Как работают благотворительные фонды: ответы на популярные вопросы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Наталья Петрова, директор по развитию фонда «Дети наши», в прямом эфире в Instagram обсудила с подписчиками, что такое благотворительность, как работают фонды и ответила на самые частые и популярные вопросы, а также рассказала о работе фонда «Дети наши». Специально для журнала «Филантроп» Наталья Петрова повторила свои ответы.

1. Что такое благотворительный фонд?

Благотворительный фонд — это один из видов некоммерчекой организации (НКО), полноценная организация со своими процессами, сотрудниками, которые работают по трудовому кодексу.

2. Чем отличает фонд от коммерческих организаций?

Фонд существует на деньги, которые привлекает из разных источников.

У фонда всегда есть основной документ — устав, в котором прописаны цели существования фонда и виды деятельности, которые фонд может осуществлять. Виды деятельности, которые в этот список не включены, фонд осуществлять не может.

В некоторых уставах прописано разрешение на коммерческую деятельность. Это значит, что фонд может предоставлять какие-либо услуги на коммерческой основе. Все средства, которые поступают от этих услуг, должны быть израсходованы в соответствии с назначением и целями фонда.

Ключевое отличие от коммерческой организации — нет ни акционеров, ни распределения прибыли. Все привлеченные средства расходуются на основные виды деятельности, которые прописаны в уставе.

«Всё, чтобы прервать цикл сиротства и бедности»: Варвара Пензова

3. Кто работает в фондах?

Как организация, фонд нанимает сотрудников, здесь нет никаких отличий от коммерческих организаций: трудовой договор, режим работы, рабочие задачи и т.д.

Но при этом в фонде есть еще волонтеры, которые предоставляют услуги безвозмездно: фотографы, дизайнеры, юристы, водители и т.д.

Наличие волонтеров, которые отдают часть своего свободного времени, помогает фонду сэкономить на некоторых статьях расхода и направить больше средств на помощь благополучателям.

Есть менеджеры: директор, директор по развитию, фандрайзеры, маркетологи. Эти специалисты, которые занимаются привлечением средств в фонд. Есть бухгалтеры, которые помогают организации существовать, как организации.

Есть те, кто работает непосредственно с благополучателями: психологи, специалисты по детской и подростковой психологии, социальные педагоги – люди, которые умеют увидеть картину в семье целиком, могут оценить и экономическое положение, и психологическое состояние, и эмоциональные связи.

Есть люди, которые пишут программы, методологии работы. Это комбинированные специалисты, которые понимают социальную проблематику, и обладают психологическим образованием и соответствующими знаниями, в том числе это и менеджер, способный организовать других для эффективной работы.

4. Откуда фонды берут деньги?

Источники финансирования разных фондов устроены по-разному — это могут быть частные или корпоративные пожертвования, целевой капитал, финансирование учредителем фонда — частным лицом или компанией, грантовая поддержка. Благотворительный фонд «Дети наши» — полностью фандрайзинговый фонд. Это значит, что фонд самостоятельно привлекает все средства.

Почти полмиллиарда рублей пожертвовали через онлайн-платформы в 2019 году: новое исследование БФ «КАФ»

5. А откуда деньги у фонда «Дети наши»?

  • Добровольные пожертвования от частных лиц.

В нашем фонде поступления от частных лиц составляют около трети бюджета.

При этом сумма пожертвования не так важна, важно количество жертвователей. Кто-то жертвует 100 рублей, кто-то – 15тыс. рублей, а кто-то списывает с карты оставшиеся на ней копейки. И все вместе эти, пусть и небольшие, суммы набирают половину годового бюджета фонда, а это около 20млн. рублей в год.

Дети наши — средний по размеру фонд фонд.

Есть организации, которые собирают миллиарды, и из них также 40-50% — это пожертвования частных лиц. Поэтому никогда не нужно недооценивать свой вклад.

Очень полезны для фонда ежемесячные подписки, когда с карты жертвователя ежемесячно списывается оговоренная сумма. Обычно жертвователи даже не замечают, когда она списывается. Но у нас ежемесячно таким образом набирается порядка 150тыс. рублей. И, так как подписка обеспечивает регулярность пожертвований, это сумма, на которую фонд может рассчитывать при планировании бюджета.

  • Поступления от юридических лиц и государственных грантов

Государство помогает НКО через организацию грантовых конкурсов. Фонд подает заявку, заполняет все документы, подробно описывает, на реализацию какого проекта собирается потратить деньги, как будет измерять результаты и т.д. Это довольно объемная и кропотливая работа.

Самый большой грантодающий ресурс в государстве на данный момент — Фонд президентских грантов. Количество заявок на прошлом конкурсе составило около 10 тысяч.

Существует система оценки: определяется, насколько актуальна проблема, насколько логичен, обоснован, последователен проект, рассматривается охват благополучателей, системность подхода к решению проблемы.

Система оценки серьезная, эксперты анонимные, процесс достаточно прозрачный.

Мы получаем гранты каждый год. Доля в бюджете фонда — примерно 10%.

Стоит отметить, что в период пандемии количество грантов не изменилось. И государство даже в некоторой степени идет навстречу фондам, дает послабления в части отчетности, перераспределения средств.

Поступления от бизнеса. Корпоративная социальная ответственность — это сравнительно недавно появившийся тренд. Для крупного бизнеса иметь проекты в сфере благотворительности – уже стало правилом хорошего тона. Все больше молодых специалистов обращают внимание на то, участвует ли компания в благотворительности, при выборе места работы.

Есть несколько способов участия бизнеса в благотворительности:

— грантовые конкурсы;

— передача средств в фонд по договору финансирования;

— участие в благотворительных акциях для сотрудников: сотрудники делают пожертвования в фонд, и иногда компании удваивают или утраивают собранную сумму.

«Всё, чтобы прервать цикл сиротства и бедности»: Варвара Пензова

6. Чем занимается фонд «Дети наши»?

Отвечая на этот вопрос, нужно вернуться к истории фонда. Это даст понимание того, как мы работаем сейчас.

14 лет назад все началось с волонтерских поездок в детские дома. Тогда были выбраны два детских дома в Смоленской области. В Москве и Подмосковье больше ресурсов и больше желающих помогать. А чем дальше от столицы, тем сложнее ситуация.

Волонтеры устраивали мастер-классы, праздники. Но очень быстро поняли, что разовые волонтерские поездки не решат проблем детей, никак не повлияют на их будущее.

Тогда был создан фонд «Дети наши». В самом начале были организованы кружки и творческие мастерские на базе детских домов, где ребята могли с пользой провести свободное время и попробовать себя в новых видах деятельности, которые потом потенциально могут стать профессией, такие случаи были.

У семейных детей формируется естественная мотивация, естественный интерес, потому что они живут в среде, где есть много примеров: разные профессии, типы занятости. А в детском доме дети живут в закрытой среде, и спектр профессий, которые они могут применить к себе, очень узок: учитель, воспитатель, повар, водитель.

А если детский дом находится, как один из наших подопечных домов, в 300 км от города, детям просто некуда выйти за пределы огороженной территории.

Фонд старается расширить горизонты детей.

Например: есть кружок скалолазания. В самом детском доме оборудована стенка. А мы вывозим группу детей на несколько дней, например, в Москву в профориентационно-развлекательную поездку. Дети ходят на московские скалодромы, встречаются с людьми, для которых скалолазание стало профессией и готовы поделиться своим опытом. Это помогает замотивировать детей, показать, что увлечение может стать делом жизни, и что есть неограниченное количество вариантов, в чем они могут реализовать себя.

Есть еще формат «День тени» — для подростков. Когда ребенок решает, кем он хочет быть, мы находим специалиста, который соглашается показать ребенку, как проходит его рабочий день.

Был случай, когда девочка не могла выбрать, кем она хочет быть, флористом или ветеринаром. Мы организовали ей день в московской ветеринарной клинике. И после этого она отказалась от идеи стать ветеринаром. Ведь, выбирая профессию, очень важно понимать, чем именно предстоит заниматься, а не полагаться на иллюзии.

У нас много разных форматов по профориентации, мотивации, поиску себя в жизни.

С детьми работают коучи. Коуч оценивает склонности, таланты и желания ребенка и выстраивает образовательный маршрут, подробно объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Когда ребенок поступает в выбранное им учебное заведение, будь то ссуз или вуз, фонд выплачивает ему стипендию. Для особенно отличившихся есть повышенная стипендия. Это отличная мотивация!

Еще у нас есть проект «Будем вместе»: пока ребенок находится в детском доме, мы ищем ему взрослого, волонтера, который становится ему другом и остается с ним посоле выпуска из детского дома. С волонтерами работают психологи, проводят собеседования, составляют психологический портрет. И такая же работа идет с ребенком. Психолог подбирает пары.

Важно понимать, это не опекунство, а очень сложный, но один из самых эффективных видов волонтерства.

Почти полмиллиарда рублей пожертвовали через онлайн-платформы в 2019 году: новое исследование БФ «КАФ»

7. Критерии отбора. Как происходит отбор и анализ семьи?

Второе и сейчас основное направление работы фонда — профилактика социального сиротства. Программно, системно в этом направлении мы работаем с 2018 года.

Началось все с работы на восстановление кровных связей детей в наших подшефных учреждениях с их родными. И теперь мы работаем на профилактику, начинаем помогать семье до того, как проблемы приведут к изъятию ребенка.

Не допустить попадание ребенка в детский дом – это общемировой тренд. Поддержать кровную семью — гораздо более эффективно со всех точек зрения, в том числе с экономической, чем изъять ребенка из семьи и воспитывать его в детском доме.

Кризисные семьи — семьи, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах – одна из основных целевых аудиторий, с кем мы сейчас работаем. Сейчас эта работа тоже ведется в Смоленской области, но мы планируем ее расширять и на другие регионы.

Как эти семьи к нам попадают? У нас налажено сотрудничество с органами опеки. Они сообщают нам о семьях, которые находятся на грани изъятия, хотя ситуация не критическая, ребенок здоров, его не избивают. Наша «мобильная бригада» социальных педагогов и психологов выезжает в семью и на месте оценивает ситуацию.

Берем ли мы семью в работу, не субъективное решение одного-двух человек. У нас есть методология оценки состояния семьи. Каждый шаг работы с семьей проходит по выработанной методологии, оформляются документы.

Причина 40% попаданий детей в детские дома – экономическое положение семьи, то есть бедность или даже нищета. Но это только симптом, на самом деле проблема намного глубже, и решать ее нужно комплексно. Нельзя просто выдать семье денег и забыть.

Наша цель – вывести семью из кризисного положения, чтобы она научилась дальше справляться самостоятельно. Мы с каждой семьей подписываем договор и план выхода из кризиса и работаем над решением проблем вместе.

Адресно-материальная помощь у нас тоже есть. Но все не так просто. Мы можем завезти кур и поросят, чтобы семья могла развивать приусадебное хозяйство. Довольно часто помогаем с печками в деревенских домах. Если печка работает плохо или не работает совсем, – это угроза жизни и здоровью ребенка. Цена восстановления печки – около тридцати тысяч рублей – это цена сохранения семьи.

Но такая помощь – всегда только часть работы с семьей. Главная задача – найти внутренний ресурс, чтобы семья стала стабильной, показать, что они в состоянии справиться с трудностями.

Дети – это один из сильных мотиваторов для родителей. Часто мы наблюдаем, что, когда ребенка забирают, у семьи пропадает стержень, руки совсем опускаются.

Отстоять ребенка – важно не только для самого ребенка, но и для родителей.

Мы работаем не со всеми семьями. Есть ситуации, когда мы понимаем, что семье мы не можем помочь, например, если ребенку угрожает опасность, при очень тяжелой алкогольной или наркотической зависимости.

8. Как можно помочь фонду — и фонду «Дети наши», и другим?

Самый эффективный способ – пожертвованиие. Деньги – это основной ресурс, который нужен фонду.

Также существует интеллектуальное волонтерство – практически любые компетенции фонду нужны: фотографы, дизайнеры, юристы и т.д.

Как это работает? Просто заполните форму на сайте, и сотрудник фонда с вами свяжется и расскажет, как вы можете помочь.

Волонтерский фандрайзинг — распространение информации о фонде, проведение акций. Частая история – фандрайзинг на день рождения или по другому поводу, когда вместо подарков человек собирает деньги в пользу фонда. Для этого можно завести страничку на сайте фонда или на других сайтах, например, на портале Такие дела.

Волонтёры-наставники – очень ценный для фонда ресурс. В Смоленске у нас сейчас сорок пар волонтер-ребенок.

Не стоит недооценивать репосты в социальных сетях. Это действительно важно, потому что мы постоянно работаем над тем, чтобы расширять нашу аудиторию и как можно большему количеству людей рассказывать о проблеме, которую решаем. К сожалению, далеко не все люди понимают масштаб проблемы социального сиротства.

8. Как понять, что в интернете на операции и лечение (и не только) собирают не мошенники?

Во-первых, никогда не поддавайтесь эмоциям. Мы за доказательную, разумную благотворительность. Не поленитесь, зайдите на сайт фонда. Благонадежный фонд всегда имеет на сайте регистрационные документы, отчеты о своей деятельности, о сборах, о расходах, обязательно годовой отчет, многие фонды делают также ежемесячные отчеты.

Но мошенники тоже могут зарегистрировать фонд. И тогда регистрационные документы будут на сайте. А на вопрос, где отчеты, легко ответить, что фонд существует недавно и отчетов еще просто нет.

Поэтому, кроме документов, нужно проверять еще и руководящий состав фонда: руководство фонда, команда фонда, правление. Часто в попечительском совете присутствуют известные личности. У нас это, например, Алексей Кортнев. Проверить, действительно ли эти люди имеют отношение к фонду, не сложно.

Еще один критерий. Существуют платформы, которые занимаются верификацией фондов:

— Платформа БФ «КАФ» Благо.ру

— Благотворительное собрание «Все вместе»

Сервис «Маяк» Добро.mail.ru

— портал Такие дела / Нужна помощь

Если фонд входит в одну из этих организаций — это доказательство его благонадежности.

Не ленитесь звонить в фонд и просить рассказать о том, чем он занимается. Нормальный фонд всегда открыт к подобным вопросам.