Яркий стиль: как винтажная мода помогает в благотворительности
Респектабельный твид и нежный, несправедливо забытый кримплен, старые добрые Gucci и Nina Ricci, лондонские, парижские, нью-йоркские блошиные рынки и гараж-сейлы… Удивительный мир, шкатулка с чудесами, имя которой – винтажная мода. Казалось бы, при чем тут благотворительность? Очень даже при чем, уверена исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор» Татьяна Задирако, представившая в Благосфере феерическое винтажное дефиле в формате «Своей лекции». Татьяна рассказала о своем увлечении «Филантропу».
– Татьяна, в англоязычных странах таких людей, как вы, называют treasurehunters– охотники за сокровищами. Я тоже из таких, только у меня другие охотничьи угодья – стоки, где фирменную вещь можно найти за копейки. В любом случае мы с вами опровергаем стереотип: люди третьего сектора должны выглядеть скромно, строго, не выделяться. Так ли уж необходимо ему соответствовать?
– Если ты позволяешь себе быть ярким, ты будешь ярким везде – в благотворительности, в бизнесе, да хоть в уборке территории. Почему-то люди думают, что те, кто делает «добрые дела», должны мало зарабатывать, рвать душу на работе, принадлежать ей полностью, не видя, как дети растут. Или вообще быть только волонтерами. Я категорически против этих установок. Все живут по одним и тем же законам. Мне нужно то же, что и всем: красиво одеться, накраситься, покрасить волосы, накормить мужа и сына, заплатить ипотеку. У меня сбалансированная жизнь, и все, кто меня окружает, могут жить так же, как я. Не понимаю, почему я должна прикидываться бедной-несчастной, если у меня гарвардское образование и я говорю на 4 языках. И я не делаю «добрые дела», а создаю бизнес-системы и организую пространство, устойчивые вещи, которые будут работать и после того, как меня не станет. В таком контексте это больше бизнесовый подход.
Когда-то одна моя коллега сказала мне: «У меня нет желания сразу дать вам денег. Вы не производите впечатление человека, которого надо жалеть». Вот этот мифический образ из 90-х, некой женщины с ящичком, в длинной юбке и платочке, с грустным взглядом, за который пожалеют и дадут денег… Почему мы должны на него соглашаться?
– Как у вас началось увлечение винтажной модой?
– Мне хочется рассказать вам стройную историю об этом, но ее не существует. У моей бабушки был сундук, где бережно хранились ее креп-жоржетовые платья, шляпы с вуалетками и другие чудные вещи, то, что я сегодня везде разыскиваю. Она говорила: «После меня все достанется тебе в наследство». К сожалению, никто этим не интересовался, и после ее смерти все ушло на помойку. Я уже тогда уехала учиться из родного Луганска в Москву. То есть это мое увлечение выросло не на почве ее шляпок. Оно связано с моим тотальным любопытством. Я люблю театр и кино и, когда я стала ездить в Нью-Йорк, то впервые попала на блошиный рынок как место, где можно покупать одежду в принципе. Там было много красивой одежды прошлых эпох, но я тогда не понимала, зачем ее покупать, куда носить… Мои первые покупки там начались с посуды, светильников, украшений. А потом проснулся интерес к одежде, я стала к ней приглядываться. Это был процесс постепенного приобщения.
– Кто-то помог вам открыть этот особый мир?
– В моей жизни был один человек по имени Франк Депланк, директор одной из благотворительных миссий организации «Врачи мира», в которой я работала. Он отвечал за медицинский проект в Салехарде. Будучи профессиональным фотографом, много лет проработав в моде, он рассказывал мне, как формируется модный образ, сделал мне подарок на мой день рождения – фотосессию с моими подругами. В первый раз я была моделью и поняла, какая это тяжелая работа. А потом я работала в американском благотворительном фонде. В 2008 году участвовала в программе обмена между РФ и США по программе женского лидерства. Нашу делегацию во время поездки по США сопровождали две дамы-переводчицы, бывшие наши соотечественницы, они нам показали жизнь в больших городах – так, как их видят местные жители. Они и познакомили нас с ресейлами, по-нашему комиссионками, блошиными рынками, черити-шопами. Вообще, винтаж продается в самых невероятных местах. В Ванкувере, например, мое любимое место – это самый бедный район, Вест Хастингс, где живут низы общества, располагаются шелтеры и отделения «Армии спасения». И одновременно там самое большое количество винтажных магазинов. Три платья из тех, что демонстрировались в Благосфере, как раз оттуда.
Коллекция стала окончательно складываться, когда я познакомилась с людьми, которые переделывают и реставрируют вещи. Это очень важно. Иногда реставрация бывает дороже в несколько раз, чем само платье.
Редкий шанс, когда платье садится на тебя сразу и его не нужно переделывать, таких платьев всего пять-семь в моем обширном собрании – более 250 единиц одежды, не считая театральных костюмов, их я тоже собираю.
– Наверное, оно требует большого пространства? Как вы уживаетесь со всем этим?
– Не говорите. Это — проблема… Места не хватает, что-то храню дома, что-то на даче, перемещаю с места на место. Хотела часть вещей отдать на аукцион, но сын рассудил так – ты же потратила на это столько сил, не отдавай. Я все ношу: в театр, на приемы, на декабрьские вечера в ГМИИ им. Пушкина… Даже театральные костюмы надеваю на торжественные случаи. Один раз купила платье, про которое сын сказал: «Мама купила костюм Снегурочки». В нем я была на «Беспечной елке» в «Благосфере». Если что-то разонравилось, просто откладываю в сторону. Меня не волнуют бренды или история этих вещей, вообще не существует никаких критериев, кроме одного – вещь должна мне понравиться. Я люблю платья, сшитые на заказ, они очень комплиментарны для любой женской фигуры.
– Меня удивило то, как эти вещи современно выглядят. Например, синие брюки для верховой езды и голубая водолазка – надень это сегодня, и никто не обратит внимания и не подумает, что все это пришло из 60-х. Маховик цикличности моды в последнее время раскручивается все быстрее, но молодежь отвечает на ее вызовы одинаковой одеждой и похожа на деревянных солдат Урфина Джюса… Вам не кажется, что сегодня «не модно быть модным»?
– Я веду лекции в Высшей Школе Бизнеса МГУ и наблюдаю мир молодежи с близкого расстояния. С виду и вправда вроде все одинаково – худи, кроссовки, джинсы, но, если присмотреться – это же целый фейерверк. Все очень разное. Молодежный маркет диверсифицирован в соответствии с личными вкусами. Могут прийти 30 человек в худи, но это будут 30 разных худи всевозможных брендов. Мы живем в глобальном мире, к нам приходит и хорошее, и плохое. Американцы днем тоже ходят в футболках и джинсах, но вечером они надевают и смокинги, и вечерние платья. Трансформация стиля происходит в течение одного дня. Ведь это страна с культурой ношения платьев, с голливудскими традициями. Так что настоящая мода не умрет никогда.
– Еще меня поразило то, как демонстрировали вещи наши коллеги – как настоящие модели!
– Луиза Гагарина, Кристина Покрытан, Дарья Шадрина, Виктория Манзюкова, Дарья Шадрина, Дарья Гасратова, Лариса Сергеевская-Кисткина – все они были по-настоящему шикарны! Луиза Гагарина, надев черное кружевное платье и шляпу, преобразилась в загадочную женщину эпохи модерна, эмигрантку первой волны… Как нестандартное, штучное платье «делает» человека, высвечивает личность! И Даша меня поразила в ярко-красном пальто. Я его нашла на полу нью-йоркского блошиного рынка, думала, что оно никому не нужно. Оказалось, его принесла на продажу одна афро-американка. Это калифорнийское пальто на ватине, образца 1947 года… Вике очень шел коричневый костюм букле, с шляпкой, а Кристине – бархатное платье, серебристый костюм… Мы подбирали одежду так чтобы она идеально сидела на каждой модели.
Некоторые платья выглядели на девушках лучше, чем сидят на мне. Но и мое черное платье с бантом на спине тоже хорошо «работало» на подиуме, хоть и не является винтажным в классическом понимании слова.
– Винтажные платья, безусловно, хороши, но какую роль они могут сыграть в благотворительности?
– Предваряя рассказ о своей коллекции, я выступила с социально значимым заявлением: у каждого из нас может быть свое пассионарное хобби, которое с основной работой никак не связано, но которое дает нам жизненные ресурсы.
Это хобби может по-разному использоваться. Например, как элемент фандрайзинга. Ведь деньги собираются по-разному. Можно устроить благотворительный бал, аукцион, гараж-сейл или барахолку – хорош любой жанр, кроме скучного и не приносящего денег. Если женщины нарядятся специально для благотворительного мероприятия, это принесет больше успеха, чем пресловутый образ «бедной родственницы». Андрей Толстой-Милославский, потомок русского дворянского рода, проводил в 2015 году бал Наташи Ростовой в Санкт- Петербурге. Были гости из разных стран, и когда я увидела, в каких костюмах они были, то почувствовала себя Золушкой. Мужчины были одеты в белые лосины и гусарские мундиры, женщины – в туалеты 19 века музейного уровня, в парики, кринолины, девочки – в стиле тургеневских барышень. Вся одежда была взята в Эрмитаже напрокат, все специально готовились, учились танцевать старинные танцы. Бал собрал 180 тысяч долларов. Я не люблю ролевые игры и реконструкцию, для меня винтаж – это способ актуализировать одежду и носить ее. Но для фандрайзингового мероприятия допустима любая реконструкция.
– Предположим, кто-то увидел ваше дефиле и захотел сам попробовать себя в коллекционировании винтажа. Существуют ли правила, как его вписать в современную жизнь?
– Чтобы такая одежда смотрелась актуально, не надо надевать больше двух винтажных вещей одновременно. Если больше – будете выглядеть, как «бабушка русской революции». Так же стоит приобретать только один модный «писк» сезона, чтобы не обновлять гардероб каждый сезон – это еще один способ актуализации и удовлетворения тяги к моде. Бижутерия и аксессуары, особенно брендовые, способны актуализировать любой винтажный наряд. Очень хорошо «приземляет» стиль гранж, например, тяжелые гранжевые ботинки. Все стереотипы об одежде (например, что бархат полнит) разбиваются о реальность – просто вещь может быть «не твоя».
Вообще, нужно иметь формат жизни, организованный таким образом, чтобы «выгуливать» подобную одежду и выглядеть в ней уместно. Прежде чем надевать вещь на важное мероприятие, ее лучше сначала «выгулять» куда-то, потренироваться. Однажды я приняла приглашение выступить на телевидении, а тема была социальная и очень тяжелая. Направляюсь на съемку, и тут мое любимое платье лопается на мне в метро… Я выхожу и прошу булавку в газетном киоске, там говорят – мы булавками не торгуем. В общем, это был настоящий конфуз, к счастью, булавка нашлась, и все закончилось благополучно, но урок я из него вынесла на всю жизнь.
Все, кто собирается носить винтаж, должны понять, что это неудобная для носки одежда. Это касается всего – платья, белья, чулок. И опять же, нет ничего лучше индпошива. Для коллекции лучше выбрать тему, которая нравится лично вам. Я люблю 40-е, 60-е и начало 70-х – все эти жоржеты, кримплены, искусственный итальянский трикотаж. Сейчас к синтетике отношение немного скептическое, больше ценятся натуральные ткани, но нет более ноского и прочного материала, чем кримплен. А вот меха, обувь и шляпы я не коллекционирую, поскольку очень трудно найти вещь хорошего качества, поддающуюся реставрации.
– Думали ли вы расширить формат вашей лекции и создать что-то вроде женского модного клуба в рамках третьего сектора?
– Хотя бы тренинги для директоров НКО, для сотрудников, как одеваться так, чтобы никто не думал, что они бедные-несчастные.
Но ни в коем случае не в виде «Модного приговора», где людей одевают и причесывают под одну гребенку, выхолащивая индивидуальность.. Если у человека есть свой стиль, то он должен его придерживаться, но в то же время множеству людей комфортно в модном мейнстриме. Не существует единого рецепта для всех, но экспериментировать может каждый.
+ There are no comments
Add yours