Говорить, слушать, понимать: как помогают семьям, где есть люди с инвалидностью


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Московская общественная организация «Яблочко» уже больше 10 лет помогает семьям со взрослыми детьми с ментальной инвалидностью. В проекте «Новый взгляд» родители получают психологическую поддержку и помощь, чтобы научиться бороться с выгоранием и лучше понимать себя и своих детей.

Участники проекта «Новый взгляд»

«У родителей детей с инвалидностью возникают самые разные страхи, — рассказывает руководитель «Яблочко» Елена Златогуре. — Подчас семья замыкается на себе, на своих проблемах, а это всегда путь к выгоранию. Мы увидели, что родителям наших подопечных нужна поддержка, так появился наш проект. И мы убедились: эта помощь  востребована. Во многих семьях улучшился климат, взаимоотношения стали мягче между супругами и между родителями и детьми. Стало больше понимания потребностей детей, их чувств и эмоций».

Семьям, где воспитывают ребенка с инвалидностью, непросто, это огромная ответственность и эмоциональная нагрузка. Так полтора года назад появился проект «Новый взгляд»: специалисты «Яблочко» создали его при поддержке Фонда президентских грантов для помощи семьям, где растут люди с ментальными особенностями. Сейчас сотрудники НКО подводят итоги проекта и уверены, что он оказался эффективен.

«Мы получили поддержку и практические советы»

Проект был комбинированным, часть встреч проходила онлайн, часть офлайн. На этих консультациях родители вместе со специалистами обсуждали разные вопросы, связанные с воспитанием детей с ментальными особенностями. Специалисты отмечают, что особенности поведения и психологии надо понимать, принимать и правильно реагировать, чтобы добиться полноценного взаимодействия вместо раздражения с обеих сторон, обид и конфликтов. Иногда неверное слово может подтолкнуть молодого человека к тому, что он замкнется в себе, или, наоборот, внезапно продемонстрирует вспышку гнева. Психологи объясняли родителям, как правильно действовать и что говорить в той или иной ситуации.

«Я была рада тому, что психологи подают информацию на профессиональном уровне, но при этом всё было понятно и доступно, — говорит мать 24-летнего Георгия с ДЦП Инесса Тарасова. — Мы обсуждали и некоторые табуированные темы, например, половое воспитание наших детей. Ведь бывает, что это надо с кем-то проговорить, получить совет, но сделать это негде и не с кем. И вот, наконец, такая возможность появилась. Очень важно, что благодаря подходящей атмосфере на встречах мы не смущались и не стеснялись своей ситуации: все общались раскованно. Чувствовалось, что это дружеское общение уважающих друг друга единомышленников».

Мама еще одного подопечного РОО «Яблочко» 24-летнего Георгия Инна Сорокина заметила, что благодаря проекту ей удалось на практике разобраться с рядом сложностей: «Для меня важно, что психологи помогли подобрать ключик к разным психологическим ситуациям. Мы не всегда верно понимаем своих детей, а надо правильно реагировать: где-то промолчать, где-то похвалить, а в какие-то моменты проявить строгость. Я стала лучше разбираться в этом».

Инна рассказала, что на одной из встреч их учили техникам расслабления. По ее словам, это важно, поскольку дети считывают с родителей эмоции и начинают транслировать ответную реакцию.

«Если я чувствую, что закипаю или устаю, я могу уйти в комнату, сделать упражнения, успокоиться. Покой и мир в доме очень важен для любой семьи, а для наших семей особенно. Например, сын ездит в мастерские РОО «Яблочко» самостоятельно в транспорте. И мне важно, чтобы он не волновался, ехал в хорошем спокойном настроении, не переживал из-за напряженности дома или из-за нашей даже пустяковой ссоры. От его эмоционального состояния зависит, вовремя и правильно ли он доберется до места. Поэтому помощь проекта — неоценима», — рассказывает Сорокина.

На встречи приходят не только мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Для всех важно, что общение с психологом идет вживую, благодаря этому лекция часто превращается в дискуссию. «Мы делимся и своими проблемами, и своим опытом, — замечает Инна Сорокина. — Кстати, родители зачастую мало рассказывают о своих детях, может быть, смущаются или переживают. Но наше общение помогает. Мы узнаем, как живут дети в других семьях, какие сложные ситуации происходят, как из них выходить».

Особенный ребенок в семье: оценить ресурс и развиваться вместе

Мысли о будущем

Самый большой страх родителей — в том, как дети будут жить, когда их не станет. Часто родители чрезмерно опекают своих уже выросших детей с инвалидностью, поскольку не верят в их самостоятельность. Психологи советуют научиться ослаблять контроль, давать ребенку решать и делать что-то самому, чтобы он почувствовал ответственность за свои действия и ощутил себя самостоятельным. Благодаря совету родители убеждаются: их взрослые дети действительно могут обходиться в каких-то вопросах без них.

Мама 23-летнего Дениса с ДЦП и осложнениями по зрению Наталья Титоренко отмечает: благодаря проекту климат в семье стал мягче. По-другому стали вести себя не только родители, но и сам Денис. Молодой человек научился самостоятельно решать конфликты. «Например, когда сын играет на фортепиано, бабушка во всем его поддерживает, хвалит. Раньше кто-то мог его покритиковать, из-за чего Денис расстраивался. Теперь он научился принимать критику и даже говорит: „Вы сказали все правильно, я буду еще репетировать, но если вам хоть немножко понравилось, это хорошо“. Он умеет примирять нас всех, научился с нами договариваться», — рассказывает Наталья.

А родители стали лучше понимать сценарии поведения сына, меньше раздражаться. «Денис научился проговаривать свои эмоции, цели, впечатления, и нам он стал ближе, понятнее, — добавляет Титоренко. — Проект расширил наши представления о возможностях сына».

«Надеть маску на себя»: как не дать себе выгореть

Самая большая проблема семей с детьми с инвалидностью — эмоциональное выгорание. Когда человек постоянно жертвует своим временем и интересами во имя ребенка, то рано или поздно появляются стрессы, неврозы, признаки депрессии или даже полное выгорание. Но лучше не доводить себя до такого состояния — это риск не только для собственного здоровья, но и для внутрисемейной ситуации.

Выгорание может привести к разводам, собственному разрушению, к потере взаимоотношений с ребенком.

Важно помнить про известное правило «сначала надеть маску на себя, потом — на ребенка». Излишнее жертвование собой не приводит к успеху, поэтому стоит не забывать о себе, своем ресурсе, здоровье, возможностях и интересах.

Клинический психолог, ведущий специалист проекта «Новый взгляд» Ирина Маякова отмечает, случаев эмоционального выгорания среди семей с взрослыми детьми с ментальной инвалидностью действительно много. Проект помогает участникам разобраться с этой проблемой.

Взять за руку: как проект по сопровождению людей с ментальной инвалидностью помогает семьям

«Участники проекта говорят, что стали лучше понимать себя, увидели потребности своих детей, иначе стали смотреть на их жизнь. Важно, что благодаря проекту родители перестали так тяжело переживать за будущее своих детей. Они поняли, что их „Я“ первично по отношению к ребенку и другим сферам жизни. Есть „Я“ — есть и ребенок, нет меня — нет его, это более правильная парадигма. Для многих эта мысль была облегчением, после чего из семьи ушла напряженность», — отметила Ирина.

«Проект дает родителям огромный ресурс»

Всего за время работы проекта «Новый взгляд» психологическую помощь получили больше трехсот родителей. Елена Златогуре подчеркивает, работа психологов дала заметный результат: «Наши специалисты помогают мамам, папам и другим членам семей иначе посмотреть на свои внутренние ситуации, изменить свое поведение, учат шире смотреть на какие-то моменты, лучше понимать своих детей, верить в их возможности, давать им больше самостоятельности, находить время для себя».

Ирина Маякова добавляет: проект дает родителям огромный ресурс и возможность расширить свои знания об их уже взрослых детях, увидеть, что они уже не малыши или подростки, а сложившиеся личности, со своими потребностями. «Да, эти потребности не всегда здоровы, но они есть. Мамы и папы научились принимать своих детей новыми, с другими проявлениями в их инвалидности, другими запросами. Родители осознали взрослость своих детей, и то, что уже нельзя просто диктовать, решать, что им лучше: надо услышать, что хочет сам уже выросший ребенок», — подчеркнула Ирина.

Также родители получили возможность общаться не только со своим ребенком внутри семьи, но и с миром. «Они стали общаться между собой, поняли, что можно получить новое видение ситуации, и важно, что оно исходило не от специалистов, а от таких же родителей. Теперь они могут продолжить это общение», — уверена Ирина Маякова.

«Для нашей семьи это большое подспорье, мы хотели бы, чтобы проект продолжался, — говорит Наталья Титоренко. — Когда вы видите картинку с другой стороны, становится легче. Обычно мы видим своего ребенка непохожим на других, „нормальных“ детей. А теперь видим, что наши дети — нормальные, просто надо изменить условия жизни. Все мы — с особенностями. Нет нормы и „ненормы“, просто есть условия, лучше или хуже подходящие конкретному человеку».


По итогам работы «Нового взгляда» будет создана брошюра, в которой будут отражены все темы проекта. Ее можно будет скачать на официальном сайте РОО «Яблочко». Вы можете поддержать работу НКО на ее сайте.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий