«Сделать удобным мир, где мы все вместе живем»: почему людям с нарушениями зрения нужны смартфоны


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» уже много лет помогает незрячим и слабовидящим людям жить лучше. Например, обучает пользоваться компьютерами и смартфонами. Однако хорошую технику себе может позволить не каждый. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Восемь тысяч рублей — маркировщик предметов. Пять тысяч — прибор для определения номинала денежных банкнот. Тридцать тысяч – навигатор для незрячих. От пятнадцати до двадцати – видеоувеличитель. Еще столько же — тифлофлешплейер для чтения аудиокниг», — сотрудник Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Вячеслав Царегородцев раскладывает на столе специальные гаджеты для незрячих и слабовидящих людей.

Вместе они тянут почти на 80 тысяч рублей. Смартфон, который стоит в шесть раз дешевле, с успехом заменяет их все.  

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Технологии, упрощающие жизнь людям с инвалидностью, развиваются стремительно – и часто незаметно для тех, кого это не касается напрямую. Первый iPhone с функцией, которая произносит вслух названия приложений, когда пользователь водит пальцем по иконкам, появился в 2009 году. Но и сейчас, 11 лет спустя, далеко не все зрячие знают о существовании раздела «Универсальный доступ» или «Специальные возможности» и тем более не представляют, как пользоваться их функционалом. Даже сотрудники салонов сотовой связи скорее всего предложат незрячему человеку купить кнопочный телефон, а не дорогой смартфон. 


Впрочем, людей с нарушениями зрения также нужно знакомить с достижениями IT-индустрии, чем нижегородская «Камерата» занимается уже много лет. В частности, у нее есть совместный с «Мегафоном» социальный проект «Универсальный мобильный помощник», участники которого учатся пользоваться сенсорными телефонами. Учат их незрячие специалисты, которые сами являются уже уверенными пользователями. И это логично, потому что невизуальное использование смартфона – отдельная наука. 

Когда на телефоне запущена программа чтения с экрана (в Android это TalkBack, в iOs – VoiceOver), стандартные жесты приводят к другим результатам. Например, привычный жест «смахивание» не перелистывает экраны, а переводит фокус с одного значка приложения на другое. Чтобы открыть приложение, нужен двойной клик. Есть жесты, которые выполняются двумя, тремя и даже четырьмя пальцами. Есть угловые. 

При этом сам экран может оставаться черным. «Иногда я еду в автобусе в наушниках, по экрану вожу пальцем, ко мне обращаются попутчики: «Вам помочь?» Или говорят: «Мужик, у тебя на телефоне ничего нет». А мне подсветка экрана не нужна. Жаль только, что батарейка не экономится», — рассказывает Вячеслав.

«Подавляющее большинство приложений в телефонах людей с нарушениями зрения — те же, что и у зрячих»

Первое, о чем неискушенный человек спрашивает незрячего, — какими специальными приложениями он пользуется. Они, конечно, есть. Например, Be My Eyes, с помощью которого можно позвонить волонтеру и попросить через камеру своего телефона посмотреть показания счетчиков или расписание автобуса.

Но подавляющее большинство приложений в телефонах людей с нарушениями зрения — те же, что и у зрячих. Telegram, WhatsApp, «Вконтакте». Популярны голосовые чаты.

А вот голосовые сообщения, при всем их очевидном удобстве, любят не все — в них неудобно искать. Чтобы написать сообщение, можно использовать клавиатуру или попросить голосового помощника. Яндексовская «Алиса» — вообще очень полезное изобретение для незрячих. Она может сделать снимок и опознать, кто или что на нем. Или прочитать текст, если он там есть. 

«Распознавание не специально для нас развивается, но и нам хорошо, — говорит Вячеслав. — Везде камеры, скоро можно будет идти со смартфоном в руках, и он будет описывать — справа лестница, слева остановка».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сейчас «осмотреться» помогает навигационное приложение OsmAnd, которое делал доступным для людей с нарушениями зрения незрячий программист. Еще с «Камератой» на связи разработчики приложения Bustime, которое определяет положение транспорта. Там есть, например, виброоповещения: перед нужной остановкой телефон провибрирует, что пора выходить. 

Но вообще-то про незрячих разработчики помнят не всегда. «Был ковид, самоизоляция, изобрели приложение «Социальный мониторинг».

Про нас не подумали, кнопки не подписали. На айфоне запускаешь приложение, водишь пальцем — ничего. Ладно, пережили. Хотя для программиста это несложно — пару символов добавить.

В сети есть стандарты международные и российские, есть опыт «Сбербанка» с гайдлайнами, на что обращать внимание», — говорит Вячеслав.

Сбербанк, как говорят в «Камерате», сделал свое приложение на 95% доступным и для Android и для iOs. «Они подписали все кнопочки, сделали жесты специальные, голосовой набор. В какой-то момент в Сбере задумались над темой доступности, и у них появилось подразделение «Особенный банк», которое отвечает за продукты и сервисы для людей с разными нарушениями», — рассказывает Вячеслав. А вот государство до решения этих задач пока не добралось. О доступности тех же «Госуслуг» приходится только мечтать.  

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Спецверсией сайта для слабовидящих никто никогда не пользуется»

Универсальный дизайн — это создание доступной среды, где будет одинаково комфортно людям с особенностями и без. «Это не спецверсия сайта для слабовидящих, которой никто никогда не пользуется. Компьютер и смартфон могут обычный сайт изменить до неузнаваемости — и шрифты поменять, и контрастность увеличить. А спецверсия, как правило, сильно урезана и редко обновляется», — говорит Вячеслав.  

И так во всем: не нужно придумывать отдельный мир для людей, которые не слышат, не видят или передвигаются на коляске. Нужно сделать удобным для них мир, где мы все вместе живем.

И тогда выяснится, что чтобы слушать аудиокниги, незрячему человеку не нужен тифлофлешплейер — огромное устройство, которое ни в карман не положишь, ни на улицу с ним не пойдешь. А для навигации не нужен отдельный гаджет с предзагруженными картами низкого качества. Не нужно таскать с собой видеоувеличитель, ведь можно воспользоваться лупой в телефоне. Есть только одно условие – этот телефон должен быть хорошим! 

«Нам важно качество, — говорит Вячеслав. — Сенсорный экран должен хорошо понимать жесты. Камера должна быть качественной, чтобы распознавать текст, цвета, чтобы волонтер видел в Be My Eyes не размытые пятна, а четкую картинку. Чтобы этим телефоном можно было платить. Поскольку постоянно работает «говорилка», важны производительность процессоров, оперативная память. Нужны датчики: NFC, с помощью которого можно маркировать предметы, акселерометр, позволяющий определять положение в пространстве, датчик освещенности. Мощная батарейка. За 5-6 тысяч такой телефон не купишь». 


«Благо.ру» начинает сбор на пять смартфонов для Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Они будут переданы тем незрячим, которые в них остро нуждаются, но не могут позволить себе такую дорогую покупку.

Поддержать сбор на Благо.ру

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий