«Ozon Забота»: как работает новая благотворительная программа
Компания Ozon запустила программу «Ozon Забота», благодаря которой покупатели и продавцы маркетплейса начали помогать благотворительным фондам. Сейчас в программе участвуют шесть НКО, до конца октября в программу войдут около 10 новых организаций, и дальше их число будет увеличиваться. Как попасть на эту площадку, у которой ежемесячная аудитория более 40 млн человек? Елена Чернина, руководитель группы социальных проектов Ozon, ответила на главные вопросы о том, как устроена благотворительность одного из крупнейших российских маркетплейсов и как НКО стать участниками программы.
Какие НКО могут стать участниками программы и как?
Чтобы стать участником программы «Ozon Забота», фондам нужно пройти верификацию. Наши юристы проверяют НКО по определенным критериям — всего их около двадцати. Самые важные параметры: прозрачная отчетность, понятная программная деятельность и свежий аудит. Мы — публичная компания, которая торгуется и на московской, и на американской бирже. Поэтому нам важно взаимодействовать с теми НКО, которые ведут свою деятельность уже минимум несколько лет, системно помогают и могут это подтвердить.
Что можно делать на платформе? Можно продавать свой мерч?
Да, это одна из опций. Но для того, чтобы участвовать в продаже своей фирменной продукции, НКО должны иметь возможность заниматься коммерческой деятельностью. У многих в уставе это прописано, но не каждая организация готова фактически идти на это — в том числе, из-за необходимости вести отдельную отчетность и платить налог с продаж, то есть 6% по упрощенной системе налогообложения. Решение — конечно же, за самой НКО.
Какие товары можно продавать?
Мы не ограничиваем продавцов в плане продукции. Фонды могут продавать что угодно — от скрепок до одежды. Главное, чтобы это были достойные вещи, которые хочется использовать дома или сделать частью своего гардероба. Мы рады, что у нас есть не только худи, шопперы и футболки, которые можно найти почти везде, но и уникальная продукция. Например, товары центра «Вверх», который специализируется на работе с деревом. Ребята делают вещи, полезные в быту: посуду, подставки для ноутбуков, органайзеры и даже кормушки для птиц.
Какие есть еще возможности?
Можно участвовать в программе, но не принимать оферту — прийти к нам со своим продавцом, коммерческим брендом, который уже совершает продажи на Ozon и который готов делать отчисления по договору пожертвования. Пока такие партнёры есть у фонда «Движение Вверх», это три продавца — СИБА.Retail, Naturalina и «Мистер Фундук».
Участие в программе — возможность для продавца заявить, что у него социально-ответственный бизнес и он готов помогать тем, кто в этом нуждается. Если покупатель хочет заказать чай, но не знает, какой именно, решающим фактором в выборе может стать именно помощь продавца тому или иному фонду.
Ведь это вдвойне приятно, когда ты совершаешь покупку и знаешь, что часть денег пойдет на благотворительность.
В конце каждого месяца мы смотрим, сколько товаров реализовано и какую сумму продавец должен перечислить в НКО. Перевод средств на счет фонда продавец подтверждает платежными поручениями.
А что такое благотворительные сертификаты?
Это вариант рекуррентного платежа — возможность для покупателя поддержать понравившийся фонд и купить благотворительный сертификат. Сейчас они представлены номиналом 50, 100, 200, 500, 1000 и 2000 рублей, чтобы человек с любым уровнем дохода и вовлеченности в благотворительность мог совершить доброе дело. Мы хотим, чтобы в перспективе пусть и небольшие, но постоянные пожертвования становились «доброй» привычкой наших покупателей.
Даже если НКО не реализует собственную продукцию на маркетплейсе, ей все равно нужно пройти верификацию и принять оферту — агентский договор между Ozon и фондом. В договоре, помимо общих пунктов, прописывается, как и когда Ozon перечисляет деньги в фонд. Сначала они попадают к нам, а потом мы перечисляем их на счет фонда. Как правило, это происходит раз в месяц. Следить за количеством реализованных товаров и полученных пожертвований каждая НКО-участник программы может в собственном личном кабинете на сайте Ozon.
Какая у платформы комиссия?
Комиссия Ozon на продажу продукции для фондов-участников — 2%. Мы понимаем, что основная задача любого фонда — собрать как можно больше средств для реализации собственных программ, но комиссия необходима, потому что маркетплейс предоставляет не только возможность реализовывать товар, но и техническое сопровождение — хранение, логистику товаров — и продвижение программы в целом. Вся сумма, за исключением этой комиссии и стандартной логистистической комиссии Ozon, направляется в НКО.
Всегда в продаже товаров на маркетплейсе возникает вопрос доставки и хранения. В этом плане фондам выгодно с нами сотрудничать: мы обеспечиваем бесплатное размещение продукции, поэтому им не приходится хранить все у себя. Это позволяет нам быстро и напрямую доставлять заказы покупателям.
Зачем вообще придумали «Ozon Забота»?
У Ozon есть то, что нужно благотворительным фондам: экспертиза в сфере онлайн-продаж и огромная аудитория. С нами сотрудничают десятки тысяч продавцов, а покупки совершают миллионы пользователей. Мы очень хотели рассказать им, что существуют благотворительные организации, которым можно и нужно помогать. Наша цель — сделать маркетплейс одним из инструментов удобной и доступной помощи, чтобы люди не задумывались о том, как им поддержать фонд, а просто делали это во время оформления очередного заказа. Это поможет выработать у покупателей привычку помогать, и тогда миллионы наших пользователей будут легко делать добрые дела с каждой покупкой.
При этом мы придерживаемся позиции, что помогать нужно всем, кто в этом нуждается.
Общеизвестный факт, что чаще люди помогают тем, кто менее всего защищен – например, детям. Согласно исследованию БФ «КАФ», в 2020 году 6 человек из 10 совершали частные пожертвования в пользу детей. Это 59 процентов от всех людей, кто помогает. Мы же расширили палитру помощи и включаем в программу фонды, которые поддерживают разные группы: детей, взрослых, животных. Особенно мы заинтересованы в помощи взрослым, потому что именно они являются нашей основной аудиторией и потому что они, как правило, получают меньше всего поддержки.
Ozon — маркетплейс, где можно найти любой товар, у нас более 27 миллионов товарных наименований, которые покупают более 18 миллионов активных пользователей. И нам важно знать, что мы делаем что-то полезное, что наш социально ответственный проект помогает благотворительному сектору и, возможно, даже нашим покупателям.
+ There are no comments
Add yours