Дни закрытых дверей: как поддержать тех, кто оказался на карантине


В разгар эпидемии коронавируса от начавшейся изоляции пострадают подопечные благотворительных фондов. И не потому, что они могут заболеть, а потому, что из-за карантина лишаются личного общения волонтеров, к которым привязались. Какие могут быть последствия у долгого карантина, чем опасна социальная изоляция детям-сиротам? Как волонтерам не потерять контакт с детьми и взрослыми из закрытых учреждений в условиях эпидемии и как организациям поддерживать своих волонтеров и подопечных? Об этом рассказывает психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Евгения Стратийчук. 

Фото предоставлено пресс-службой

Почему важен карантин

Центры содействия семейному воспитанию (ЦССВ), с которыми мы сотрудничаем, регулярно централизованно закрываются на карантины: ежегодно на один-три месяца из-за эпидемии гриппа, иногда – локально из-за ветрянки и других вирусных заболеваний, тоже на несколько месяцев. Однако последние два года нам удавалось обходиться без карантинов. Так что сегодняшний карантин – первый за это время, и к тому же, как мы предполагаем, может затянуться и на более длительный срок.

Это, конечно, очень грустно, однако опасность коронавируса для детей с инвалидностью особенно велика, так что подобные меры совершенно точно оправданы.

Что делать волонтерам

Несмотря на непростую ситуацию и невозможность посещать ЦССВ, а также проводить мероприятия в общественных местах, по-прежнему много людей хотят стать волонтерами. Мы выстраиваем систему дистанционного обучения: семинары для волонтеров теперь будут проходить в онлайн-режиме. По итогам семинаров волонтеры будут заполнять анкеты обратной связи, мы будем с ними поддерживать общение по телефону и почте (обмениваться методическими материалами и учебниками). 

Как переживают дети и взрослые изоляцию

Дети в ЦССВ и взрослые люди в ПНИ в принципе очень ограничены в контактах. По большей части они проводят время за стенами учреждения, и попадание туда людей извне жестко регламентируется. Опасность такой изоляции в том, что люди совсем не получают социального опыта. А это связано и с когнитивным развитием, и с возможностью дальше жить в социуме. Как человеку вдруг, после 18 лет пребывания в закрытом учреждении, быстро овладеть всеми навыками для самостоятельной жизни, которыми мы овладели постепенно при помощи родителей, друзей и многих других?

Чтобы понять масштаб проблемы таких людей, можно обратиться, например, к исследованию  Эллен Ланже и Джудит Родин 1976 года, проведенному в домах престарелых. Они доказали, что невозможность принимать решения (а в ПНИ и ЦССВ у людей нет возможности принимать многие решения) влияет даже на продолжительность жизни. 

Получается, что ребенок в закрытом учреждении и так очень сильно ограничен в контактах, а карантин почти на 100% закрывает его от внешнего мира. Часто наш волонтер – единственный человек извне для ребенка, но тут и он перестает приходить. Такая ситуация еще большей изоляции может восприниматься ребенком как стрессовая, и в ней ему совершенно точно нужна помощь воспитателя. Важно, чтобы сотрудники интерната объяснили детям ситуацию, говорили, что это временное положение вещей и волонтеры вскоре вернутся.

«За год нашей дружбы я тоже сильно изменилась»

Как поддерживать связь

К сожалению, сегодня возможность быть на связи с волонтерами остается только у старших ребят, у которых есть телефоны. Использование виртуального общения – несомненно, благо, и надо максимально использовать эту возможность. Да, в таком общении нельзя прикоснуться к ребенку, поиграть в контактные игры (а это важно для детей), однако это общение помогает ребятам понять, что волонтеры продолжают быть частью их жизни, что очень ценно. 

Для младших ребят, увы, единственный вариант – ждать окончания карантина и возвращения волонтеров. Главное, объяснять им всем, что это произойдет, говорить с детьми. Ведь часто мы точно не знаем, как мыслят ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, но правильно при этом относиться к ним так, как будто они понимают все. То есть если ребенок не говорит или не может двигаться, не надо считать, что он ничего не понимает и объяснять ему ничего не нужно. Но подобное отношение, в том числе и среди сотрудников ЦССВ, сегодня встречается все реже, и это радует.

«Мы мечтаем о пиццерии, где будут работать люди с ментальными особенностями»: Иван Рожанский

Возможные последствия для детей

Когда карантин закончится, ситуация может сложиться по-разному. Поведение ребенка во многом зависит от типа его привязанности. Некоторые дети будут очень рады воссоединению с волонтерами. Те, к кому ходили недолго, возможно, вообще забудут о своем волонтере.

А ребенок с амбивалентным или тревожным типом привязанности может начать вести себя так, будто забыл волонтера, или даже вдруг сторониться его, прогонять. 

Как восстановить контакт

Но каким бы ни было поведение ребенка, волонтеру надо оставаться для него сильным и уверенным взрослым. Здесь нет места обидам и мыслям о том, что раз ребенок тебя забыл, то, может, ты ему и вообще не нужен. Нужно учитывать, что, во-первых, у этих детей есть свои особенности, а во-вторых, они в гораздо более уязвленном положении, чем все мы. А значит, нужно принимать некоторые вещи и прощать их. Если же ребенок делает вид, что забыл вас, нужно понимать, что он демонстрирует нормативный тип  привязанности, и такие реакции бывают даже у растущих дома детей. Это в чем-то даже хорошо: такое поведение показывает, что вы по-настоящему важный человек для ребенка и он действительно привязан к вам.

Да, в каких-то случаях волонтеру может быть грустно, досадно, но он должен преодолеть эти чувства. А если не справляется сам – он всегда может обратиться к кому-то из наших психологов. Ведь наша задача – поддерживать добровольцев в любой ситуации и делать все, чтобы их дружба с детьми продолжалась. 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply