петербург» подвела любопытный итог обсуждению постулата «Ресурсы»: «ФМС работает в территории, и поэтому он находит ресурсы внутри, это маленькие частные пожертвования, волонтерские силы. Значит, надо искать идеи, способные заразить людей, и воспитывать лидеров, которые могут расшевелить сообщество».  Однако одно дело – город-миллионник, и другое – вымирающие деревни, пассивные жители, в основном пожилые, выросшие в патерналистских иллюзиях. Недоверие к ним и неумение договориться – вот основной тормоз в накоплении ресурсов.

«Наша область протяженная, дороги неважные, жизнь в деревнях еле теплилась,  – делится Марина Михайлова (Архангельский центр социальных технологий «Гарант»). –– Но у нас есть проект «Малым территориям – большое будущее». Мы работаем с небольшими сельскими сообществами, находим активных людей, готовых к действию, помогаем жителям найти новый образ будущего, формируем из них лидерские группы, чтобы они меняли сами свою жизнь. Главное, прислушаться к их мнению –  а как они сами видят свою территорию?

Так, одна жительница предложила создать маршрут на основе старинных сказок, по заповедным лесам, где, по преданию, живет таинственная Чудь белоглазая. Она создала инициативную группу, выиграли Президентский грант, получили средства из фонда Тимченко. Они даже древний свадебный обряд возродили…

Одной бабушке уже за 80, но она в свадебном спектакле старинные песни поет. Сказала – слезу с печки, потому что есть ради чего жить. А рядом нашли глину и купили гончарные круги, стали керамику лепить.  Так мы постепенно всколыхнули малое сообщество».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Багаж знаний

В последние несколько лет появились проекты, реализуемые не только в зоне деятельности одного ФМС. Зарождаясь на одной территории, они выплескиваются за пределы края и становятся достоянием коллег в другом регионе, а затем – сетевой технологией. «Те, кто работает на поле ФМС, вырос благодаря бесконечному обмену практиками и работающими технологиями, – отметила директор фонда «КАФ» Мария Черток. – Все чему-то научились у всех и за счет этого приобрели богатый потенциал, багаж знаний, профессионализм, запас разных методов работы. Это уникальное свойство – быстро учиться и делать реальные дела».

Существует несколько крупных сетевых технологий, связывающих всю цепочку фондов местных сообществ: «Серебряный возраст», #ЩедрыйВторник, «Арт-фандрайзинг», «Круг благотворителей», «Социальный паспорт территорий».

Исследование, проведенное КАФ в прошлом году, показало, что на первом месте  по значимости стоит выстраивание доверия в сообществе. Это понятие включает развитие отношений с донорами, местной властью, другими НКО и ресурсными центрами, и конечно же, жителями территорий. Поэтому некоторые территории уже взялись за составление «Социального паспорта», а инициатором выступил Альянс фондов местных сообществ Пермского края.

«Мы начали обращать внимание на то, что точки роста и перспективы развития ФМС зависят от участия жителей, – рассказала руководитель Альянса Нина Самарина. – Первый паспорт мы создали в 2011 году, а теперь в нашем крае их уже семь. С нами делают паспорта Красноярский край, Самарская область. Карелия занимается этим самостоятельно, и мы их консультируем. Мы изучаем социальные проблемы на территории по результатам анкетирования. Волонтеры проводят опросы, жители оценивают качество жизни от 1 до 5, мы разрабатываем карту проблем и точки роста социальной активности на территориях, отмечаем ресурсы, насколько люди готовы объединяться по интересам и развивать свою малую родину. Это доступный механизм обратной связи, позволяющий оценить эффективность работы фонда и разработать стратегию».

Что дальше делать с паспортом, каждая территория решает сама. Где-то открывается площадка для дискуссии, разрабатываются программы развития, социальные проекты, стратегия для НКО или администрации города. Сейчас Альянс получил Президентский грант, на средства которого делаются паспорта в пяти регионах. Но есть риск, что исследование может уйти «в стол», хотя сил вложено много. «В любом случае наша работа важна, ведь благодаря паспорту мы такое слышим от людей!

Женщина, например, говорит – я здесь живу всю жизнь, и у меня впервые поинтересовались моим мнением. Или деревенский мужик сам вдруг предлагает – у меня трактор есть, давайте я очищу дорогу», – говорит Нина Самарина.

Позитивных примеров работы фондов местных сообществ много. Так, в карельском поселке Пряжа фонд «Мельница» реализует проект, связанный с сохранением культурных особенностей региона, карельского языка и ремесел, а также поддерживает детский спорт – собрали средства на собственную хоккейную команду и проводят соревнования для ребят из близлежащих районов.

В Алтайском крае, в городе Рубцовске, фонд «Развитие» придумал свой театральный проект – каждый год играют 10 благотворительных спектаклей и даже ездят на гастроли, а выручку от проданных билетов отдают на финансирование социальных программ. А в Пинежском районе Архангельской области организовали туристический маршрут «Сказки Пинежья» в шести деревнях.

Многие участники признавались: работать в маленьком городке в чем-то проще. Там более тесные, почти семейные связи, а инертность людей преодолима. Задача фонда – творить, выдумывать, пробовать. А совместное дело дает людям шанс понять, как много они могут.

 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий