Программа заботы: как улучшить жизнь воспитанников детских домов-интернатов с помощью компьютерной базы данных


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Команда Центра лечебной педагогики «Особое детство» и специалисты АНО «Обычное детство» разработали прототип базы данных, которая позволяет собирать информацию о воспитанниках детских домов-интернатов (ДДИ) и выстраивать на их основе систему медицинской и психолого-педагогической помощи. Психиатр ЦЛП Артем Новиков рассказал, почему было придумано это программное обеспечение, и что может изменить его внедрение.

Depositphotos

Что происходит в домах-интернатах

«Приезжая с мониторингами в разные детские дома-интернаты, мы видим одну и ту же картину: низкое качество медицинской помощи и тенденцию к медикализации поведенческих нарушений – то есть коррекции поведенческих нарушений воспитанников с помощью таблеток.

Попытки снизить фармакологическую нагрузку ни к чему не приводят – по объективным причинам. Препараты получают не самые спокойные дети. Если психиатр уменьшает им дозу, воспитатели начинают жаловаться на их поведение – и приходится возвращаться к прежним назначениям. Поэтому нужна более сложная система.

Представим себе две парадигмы – «медицина и педагогика» и «медицина или педагогика». Опасность второго подхода заключается в том, что если состояние ребенка однажды признали медицинским и начали работать с ним с помощью таблеток, то потом все его отклонения в поведении трактуются в медицинской парадигме.

Мы это видим в некоторых домах-интернатах: если ребенок бегает, прыгает и дерется, значит, надо назначить ему лекарство.

В то же время, если ребенок ведет себя хорошо, он оказывается исключительно в педагогической парадигме, что тоже опасно: могут «теряться» дети с депрессией, с тревожными нарушениями, чье качество жизни улучшила бы медицинская помощь. Правда, такие случаи встречаются реже. 

В чем идея проекта

Идеей нашего проекта было работать с поведенческими нарушениями, держа в голове сразу и медицину, и педагогику. А значит, учить педагогов так работать с детьми, чтобы они в результате вели себя лучше (а не хуже, что тоже, увы, встречается). Для этого мы использовали прикладной анализ поведения, альтернативную коммуникацию и другие методики, которым обучали в проекте сотрудников ДДИ. 

Однако есть важный момент. Педагог может владеть этими методиками, а психиатр – выписывать современные таблетки, но успех совместного труда зависит от коммуникации между ними. Поэтому работа одновременно велась в двух направлениях: обучение персонала и коммуникация вокруг ребенка.

В ходе проекта были разработаны блоки методических материалов, которые позволяли фиксировать результаты направленного наблюдения, выполняя функцию такой коммуникации. 

В итоге в рамках проекта мы создали систему, которая решает проблему коммуникации с помощью специально разработанного программного обеспечения.

Как это будет работать

Работа с программным обеспечением выглядит так: сотрудник получает смартфон с программой, в которую он может заносить различные параметры. Например, в группе есть Иванов, Петров и Сидоров. Воспитатель оценивает по шкале от 1 до 10, как каждый из них вел себя за завтраком, на тихом часе, ужине и так далее. Таким образом можно отслеживать динамику их поведения и накапливать данные за разные периоды и по разным параметрам. 

Не во всех домах-интернатах есть мобильная связь. Поэтому данные со смартфона можно локально загрузить на компьютер, подключенный к wi-fi, и уже оттуда они попадают в базу. Система максимально настраивается, чтобы педагогу просто было записать свое наблюдение.

Следующий момент – кто и с какими целями будет анализировать полученные данные. Тут много возможностей. Во-первых, это может делать психиатр. Допустим, Иванову изменили лекарство, он первые два дня плохо себя вел, а потом все нормализовалось.

Психиатр может смотреть динамику поведения и состояния ребенка в течение определенного периода и соотносить это со своим лечением. То есть заниматься лечением, основанным на данных, а не на «пересказах» данных.

Также данные могут быть полезны старшему педагогу и психологу. Можно, например, посмотреть, у кого из воспитателей дети лучше или хуже ведут. Тут главное – обходиться без репрессий, а постараться проанализировать причины. Может быть, воспитателю нужна дополнительная ревизия или помощь, чтобы преодолеть сложности. Или, например, он считает, что детей обязательно нужно накормить до отвала, а они сопротивляются – и поэтому плохо себя ведут. 

Разработанная нами система помогает решить еще одну проблему, связанную с тем, что в домах-интернатах воспитатели меняются, и нет единого ответственного за ребенка, который мог бы постоянно давать обратную связь. Система помогает собирать более объективную информацию, на основании которой специалисты могут принимать более обоснованные решения и договариваться о кооперации.

Например, воспитатель открывает программу и видит, что психиатр отметил Петрова звездочкой, потому что понизил ему дозу лекарства, и оставил комментарий: «Несколько дней Петров может вести себя так-то, не волнуйтесь, это скоро пройдет».

Что это даст

Когда система будет полностью настроена и доведена до идеала, ее довольно просто будет переносить из интерната в интернат, адаптировать под психоневрологические интернаты для взрослых или детские дома для нормотипичных детей. 

Но и это еще не все. Проводя интервью с воспитателями и педагогами, мы в том числе спрашивали их, какую свою задачу они видят основной. Многие отвечали: передать любовь. Что же им мешает это сделать? Кроме недостатка педагогических навыков и проблемы с коммуникацией, — это эмоциональное выгорание.

Человеку, который впервые сталкивается с интернатной системой, кажется, что в ней работают бесчувственные люди. Но разговаривая с ними, ты понимаешь, что есть причины, которые мешают им быть эффективными. Персонал — это люди, а люди устают, утомляются, выгорают. Невозможно, когда выгорел улучшить чью-то жизнь, тем более если тот, кому улучшаешь жизнь, иногда плохо себя ведет, ругается или проявляет агрессию. Мы можем выстроить идеальную систему, научить навыкам, но если сотрудники не заботятся о себе, выносят свои эмоции за скобки, ничего не получится. И за этим постоянно нужно следить и проводить профилактику выгорания сотрудников.

Мы надеемся, что разработанный нами подход в будущем поможет улучшить подход к детям и подросткам с поведенческими нарушениями и в других интернатных учреждениях страны».

Работа велась в рамках проекта АНО «Обычное детство» «Медицинский мониторинг и реабилитация воспитанников Головеньковского дома-интерната для умственно отсталых и слепых детей» при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий