Круг благотворителей: как это работает и почему всем так нравится


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Технологию «Круг благотворителей» (на английском — giving circle) придумали в Фонде The Funding Network в 2002 году. Теперь круги проходят в 20 странах мира — от Великобритании до Австралии и Уругвая, за это время прошло более 2 тысяч мероприятий, на которых собрали 15 млн евро.

Евгения Харвей из The Funding Network (TFN) рассказала «Филантропу», почему круг благотворителей — эффективный способ фандрайзинга, в чём секрет успеха и как их лучше проводить, чтобы было интересно гостям и полезно НКО.

Евгения Харвей

Когда появилась технология?

Круги благотворителей — очень простая технология. В принципе её использовали во всём мире столетиями, особенно в религиозных сообществах. Люди собираются вместе и скидываются деньгами на решение проблемы, которая их всех волнует. Но именно «Круг благотворителей» появился 17 лет назад, в 2002 году, когда четыре сотрудника нашей организации придумали формат, правила, позвали друзей и собрали деньги на несколько проектов. Это оказалось легко и весело, и мы поняли, что технология может быть успешна. Вначале круги проводили только в Англии, восемь лет назад решили попробовать в Центральной Европе, сейчас же они проходят в 20 странах. 

Что особенного в этой технологии?

У этой модели есть преимущества для всех: для организаторов, участников, подопечных. Это не только сбор средств, но ещё и возможность рассказать реальным людям вживую о своём проекте. Организациям круги дают опыт выступления перед аудиторией, составления презентаций. 

Это развивает аудиторию: рассказывает о новых проектах и темах, возможно, заставляет задуматься о чём-то новом для них. 

Однажды в Польше один мужчина мне сказал: «Я жил в этом городе 30 лет и даже не представлял, что у нас есть такие инициативы и проекты. Теперь я очень горжусь этим». 

Кроме того, круги помогают вовлекать людей в благотворительность. Многие гости, которые приходят на эти встречи, не очень активно участвуют в благотворительности, некоторые раньше вообще никому не помогали. А тут интересное мероприятие, на котором нет никакого давления и принуждения, где рассказывают про проекты, которые касаются всех, поэтому людям становится интересно. В итоге многие начинают помогать — причём кто деньгами, а кто в качестве волонтёров: отдают вещи, помогают контактами, связями. Придумывать новые идеи, новые решения — вместе это делать гораздо проще. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как это работает?

«Круг благотворителей» — это мероприятие, на которое собираются 50–100 человек, в зависимости от формата. По сути, это обычная нетворкинг-вечеринка: у нас есть закуски, фуршет, напитки. Она всегда проходит в приятном месте, куда людям интересно прийти, куда можно добраться на общественном транспорте. Обычно круги проходят вечером — около 18-19 часов, то есть люди могут прийти после работы. На вечере люди собираются, чтобы пообщаться, едят, пьют вино, разговаривают. Сбор средств — это не главная часть вечера.

Официальная часть — это короткие выступления трёх или четырёх некоммерческих организаций, которые рассказывают о своих проектах. Дальше идёт голосование, больше похожее на аукцион: гости, в зависимости от того, насколько им понравился проект, предлагают деньги. 

Почему именно шесть минут? 

Важно всем организациям дать одинаковое количество времени. Каждая организация делает презентацию на шесть минут — это строгое правило.

Почему не пять или семь? Не знаю. Но шесть минут — это достаточное время, чтобы рассказать о своём проекте. Через пять минут после начала выступления звонит колокольчик, чтобы предупредить, что осталась одна минута.

После есть ещё шесть минут на вопросы. И тогда начинается самое интересное. Люди ценят возможность поговорить лично. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Нужно ли готовиться к презентации?

Да, это очень важный пункт. Важно, чтобы это был набор слайдов: мы хотим, чтобы они рассказывали истории о людях, показывали свои продукты или то, что делают их подопечные. Мы всегда помогаем НКО делать презентации интересными, разнообразными. 

А что, если не дадут денег?

Чаще всего организации собирают даже больше, чем планировали. 

И это такое соревнование, азарт, как на аукционе: я дам 500 рублей, а я — 1000. Важно понимать, что мы не просим огромных сумм, некоторые люди дают по 5–10 евро, и это нормально. Просто когда участников много, получается достойная сумма. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Кто приходит на круг?

Это самые разные люди: и бизнесмены, и учителя или студенты. Не важно, сколько денег люди готовы потратить, важно желание помочь. Такие мероприятия — это способ сделать благотворительность гораздо более демократичной, простой, доступной для всех. Не обязательно быть Биллом Гейтсом, чтобы делать добрые дела. 

Как позвать гостей, чтобы они точно пришли?

Это самое сложное — пригласить 60–80 человек, чтобы они точно пришли к вам. В маленьких городах людей заинтересовать проще, в большом городе — сложнее: много конкуренции за внимание. 

Но в любом случае это ручная кропотливая работа. Это не рассылка писем по холодным адресам. Важно звонить людям лично и объяснять, что это будет: «Мы пробуем новый формат, зовём четыре интересные организации, не знаем, что получится, но это возможность пообщаться, приходи, пожалуйста». Важно сказать, что гости не обязаны давать деньги, что у них ничего не просят. Мы просим лишь прийти на встречу и послушать. Если люди захотят, то поддержат. Так обычно и случается. 

Чтобы гости пришли, нужно звать друзей и просить коллег-знакомых звать своих друзей. Кто-то отправляет красивые приглашения по почте,  кто-то просит известных в своих сообществах людей, лидеров мнений сделать объявление в блоге. 

И важно, чтобы все гости понимали: это душевная вечеринка, а не просто сбор денег. 

Как собрать 160 тысяч рублей за 6 минут

Чем отличается одно мероприятие от другого?

Есть общие правила: шесть минут на выступление, шесть на вопросы. Но можно придумывать много разного внутри этого формата. Очень многие дополняют модель. Так, на некоторых мероприятиях во время презентации фонда может выступить кто-то из зала — обычно это простой гость, который знает организацию. Он может рассказать короткую личную историю о том, как ей помогает он сам или его близкие. 

В России и в Уругвае (вот совпадение!) придумали такую идею для аукциона: в коробку для пожертвований кладут подарок, и тот, кто делает ставку, получает его.

Причём иногда это забавные подарки, а иногда ценные, это всегда случайность. В некоторых коробках могут быть фрукты или открытка с благодарностью, а кому-то может достаться сертификат на ужин в ресторане. Такие сюрпризы всегда нравятся гостям.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Кто-то сам ведёт мероприятие, кто-то зовёт профессиональных ведущих или известных людей, но это не обязательно. 

Некоторые проводят корпоративные круги благотворителей в компаниях и тоже придумывают своё. Так, в одной крупной австралийской компании руководство компании предложило удвоить все пожертвования своих сотрудников во время круга благотворителей: в итоге было собрано 150 тысяч долларов — в три раза больше, чем планировали. Узнав, что руководители увеличат пожертвования, сотрудники давали гораздо больше денег. 

Ещё мне нравится, когда на мероприятия приходят подопечные организаций. Так, на круг благотворителей в одной лондонской юридической компании пригласили семью беженцев из Африки — маму и двух её детей, которые из-за преследований в стране не виделись больше 15 лет. У успешных юристов была возможность посмотреть на людей, поговорить с ними, почувствовать трагедию этой семьи и помочь им. Собственно, собирали деньги на волонтёрскую группу, которую основала сама мама, — они готовили обеды для беженцев. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как часто можно проводить круги?

В Лондоне проходит около 12 мероприятий в год. В небольших городах оптимально проводить 1-2 в год: весной и осенью. В этом есть сезонная стабильность, постепенно люди привыкают и начинают ждать эти мероприятия. 

Какие организации могут стать участниками круга благотворителей?

Самые разные. Все мы разные, и у всех разные предпочтения, люди любят, когда проекты тоже отличаются друг от друга. Это могут быть большой фонд и небольшая некоммерческая организация. 

Постепенно стоит усложнять темы проектов: вначале приглашать тех, кому точно помогут, а потом завышать планку, освещать сложные темы, про которые люди не любят думать: помощь заключённым, ВИЧ-инфицированным, бездомным, мигрантам.

Обычно эти темы связаны стигмой, стереотипами, про них мало информации. Так круг благотворителей становится ещё и инструментом для образования аудитории и сообщества. 

Лучше всего результат на тех мероприятиях, где представлены разнообразные НКО. 

Хорошо, в Англии и во всём мире это пользуется успехом. Но будет ли технология работать в России?

Эта технология уже работает, круги благотворителей проходили в разных городах: Пскове, Тольятти, Архангельске, а также в Пряже и других посёлках Карелии. Мне кажется, Россию ждёт большой успех кругов благотворителей — это будет своего рода революция. 

Просто нужно время и ресурсы, чтобы технология закрепилась. И наша организация готова в этом поддерживать: мы всегда всем помогаем технологиями, советами, кроме того, мы выдаём небольшие гранты организаторам на развитие модели в их регионах. 

От пирожков до круга благотворителей: как фонд «Мельница» меняет жизнь карельского поселка

Что делать, чтобы доверяли тем организациям, которые представлены на круге?

Тема доверия некоммерческим организациям актуальна во всём мире, не только в России. Поэтому важно делать всё, чтобы сохранялось доверие к организации. 

Первое правило — прозрачность. Нужно обязательно объяснять, как вы выбираете организации, по каким критериям, объявляете ли конкурс для НКО.  

Иногда фонды-организаторы берут себе процент от сборов на мероприятиях. Это совершенно нормально, но важно сказать об этом аудитории.

Очень важны отчёты: через полгода каждая НКО — участник круга благотворителей пишет короткий отчёт о том, куда пошли деньги. Его пересылают всем донорам. 

Обязательно надо рассказывать про перемены, про успехи. Это вызывает доверие. 

На втором мероприятии можно упомянуть тех участников, кому собрали деньги на первом. Так, если был проект по выращиванию огурцов, надо показать те самые огурцы, или кукол, которые делают дети, или что угодно. 

5 важных вещей, чтобы провести круг благотворителей
  1. Лидерство, энергия, умение объединять

Такое мероприятие не может сделать один человек — оно вовлекает много людей, много организаций, нужна целая команда людей. Очень важно желание сотрудничать, работать в партнёрстве. 

  1. Чёткое планирование 

Важная часть мероприятия — очень продуманный таймлайн, план, безупречная организация, а также хорошее продумывание всех выступлений. 

  1. Хорошие связи

Нужно иметь выход на сообщества людей, профессионалов или уметь с ними знакомиться. Иначе будет сложно провести больше одного-двух мероприятий. А дальше пойдут круги по воде: люди становятся частью процесса, каждый делает что-то своё — и круги расходятся дальше. 

  1. Качество организаций, проектов 

Нужно следить, чтобы у всех участников были интересные выступления, творческие, удачный рассказ, чтобы они могли заинтересовать, были креативными, не скучными. 

  1. Прозрачность 

Важно, чтобы вся работа была максимально прозрачной, иначе все результаты работы пойдут насмарку. Важно, чтобы люди знали, куда идут деньги, важно делать отчёты, писать на сайте, в рассылке, говорить на мероприятиях о том, как и кому помогли в прошлый раз. 

 

Первый в Москве «Круг благотворителей» проведёт Благотворительный фонд развития филантропии «КАФ» 1 октября (четверг), с 19:00 до 21:00.

Где: центр «Благосфера», Москва, 1-й Боткинский пр-д, 7, стр. 1.

Проекты, которые будут представлены:

  • покупка инвалидных колясок для животных для пункта экстренной ветеринарной помощи, Фонд «Лёнькин кот», Санкт-Петербург;
  • оплата месяца работы сестёр милосердия для одиноких пожилых пациентов больниц, Православная служба «Милосердие», Москва;
  • покупка оборудования для детской инфекционной больницы, где ежегодно проходят лечение около 50 детей-сирот, Фонд «Дети без мам», Нижний Новгород.

Чтобы попасть на круг благотворителей, нужно зарегистрироваться.

Ссылка на регистрацию: https://cafrussia-events.timepad.ru/event/1067659/?fbclid=IwAR0_3Ksfx7jmhprCJWiDuNAysFraBB35sWBgcqj0EFnUS9Dj2kjGJU1uLAA

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий