Вернуться домой


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Утром 16-летняя Аня решительно надевает джинсовую куртку, затягивает двумя руками хвостик на голове и выходит из дома — ближайшие пару часов она проведет на качелях во дворе, созерцая мир и философствуя сама с собой. В это время ее 14-летняя подруга Яна будет помогать готовить завтрак — а потом позвонит в колокольчик, чтобы позвать подругу за стол. 

Обеих полностью устраивает этот расклад: они заняты любимыми делами. 

2 мая волонтеры Центра лечебной педагогики «Особое детство» Оксана Макаревич и Андрей Раннев забрали из ЦССВ «Лесной» двух девочек-подростков — Яну и Аню. Во время карантина по коронавирусу администрация детского дома попросила уже знакомых волонтеров забрать детей в гости, чтобы снизить риск заражения в многолюдном учреждении.   

Фото Иван Куринной

Это был и продуманный шаг, и непредвиденная случайность одновременно. Андрей строил планы на карантине забрать трех мальчишек из того же ЦССВ — пожить мужской компанией, ходить в лес, мастерить поделки из найденных коряг. Для одного из ребят, электрика по призванию, он приготовил даже сломанную стиральную машинку – чтобы тот развинтил, разобрался, что к чему. 

Но вовремя оформить документы на ребят не удалось, зато бумаги были в порядке у Оксаны — на Яну и Аню. Девочкам нужен был дом, у Андрея была дача в Подмосковье — и пазл сложился. 


Андрей по профессии ведущий мероприятий, Оксана работает в суде. Они оба давно волонтерят в «Лесном», регулярно навещают особых детей, но и представить себе не могли, что будут жить под одной крышей месяц и вместе заботиться о девочках.

«Но теперь мы знаем все друг друга очень неплохо», — смеется Андрей. 

Довольно быстро выяснилось, например, что Яна — человек-забота. Когда приходит время обеда, она тут как тут: режет салат, разливает суп, раскладывает салфетки. Во имя дружбы Яна готова даже на подвиги: однажды, чтобы убедить Аню выпить невкусное лекарство, она предложила ей делать глотки по очереди. 

За обедом Оксана и Андрей вспоминают истории о Яниной доброте и сострадании. 

«Доедая котлету и понимая, что у подруги котлеты нет, но осталось много гарнира, человек принимает волевое решение — отламывает половину котлеты, отдает своей подруге», — говорит Андрей. 

«Когда Аня не хочет идти в душ, Яна мне помогает ее мыть: и голову намыливает, и полотенце приносит, и волосы феном сушит», — вспоминает Оксана. 

И даже когда девочки рассматривают свои фотографии, Аня больше радуется, когда видит себя, а Яна – Аню. 

Сама Аня в этот момент стоит у ворот — намекает нам с оператором, что визит не должен затягиваться. Но в итоге все-таки возвращается в дом, снимает любимую куртку, садится за стол и принимается за суп.

«Нюра – человек-открытие, ты никогда не знаешь, что тебя ждет, — смеется Андрей. — Как вечер пройдет, как она будет спать укладываться, как будет обедать, когда загрустит, когда похулиганит — неизвестно. От этого нам всем тут очень весело, интересно, неоднообразно».

Фото Иван Куринной

Ане 16 лет, Яне 14. Они подружились несколько лет назад, когда оказались вместе в «Лесном». Несмотря на то, что речь у обеих довольно бедная — Аня любит слово «кыш», у Яны много своих придуманных слов – девочки прекрасно друг друга понимают. 

Яна следит за атмосферой в доме. «Она может отчитать свою подругу, позвать ее на кухню на разговор. Примерно пять фраз, но ты понимаешь, что тут такие вершатся судьбы человеческие, — говорит Андрей. — Потом они находят компромисс, и Яна нам об этом сообщает. Если мы бываем строги с ее подругой, то нам тоже достается». 

Символ Аниной независимости — резиночка для волос, которую она отказывается менять ни на какую другую. Когда она двумя руками затягивает потуже хвостик, это знак — о чем-то договориться будет непросто.

Фото Иван Куринной

Как было непросто, когда Аня осталась сидеть под дождем на качелях и ни в какую не хотела возвращаться в дом. Девочка, которая всю жизнь жила по расписанию, ела строго отмеренными порциями и не знала о существовании другой жизни, сидела и впитывала ее вместе с каплями дождя, пока не промокла окончательно — и не стала в результате другой. А может, самой собой. 

 «А Яна недавно укоротила себе спортивные брюки, – говорит Оксана. – Я случайно обнаружила у нас в мусорном ведре обрезки». 

 Быть тинейджером нелегко и захватывающе одновременно. Не в каждом доме для этого подходящая обстановка. Здесь — да. 

После обеда мы затеваем во дворе игру. Просто так перекидываться мячом скучно, так что Яна берет швабру, а Аня — бадминтонную ракетку. Против них выходит с метлой лучший нападающий команды соперников — Андрей. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Они знают, что со мной можно и похихикать, и похулиганить, и подурачиться, при этом для меня важно понятие командности. Я с моими красотками не боюсь даже ходить в поход втроем, я знаю, что мы команда и мы друг друга не подводим», — говорит Андрей. 

Если Андрей — это приключения, веселье, азарт, то Оксана — основа мира. Благодаря ей на кухне постоянно что-то происходит, полы сверкают, после душа девочки пахнут кремом, а перед сном им полагается сказка. 

«Так, как мы с ними взаимодействуем, я бы вела себя с собственными детьми. Со всеми нашими чувствами, эмоциями, взаимоотношениями, обидами, пониманием, прощением», — говорит Оксана. 

Уже перед самым отъездом мы смотрим видеозаписи в телефоне — как Яна, Аня, Оксана и Андрей в белых рубашках идут по дороге и поют: «А значит, нам нужна одна победа». Как бы невзначай Яна кладет Ане руку на плечо, и та чуть-чуть расслабляется и забывает про «кыш». 

Фото Иван Куринной

И тогда наступает кульминационный момент. Под фонограмму «Ты ж меня пидманула» четверо обитателей дачи пускаются в пляс. Идут вприсядку, подпрыгивают и размахивают руками, и Аня усердствует больше всех. А потом крепко обнимает меня на прощание, берет за руку, доводит до машины и пристегивает ремень. 


1 июня девочки вернулись в свой ЦССВ и снова адаптировались к прежней жизни. Но очень скучают по волонтерам и ждут встречи с ними, а пока — регулярно общаются по телефону. 

А еще… за этот дачный месяц волонтеры увидели, что на Яну семейные условия действуют просто волшебно и решили найти ей приемных родителей. Ведь жить в семье должны все дети — это лучшее место для развития. 

Эта история про свободу, дружбу и взросление стала возможна благодаря Центру лечебной педагогики «Особое детство» и его программам поддержки особых детей-сирот, проживающих в интернатах. Поддержать ЦЛП можно на платформе Благо.ру.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий