«Нам только кажется, что экологические проблемы — это что-то локальное»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В сентябре международной организации Гринпис исполнилось 50 лет. «Филантроп» поговорил с программным директором российского отделения Полиной Малышевой про победы организации в мире и в России, про сложности и работу российского офиса. 

Про победы

Сложно выбрать главное достижение нашей международной организации. Изначально многие изменения казались радикальными и совершенно невозможными. Например, в 1982 году после многолетних акций протеста Гринпис удалось добиться того, чтобы Международная китобойная комиссия приняла мораторий на добычу китов. До этого этих прекрасных животных можно было убивать разными кровожадными способами. 

Экипажи кораблей MY Arctic Sunrise и MY Esperanza выложили своими телами надпись «Помогите положить конец китобойному промыслу!» на льду Антарктиды после завершения двухмесячной кампании против китобойного флота Японии

Второй пример: Гринпис добился того, чтобы прекратились испытания ядерного оружия. В 1995 году мы собрали 7 миллионов подписей против того, чтобы Франция проводила испытания. Первые акции протеста задолго до этого начались против испытаний, которые проводили США. Можно сказать, что Гринпис родился как такая антиамериканская организация, которая противодействовала военной машине США. В итоге не только США и Франция прекратили испытания, но и другие страны, в числе которых была Россия. 

Активисты Гринпис протестуют на авиабазе Бюхель за вывод всего американского ядерного оружия из Германии. Баннер на воздушном шаре гласит: «Запретите ядерное оружие!»

Это были огромные изменения, которые казались в начале просто невозможными, но они происходили — и это главное достижение Гринпис. 

Теперь приведу примеры из России. Раньше захоронение радиоактивных отходов происходило в мировой океан. Гринпис добился того, чтобы это было прекращено. В 1993 году Россия прекратила сброс жидких радиоактивных отходов в Японское море. Это было первой значимой победой российского отделения НКО. 

Усилиями российского Гринпис восемь территорий России, среди которых «Вулканы Камчатки», «Озеро Байкал», «Золотые горы Алтая» и другие — признали Всемирным наследием ЮНЕСКО. Это своеобразный природоохранный «Оскар» и это значит, что теперь эти территории находятся под международной охраной. Первыми в список в 1995 году вошли «Девственные леса Коми»

Также вместе с неравнодушными людьми и другими общественными организациями мы смогли остановить строительство нефтепровода в 800 метрах от берега озера Байкал — это хотела осуществить государственная компания «Транснефть». В 2004 году местные активисты обнаружили вырубку леса и сообщили об этом нам. В итоге благодаря широкой общественной кампании, в которой приняли участие Гринпис, ученые, деятели культуры и жители всей России, в 2006 году президент России Владимир Путин поручил изменить маршрут нефтепровода. Это была абсолютно четкая победа людей над нефтяной компанией в стране. 

В России сохраняется возможность вылова морских млекопитающих, в частности, косаток и белух для развлекательных целей, например, с целью продажи в китайские океанариумы. В 2019 году мы обнаружили китовую тюрьму и вместе со сторонниками и с коалицией природоохранных организаций добились ее закрытия. Под давлением общественности косаток и белух оттуда выпустили, мы отслеживали, чтобы это освобождение произошло не на словах, а на деле. Сейчас мы будем добиваться законодательного запрета на вылов млекопитающих в развлекательных целях. Мы всегда выступаем за системное решение проблемы. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Про офис в России

Гринпис появился в СССР как фонд.

У нас в архиве есть документы, которые, вероятно, принадлежат ЦК КПСС, где говорится, что Гринпис — это антивоенная и антиамериканская организация, и ее появление на территории СССР приветствуется. 

Первые природоохранные проекты в лесном направлении начались в 1992 году, тогда же мы столкнулись с противодействием крупного бизнеса и властей. Например, когда мы бились с нелегальными вырубками на Дальнем Востоке, нашим активистам поступали угрозы. Благодаря тому, что мы международная организация и можем привлекать международные СМИ, удалось добиться приостановки вырубок хотя бы на особо-ценных территориях. Более того, часть из этих территорий вошли в номинацию «Центральный Сихотэ-Алинь», которую в 2001 году включили в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО

В 1994 году в Коми произошел крупнейший разлив нефти: прорвало нефтепровод «Коминефти», в реки и леса вылилось более 100 тысяч тонн нефтесодержащей жидкости. Местные власти пытались занижать реальные масштабы катастрофы, минимум, в 10 раз. Они начали бороться с разливом самым варварским способом — выжигать нефть. Благодаря тому, что мы оказались на месте катастрофы, впечатляющие кадры разлетелись по международным СМИ. Нам удалось приостановить сжигание нефти и добиться признания реальных масштабов катастрофы. После этой катастрофической ситуации Гринпис много лет добивался системного решения проблемы — замены старой инфраструктуры, отказа от разработки новых месторождений и переходе России на «зеленую экономику», которая позволит развивать новые и экологичные отрасли, а не зависеть от продажи ресурсов. 

Сейчас нам очень важно привлекать как можно больше пожертвований от российских граждан. Гринпис не принимает деньги от правительства и корпораций. 

Про критику

По поводу Гринпис у людей довольно много предубеждений. В целом в мире конспирологические теории пользуются популярностью. Из последнего я слышала, что Джордж Сорос специально поджигает леса, чтобы использовать это как климатическое оружие. 

Многие думают, что Гринпис — это отделение спецслужб. В США считают, что это ФСБ создало и поддерживает организацию, а в России — что Госдеп. Это все, конечно же, миф, можно посмотреть наши финансовые отчеты на сайте, где четко написано, кто нам жертвует деньги, на что мы их тратим и кем мы были созданы. Вся наша работа прозрачна для тех, кто хочет знать.

Второе частое обвинение — это то, что Гринпис действует в Китае, США, России и других странах, чтобы развалить национальную экономику. Это тоже миф: переход на зеленую экономику неизбежен. Экономика должна меняться, она не может зависеть от продажи углеводородов.

Если об этом говорит Гринпис — да, это неприятно слышать, но это не значит, что это против национальных интересов. Но кто-то же должен смотреть в будущее, чтобы была возможность подготовиться. Это значит, что нужно меняться, а не прятаться от проблем.

В целом проблема искажения информации, лжи вместо правды имеет отношение к экологическим проблемам. При лесных пожарах власти тоже не признавали истинные масштабы и причины. Такая природоохранная ложь совершенно губительна, поэтому Гринпис с этим борется. 

Про взаимодействие с другими офисами

Гринпис — это международная организация с 26 офисами в 55 странах мира. Некоторые офисы работают в регионах, по нескольким странам. Это именно сеть независимых организаций, поэтому как такового головного офиса у нас нет. Наш координационный центр находится в Амстердаме. 

Этот центр формирует и распределяет глобальный бюджет. Все наши офисы существуют на частные пожертвования и если они уже самоокупаемые, то отдают какую-то часть денег в международный бюджет для поддержки офисов, которые пока не вышли на такую цель. Среди них Россия, Индия, Бразилия, Африка. Таким образом офисы осуществляют взаимопомощь. 

Все международные организации взаимодействуют по глобальным проблемам. Сейчас мы выступаем за международное соглашение по сохранению океанов на уровне ООН, которое позволит создать сеть океанских заповедников. Она охватит по меньшей мере треть мирового океана к 2030 году. Это лучший способ остановить разрушения океана, восстановить биоразнообразие и запретить промышленное освоение, которое приводит к деградации экосистемы.

Сейчас мы также думаем над возможностью международного соглашения по пластику. Пластик путешествует по миру — можно привести в пример знаменитый остров из мусора в Тихом океане, который только растет. 

В целом, нам только кажется, что экологические проблемы — это что-то локальное или национальное. Если горят леса Сибири, то это влияет на климат всей планеты. 

Про бюджет

Российский бюджет Гринпис сейчас на 30% состоит из пожертвований россиян и на 70% — международной помощи. Мы будем повышать процент пожертвований от россиян. 

В России у нас большой офис, поскольку в стране много экологических проблем. У нас работает больше 100 человек. 

У нас четыре крупных природоохранных направления:

Лес

Пожары

Климат и энергетика

«Ноль отходов»

Также мы работаем как медиа — у нас есть свои каналы и ресурсы: от сайта до телеграм-канала и присутствие во всех соцсетях. Как это работает? Например, в 2020 году произошла катастрофа на Камчатке. Серферы, которые первыми заметили, что с океаном что-то не то, и у них появились признаки отравления, первыми обратились к нам с просьбой помочь. Мы с помощью спутниковых снимков Халактырского пляжа Камчатки получили первое понимание, что там происходит, сообщили об этом СМИ. У нас есть группа специалистов, которая для всего Гринпис анализирует такие спутниковые снимки, делает карты. Например, мы создали дашборд, который отслеживает ситуацию с пожарами во всем мире. 

Еще у нас есть еще группа реагирования на аварии и разные катаклизмы. Мы выезжаем на место, свидетельствуем, что там происходит, пишем жалобы в ответственные государственные структуры, не даем замалчивать проблему. 

Волонтеры Гринпис

Нас поддерживают сторонники:

-Есть люди, которые подписывают петиции, ставят лайки, репостят сообщения. Это очень важно в современном мире. Они работают, как такой информационный хаб. Таких онлайн-сторонников около 800 тысяч человек. 

-Мы благодарны нашим финансовым донорам: их в России 35 тысяч человек. Их поддержка жизненно необходима, поскольку мы работаем для россиян, во имя природы России и заинтересованы в улучшении качества жизни. 

-Также у нас 3,5 тысячи волонтеров. Они создают локальные группы активистов и объединяются для решения местных проблем. Эти волонтеры выступают как баланс между тем, что интересно им в их регионах и тем, что делаем мы как международная организация. 

Про взаимодействие с другими НКО

Мы сотрудничаем с разными экологическими движениями в России. Они чаще всего занимаются проблемами раздельного сбора мусора, борьбой с мусоросжигающими заводами, лесными пожарами, загрязнением воздуха, вырубкой зеленых насаждений в городах и многим другим. 

Благодаря взаимодействию с группами добровольных лесных пожарных, нам удалось на 95% снизить число торфяных пожаров весной. В таких пожарах важно вовремя отреагировать. Также удалось снизить на 30% число весенних пожаров: мы считаем по количеству термоточек в весенний период в сравнении со средними многолетними значениями с 2002 по 2017 годы. 

Правда, катастрофические пожары бушуют летом в Сибири, потому что это очень труднодоступные районы, так называемые «зоны контроля». По итогам пожаров в Якутии Гринпис направил в правительство список необходимых мер: это, например, значительное сокращение площади неохраняемых лесов, увеличение финансирования противопожарных мероприятий, информационная кампания для населения, развитие пожарного добровольчества. Только реализация комплекса мероприятий позволит бороться с пожарами в условиях изменения климата, который усугубляет пожароопасную обстановку.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Про цели 

Сейчас в нашем фокусе — переход России на углеродную нейтральность к 2050 году. Для этого мы разработали свое видение, как Россия может перейти на зеленый курс. Оно касается разных отраслей: лесное хозяйство и борьба с пожарами, обращение с отходами и климат и энергетика, циркулярная экономика. 

Например, в лесном направлении мы выступаем за то, чтобы сохранять дикие леса, выращивать лес и вести устойчивое лесное хозяйство на брошенных сельхозтерриториях.

Еще мы за отказ от мусоросжигания и вредных технологий борьбы с отходами. Мы считаем, что нужно запрещать одноразовый неперерабатываемый пластик, сокращать производство и потребление пластика в целом, а то, что можно переработать — собирать раздельно. Мы рады видеть, что в России уже идет такая дискуссия о запрете одноразового пластика.

Про инагентство

Конечно, мы знаем ситуацию, и видим, какое давление сейчас идет на другие НКО и СМИ.

Гринпис — это российская организация, которая была создана для целей защиты природы и занимаемся только природоохранной и благотворительной деятельностью, что по закону не может быть отнесено к политической деятельности.

Мы — источник независимой экспертизы, которой пользуются общество, власти, все, кому нужен независимый профессиональный взгляд на экологические проблемы.

Гринпис работает ради людей и ради природы России. 

Про силу сообщества 

Когда активные люди сталкиваются с прессингом, это тяжело. Я верю в то, что у российского общества все же налажены горизонтальные связи и взаимная поддержка. У нас были примеры, когда совершенно разные люди объединялись и отстаивали природоохранные ценности. Можно не верить в себя, но факты показывают совсем обратное. Вопреки давлению мы реально все вместе можем добиваться крупных природоохранных побед.

Это вселяет надежду!

Ежегодная встреча российских волонтеров Гринпис

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий