«Помощь семье, но не работа за неё». Как НКО сопровождают приёмных родителей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Когда дети с опытом сиротства попадают в приёмную семью, они могут проявлять сложное поведение: не слушаться взрослых, вести себя агрессивно, не справляться со школьной программой. Чтобы помочь решить кризисные ситуации, сотрудники органов опеки должны сопровождать приёмных родителей. На практике — система работает не всегда, поэтому комплексную помощь чаще всего предлагают профильные НКО.

Президент фонда «Найди семью» Елена Цеплик рассказала «Филантропу», каким должно быть грамотное сопровождение приёмных семей и какие риски существуют, если вовремя не получить помощь специалистов.

Фото предоставлено фондом «Найди семью»

С какими проблемами сталкиваются приёмные семьи

Дети из детских домов отличаются от «домашних» ровесников. В сиротских учреждениях, как правило, оказываются дети из социально неблагополучных семей, в которых родители по разным причинам не могли нормально о них заботиться. Например, из-за употребления алкоголя или наркотиков, либо какой-то иной формы социального неблагополучия. В таких семьях дети часто не просто не получают родительского внимания, но их не кормят, не покупают им одежду и игрушки, бьют, а иногда дело доходит и до более тяжелых форм насилия. Такая жизнь создаёт у ребёнка физические проблемы и душевные травмы. 

В детском доме ребёнка, конечно, кормят и держат в тепле, но никакой речи о лечении детских травм нет. Из-за этого воспитанник растёт в физически безопасной, но крайне неблагоприятной для реабилитации и развития среде. В результате он «замораживается», его травмы уходят глубоко внутрь. 

Когда такой ребёнок оказывается в приёмной семье, весь прошлый опыт даёт о себе знать. Выражается это в различных особенностях поведения: воспитанники учреждений могут хронически не слушаться, не реагировать на просьбы, провоцировать родителей на агрессию или проявлять агрессию сами, воровать, драться, проявлять различные виды сексуализированного поведения, испытывать самоагрессию. 

Весь жизненный опыт такого ребёнка не позволяет выстраивать со взрослыми доверительные отношения: взрослый мир проявлялся к нему так ужасно, что ни о каком доверии, а тем более привязанности и любви, речи быть не может. Чтобы преодолеть последствия всех психологических травм и научиться доверять взрослым, ему требуется не только время, но и психологическая реабилитация.

На это накладываются серьёзные проблемы с обучением и с внешним социальным взаимодействием. Дети из детских домов, как правило, отстают в развитии и не способны нормально усваивать школьную программу. Это связано с тем, что когда ребенок годами живет в состоянии стресса, развитие останавливается. Психологией давно доказано, что любое развитие и усвоение навыков и знаний возможно, только когда ребенок спокоен — этого у детдомовского воспитанника не бывает никогда. И вот такой отстающий ребёнок приходит в школу, а учителя не знают, что с ним делать, а администрация школы не знает, как обеспечить экологичную интеграцию школьника в образовательный процесс и в детский коллектив. Поэтому в учреждении ребёнок сталкивается с новыми проблемами.

Обычные люди с семейным опытом, как правило, не знают, как вести себя и как реагировать на эти особенности, что делать для того, чтобы ребёнка реабилитировать и научить жить в обычной социальной ситуации. Если приёмные мама и папа закончили хорошую школу приемных родителей, то у них есть хотя бы теоретические знания о том, что им предстоит. Но таких школ — единицы, из-за чего приёмными родителями становятся люди с плохим качеством подготовки.

«Я думал, что просто приду и скажу: здравствуйте, я ваш папа». Честные истории выпускников Школы приемных родителей

Чтобы справиться с проблемами, которые возникают с 99% вероятностью при появлении приёмного ребёнка, семье нужно так называемое сопровождение. 

Из чего состоит грамотное и эффективное сопровождение

Правильное сопровождение должно быть построено на трёх основных принципах.

Индивидуальный комплексный подход. Не бывает двух одинаковых детей с одинаковыми травмами и их проявлениями. Точно также не бывает двух одинаковых семей с абсолютно идентичными проблемами. Поэтому даже при схожих ситуациях работа с каждой семьёй должна вестись по индивидуальному маршруту. 

Экологичность помощи. В процессе работы семья должна ощущать себя в безопасности. Родители должны иметь возможность спокойно рассказывать о своих чувствах, реакциях, о поведении ребёнка — без боязни осуждения. Это очень тонкая, почти ювелирная работа, цель которой — дать семье ресурс, чтобы справляться самим. 

Ориентация на интересы ребёнка. Сопровождение — это помощь семье в адаптации и реабилитации ребёнка, направленная на сохранение приёмной семьи. И поэтому именно ребёнок, его особенности, индивидуальность и проблемы стоят в центре процесса сопровождения. 

В фонде «Найди семью» каждая семья проходит сопровождение по своему индивидуальному маршруту. При обращении в НКО приёмные родители заполняют анкету и участвуют в вводном собеседовании со специалистом организации. На основании этого консилиум специалистов разного профиля разрабатывает для семьи маршрут помощи, и только потом начинается работа.

В 2019 году помощь фонда получили 676 семей или 1332 приёмных ребёнка, а в 2020 году — семей было уже 1402 или 2710 приёмных детей. 

В некоторых регионах приёмных родителей обязывают получать сопровождение именно от госструктур. К сожалению, с качеством этой услуги есть несколько серьёзных проблем: 

  1. Совмещение в одном органе опеке функций контроля и поддержки. Это создаёт конфликт, который никогда не позволит экологично организовать государственное сопровождение. 
  2. Отсутствие нормальных регламентов и методологий работы госслужб сопровождения. 
  3. Отсутствие квалифицированных специалистов и других ресурсов, позволяющих опеке оказывать качественное сопровождение приемным семьям. В итоге оказывается, что сотрудникам опеки гораздо спокойнее, когда ребенок находится в детском доме, поскольку они не отвечают за проблемы в учреждении.

А вот если что-то случится в приёмной семье, то ответственность придётся разделить с приёмными родителями. И поэтому самый частый совет, который слышат семьи при любых проблемах, — сдавайте обратно.

Весь этот комплекс проблем порождает парадоксальную ситуацию: вроде бы государство декларирует, что воспитание детей-сирот — это поддерживаемая деятельность. Но на деле оказывается, что приёмная семья не может ни рассказать, ни решить свои проблемы. А советы, выдаваемые сотрудниками опеки, часто бывают откровенно непрофессиональными.

Приёмные родители вынуждены либо справляться сами, читая профильные форумы, либо искать помощи где угодно, только не в официальной службе сопровождения. Сейчас есть НКО, в которых услуга сопровождения оказывается на хорошем уровне, но в основном, все они работают в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске. У нас в фонде есть дистанционная служба поддержки приемных семей, благодаря чему семьи из любой точки России могут получить квалифицированную помощь. 

«Не бояться просить помощи»: правила поддержки приёмных родителей

Создание такой системы на государственном уровне в принципе тоже возможно. Но для этого нужна и политическая воля, и человеческие, и финансовые ресурсы, и чиновники, которые были бы заинтересованы во внедрении качественных практик в государственную систему поддержки приёмных семей. Пока, к сожалению, такого нет.

Во многих развитых странах институт сопровождения существует в приемлемом варианте на государственном уровне. В мире давно есть понимание, что приёмное родительство — это социально необходимая функция, которая заслуживает поддержки. 

В разных странах системы сопровождения могут различаться в деталях, но очень распространена практика, когда часть функции государства берут на себя НКО — за соответствующее вознаграждение. И в таком распределении нагрузки есть свои резоны: благотворительные организации специализируются на определённых темах, поэтому уровень профессионализма у них в среднем выше, чем у госслужающих. Государство снимает с себя не свойственные себе функции, делегируя это НКО — и это нормально. Я не думаю, что нужно стремиться к тому, чтобы сопровождение и подготовка приемных родителей были полностью государственной функцией.

Как понять, что семье необходимо сопровождение

Во время самого сопровождения бывают самые разные трудности. Мы не можем изменить семью изнутри без участия родителей даже при высочайшей квалификации наших специалистов и при отработанных методиках помощи с доказанной эффективностью. Приёмный родитель должен быть настроен на работу — на улучшение своих взаимоотношений с ребёнком и на повышение родительских компетенций. Мы, безусловно, дадим все необходимые знания и инструменты, но мы никогда не изменим родителя без его участия и желания.

Сопровождение — это помощь семье, но не работа за семью. Без деятельного участия всех в процессе результаты могут быть совсем не такими хорошими, как могли бы.

Очень значимо, в какой момент семья придёт к нам за помощью. Чем раньше это произойдёт, чем спокойнее будет ситуация в семье, чем более ресурсны родители, тем легче будет работа, а эффект выше. В идеале я бы рекомендовала обращаться за сопровождением всем, кто принимает в семью ребенка из детского дома. Профилактика проблемы всегда проще, лучше и эффективнее, чем вытаскивание семьи из состояния «мы возвращаем ребёнка потому, что совсем нет сил и мы не можем больше ни дня это терпеть».

У семей, у которых нет сопровождения, есть очень понятные риски. Если человека не поддержать, когда он не справляется, не подставить плечо, то рано или поздно он сдаётся. В случае приемной семьи возможны разные сценарии: один хуже другого. Возврат в детский дом, самоубийство родителя — это не такая редкая вещь, как представляется: у нас регулярно бывают обращения от мам с суицидальными мыслями. В любом случае семья теряет свой самый главный смысл, а ребенок по-прежнему не получает то, что ему очень нужно.

Невозможно сказать, как часто происходят возвраты именно из-за отсутствия сопровождения, потому что, конечно же, это никто не измерял. Но возврат — это в подавляющем большинстве случаев решение семьи, которая не видит других вариантов. А чтобы их увидеть, нужны специалисты, которые помогут, расшифруют все «загадки» ребенка, расскажут и покажут, как можно с ним взаимодействовать, дадут маме и папе психологическую устойчивость и ресурс.

Обычно сопровождение — это конечный процесс. Основная задача специалистов — научить приёмных родителей справляться с проблемами самостоятельно. По срокам это бывает очень по-разному. В среднем семья нуждается в очень пристальном внимании в период от трёх месяцев до полугода, но иногда бывает и дольше, а иногда — сильно быстрее. Важно, чтобы каждая семья получала столько помощи, сколько ей нужно, чтобы ребенок реабилитировался, социализировался, и его шансы на нормальную жизнь в будущем росли.

Помогающие в сопровождении семей НКО

Фонд «Найди семью». У организации есть дистанционная служба поддержки приёмных семей, которая работает по всей России, и очный центр поддержки.

Проект «Сопровождение замещающих семей» фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Специалисты оказывают комплексную информационную, социальную, психологическую и юридическую поддержку семьям, принявшим детей на воспитание.

Фонд «Измени одну жизнь». НКО помогает родителям, у которых ребёнок отстаёт по школьной программе или столкнулся с проблемами с адаптацией, и по другим частым вопросам.  

«Клуб приёмных родителей» в фонде «Арифметика добра». Это поддерживающее сообщество, организованное опытными приёмными родителями.

Служба сопровождения приёмных семей в фонде «Дорога жизни». Организация поддерживает семьи при приёме ребенка, его адаптации и при возникновении кризисных ситуаций.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий