«Впервые, удачно, смешно, правдиво»: что говорят о спектакле «Люди добрые»


В декабре в Москве состоялась премьера спектакля «Люди добрые», где главные действующие лица — известные в некоммерческом секторе люди в исполнении профессиональных актеров. «Люди добрые» — это история российской благотворительности в последние 30 лет, это истории людей, пришедших сюда из самых разных сфер: из бизнеса, госслужбы. 

Спектакль — совместная работа Театра сторителлинга Константина Кожевникова, Агентства социальной информации и Благотворительного фонда Владимира Потанина. Режиссерами постановки выступили Олег Куксовский и Константин Кожевников, драматург — Елена Носова.

Действующие герои спектакля и зрители из некоммерческого сектора рассказали «Филантропу» о своих впечатлениях от спектакля. 

This slideshow requires JavaScript.

Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца»:

«Накануне показа у меня были опасения, что постановка окажется скучной. К счастью, в реальности оказалось ровно наоборот. Я с огромным удовольствием посмотрела «Люди добрые» от начала и до конца. Но это впечатления человека, вовлеченного в благотворительность. Зайдет ли постановка людям, не связанным с некоммерческим сектором, большой вопрос.

После просмотра я задалась этим вопросом и подумала о том, чтобы собрать, условно говоря, сто человек не из третьего сектора, пригласить на просмотр, а после узнать их впечатления. Это был бы интересный эксперимент. 

Коллегам-благотворителям, думаю, постановка понравилась, судя по атмосфере в зале. В игре актеров мы узнавали людей, с которыми работаем и общаемся годами. Особенно удачно, на мой взгляд, получилась роль Татьяны Константиновой (ее роль исполнила актриса Елена Ветрова- прим.). В постановке образ Тани получился достаточно комичным. Мой персонаж тоже можно было «досолить», добавить больше юмора. Я себя именно так вижу и ощущаю. Но коллеги, смотревшие спектакль, сказали, что мой образ был сыгран удачно».  

Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»:

«Я не могу назвать себя театральным человеком, поэтому камерные сцены мне не совсем привычны. Перед премьерой были тревожные ожидания, получится проект или нет. Но с первой минуты все пошло очень легко и весело. В итоге спектакль мне очень понравился, хотя я изначально опасался искусственности и наигранности. До последнего момента я не знал, что мой персонаж будет в спектакле. И увидеть себя на сцене было неожиданно, прямо скажем. Режиссеры хорошо поработали над текстом. То есть сильного сходства в поведении и манере общения я не увидел, но текст был подобран идеально. Каждая реплика (не только моего персонажа) связана с определенной ситуацией, жизненной историей, которая совершенно точно будет понятна и нам, благотворителям, и другим людям». 

Олег Шарипков, директор фонда «Гражданский союз»:

«Я был на премьере вместе с сыновьями. Поначалу было страшновато смотреть на самого себя на сцене, потом стало смешно. Сыновья тоже смеялись, видя знакомые черты, выражения, действия. Временами казалось, что я выгляжу смешно, а остальные коллеги классно. В целом, постановка получилась отличной. Мы хотим показать «Люди добрые» в Пензе, и думаю, что зрителям понравится. Я имею ввиду не только коллег по третьему сектору, но и всех остальных. Постановка была сделана руками профессиональных режиссеров, актеров, которые постарались максимально донести характеры людей, работающих в благотворительности. В этом и заключается профессионализм режиссеров и актеров.

В конце концов, существуют же фильмы, театральные постановки про представителей других профессий. И они уходят в публику. Поэтому я убежден, что обычный зритель сможет понять и прочувствовать нас, благотворителей». 

This slideshow requires JavaScript.

Татьяна Константинова, исполнительный директор фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», президент международной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы»: 

«Важно, что авторы показали обычных живых людей, а не супергероев, какими нас, наверное, представляют в обществе. Мне очень приятно, что режиссеру и актрисе удалось выхватить и показать юмор. Это важная составляющая моей личности. Поначалу непривычно было видеть себя на сцене. Визуально актриса на меня не очень похожа. Но по ходу постановки я начала видеть знакомые черты, слова, жесты. Думаю, что другим коллегам постановка также понравилась. Но оценят ли ее люди, не связанные с благотворительностью, сложно сказать. Как только постановка пойдет в народ, то мы получим обратную связь и поймем, понравилось им или нет.

Повторюсь, «Люди добрые» не столько про идеи благотворительности, сколько про тех, кто в нее вовлечен. «Благотворителем может стать каждый, главное принять решение» — я бы так охарактеризовала основную идею спектакля. 

Если говорить об актерской игре, то мне очень понравилась Лена Альшанская (ее сыграла актриса Анастасия Денисова- прим.). Актриса очень хорошо ухватила ее манеру разговора, внимание к мелочам. Удачно получился персонаж и Юры Белановского».

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«Смотреть на себя на сцене – сложное переживание. Надо отметить, что лично с актрисой мы не взаимодействовали. Скорее всего, авторы проекта смотрели интервью и по ним создавали портрет.  Для меня это был первый опыт.

На самом деле, ты больше начинаешь следить не за содержанием постановки, а за тем как выглядишь на сцене. Это немножко отвлекает от сюжета. Но если абстрагироваться от перечисленного, то мне спектакль был интересен. Сложно сказать, как его воспримут люди со стороны, которые не знают особенностей третьего сектора, наших внутренних ситуаций. Интересно было бы узнать мнение о постановке от людей, не вовлеченных в благотворительность. Мне не было скучно на протяжении всего действа, это честный, правильный и знакомый взгляд на наш сектор».  

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина: 

«Спектакль «Люди добрые» – это часть большого проекта «НКО-Профи», который наглядно демонстрирует возможности некоммерческого сектора для личного развития и карьеры, гармонично сочетающиеся с пользой обществу. Нам с коллегами из Агентства социальной информации показалось важным представить тех, кто работает рядом с нами, и рассказать о секторе в необычном формате. В реализации идеи нам помог Театр сторителлинга, предложивший на основе интервью с героями «НКО-Профи» поставить документальный спектакль о секторе в разрезе последних 20 лет. Мы видим в этом еще одну возможность для вовлечения широкой аудитории в проект.

Тем более, что «Люди добрые» – не художественный вымысел, а история о том, как мы работаем на самом деле».

Мария Черток, директор благотворительного фонда «КАФ»:

«Мне спектакль понравился – он оказался нескучным (хотя и длинноватым) и через личные истории героев выразил ценности, которые важны для людей, работающих в секторе (для меня точно важны). Было приятно и забавно видеть среди героев хорошо знакомых коллег, в большинстве случаем попадание было полным. Название спектакля «Люди добрые» — это не только характеристика самих героев, но и выражение их философии жизни, их веры в то, что фундаментально люди вокруг них добры и им стоит помогать, стоит бороться за улучшение их жизни. Без такого социального оптимизма работать в благотворительности вряд ли получится.

По реакции зала сразу было понятно, что НКОшникам спектакль понравился, а вот будет ли он понятен и интересен широкой аудитории, мы скоро узнаем».

This slideshow requires JavaScript.

Ольга Дроздова, руководитель проектов Агентства социальной информации: 

«Мы очень гордимся этой работой. Мы в АСИ 25 лет рассказываем об НКО разными способами, но до этого делали это с помощью традиционных журналистских и пиар-инструментов – новостей, статей, интервью, роликов. Мы уже давно задумались о том, что художественное произведение может дать больше для продвижения наших ценностей, ведь это работает по-другому. Здесь больше красок и эмоций, здесь отстраненный авторский взгляд, драма, нюансы, оттенки и противоречия, приемы, которые усиливают важные для нас высказывания и вызывают у людей совершенно новые переживания. Да и наши герои, мы совершенно уверены, достойны высокого искусства. Театр, как нам показалось, сейчас самый актуальный вид искусства – отзывчивый и реагириующий на происходящее.

После того, как мы увидели спектакль «Правозащитники» в Театре.док, мы поняли, что нам нужно попробовать сделать свою постановку про людей, работающих в НКО, и мы обратились в Театр Сторителлинга, который загорелся идеей и сделал из километров интервью отличную пьесу.

Спектакль за два часа очень хорошо показывает, чем занимаются НКО. Это нам подтвердили наши первые зрители, среди которых было много и «своих» — людей из сектора, но и были обычные люди. И спектакль рассчитан, конечно, прежде всего, на них (хотя первые показы, на которых зрители узнавали коллег – это был важный тест на достоверность). Нам важно, чтобы люди понимали, что некоммерческий сектор – это профессиональный сектор, в котором можно и нужно работать, который многообразен (к сожалению, продолжительность спектакля не дает возможности показать весь спектр того, чем занимаются НКО) и там есть место творчеству и сложным управленческим задачам, есть своя рутина и бюрократия. Нам важно, чтобы люди поняли, что в благотворительности работают не «святые» или герои с железобетонной волей, а живые люди, которые пришли в НКО разными путями и остаются там, потому что им это интересно и там они реализуют себя в полной мере.

Они много, тяжело и увлеченно работают и очень многого добиваются, но они живые – у них есть моменты тяжелого выбора, разочарования, отчаянья. В общем, мы через эти портреты показываем работу НКО – ее смысл и изнанку. 

Мы уже давно поняли, что объяснять не очень понятное надо на конкретных примерах. В 2009 году мы запустили просветительскую кампанию «Так просто!» по вовлечению людей в благотворительность и волонтерство через НКО. И мы тогда (в 2009 году про НКО вообще мало кто знал) показывали много конкретных примеров работы организаций, которые были готовы предлагать людям волонтерские возможности. Потом мы стали собирать волонтерские истории и поняли, что это просто сокровищница. Нам открылось столько разных мотивов и путей, по которым люди приходят в эту сферу. И рассказывать такие истории очень правильно, потому что в достоверных историях другие люди узнают себя и могут присоединиться. То же самое с историями профессионалов НКО. В проекте «НКО-профи» (а спектакль «Люди добрые» — часть этого проекта) мы собираем истории сотрудников НКО – не обязательно медийных лиц, но «рабочих лошадок» сектора. И они очень наглядно показывают нашу работу. В спектакль мы смогли взять далеко не всех, но надо было жестко выбирать. 

Все наши герои – на своем месте, и они — счастливые люди, несмотря на все сложности и разочарования, на не очень дружелюбную среду и перспективы. Они все очень смелые, они лидеры, они борцы. И еще много чего в них есть. В общем, это выдающиеся люди, и мы счастливы, что их знаем и что имеем возможность рассказать о них другим людям». 


2 марта спектакль покажут на конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России, 24 марта и 14 апреля пройдут еще два московских показа, а дальше труппа отправится на гастроли — в Екатеринбург, в Петербург и другие города. Все спектакли будут сопровождаться дискуссией с участием зрителей. 

 

 

Leave a Reply