«Одно нажатие кнопки — и ты спасаешь жизнь или помогаешь построить школу»: как работает благотворительная платформа Tooba


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Создать современное и хорошо работающее приложение для сбора благотворительных пожертвований — мечта многих некоммерческих организаций, но пока таких приложений почти нет. Исключительным примером стал проект Tooba — мобильное приложение, которое работает уже четыре года. За это время сервису с девизом «помогать легко» удалось собрать на благотворительность полмиллиарда рублей.

«Филантроп» поговорил с основателем Tooba Рамазаном Меджидовым и техническим директором платформы Тимуром Шарапутдиновым о том, как проект, который создавали для Северного Кавказа, стал международным и как удалось сделать сервис таким популярным.

DR

Помогать, не выходя из дома

Tooba — в исламе это название дерева, которое растёт в раю. Так решил назвать благотворительное приложение один из его основателей — Рамазан Меджидов. Рамазан — успешный бизнесмен, владелец самого крупного в Махачкале садового центра «Лейка», до 2014 года к благотворительности отношения не имел. Но к нему регулярно обращались люди с просьбами о помощи — помочь купить лекарства или оплатить операцию. Несколько раз Рамазан столкнулся с мошенниками.

«Тогда я обратился в местный фонд „Надежда“, чтобы он проверял людей, которые просили у меня деньги, — вспоминает Меджидов. — Если всё было честно, то я помогал им через НКО, а не напрямую. В один из вечеров я пролистывал сообщения с просьбами о помощи в WhatsApp. Чтобы не нарваться на мошенников и проверить, актуальны ли сообщения, я искал какую-либо мобильную площадку — агрегатор подобных обращений. Таких не было и тогда я решил создать сервис с проверенными сборами. Я хотел дать возможность людям делать пожертвования, не выходя из дома».

В 2014 году Меджидов рассказал о своей идее другу — программисту и бизнесмену Тимуру Шарапутдинову. Тому идея понравилась и он пригласил на разработку проекта коллег. Во время одного из мозговых штурмов они решили сделать мобильное приложение, где благотворительные фонды Северного Кавказа смогут проводить сборы. Тогда ни в регионе, ни в России не было подобных сервисов.

«Помню, когда идея только начала оформляться в нечто конкретное, я уже не мог остановиться. Держал в руках телефон и представлял, насколько проект облегчит процесс помощи. Прежде всего, мне. Одно нажатие кнопки — и ты спасаешь жизнь, помогаешь вырыть колодец, построить школу. Сейчас это кажется наивным, но именно эта мысль не дала мне отступить», — рассказывает Меджидов.

Первые варианты дизайна и логотипа платформы разработал друг Рамазана и Тимура — дизайнер Руслан Курбанов. Затем скетчи передали на платформу GoDesigner, где за небольшую плату фрилансер подготовил дизайн. В 2017 году к работе подключилась команда дагестанских программистов.

Tooba запустили в мае 2018 года. Первыми фондами, которые подключили к платформе, стали «Надежда» из Дагестана, «Тешам» и «Клуб добрых людей» из Ингушетии. Все они оказывают материальную и продуктовую помощь малоимущим жителям, многодетным семьям и одиноким пенсионерам.

На разработку приложения Меджидов потратил миллион рублей — часть взял из своих средств, частично — помогли друзья. Как предприниматель Рамазан поставил для себя планку: если за год удастся собрать для НКО миллион, то проект можно считать удавшимся. За этот срок через Tooba перевели 35 миллионов рублей.

«Одно нажатие кнопки — и ты спасаешь жизнь» 

Первый сбор на Tooba провели для «Надежды» в священный для мусульман месяц Рамадан, когда принято уделять внимание благотворительности. Фонду требовалось 450 тысяч рублей на продукты для тысячи человек. Рамазан отправил своим друзьям ссылку на Tooba с предложением поддержать НКО. Пожертвования начали поступать не только из республик Северного Кавказа, но и из других регионов России. Необходимую сумму собрали за четыре дня.

Привычка помогать: 20 июля НКО отмечают день рекуррента

 

Масштабное развитие проекта началось в 2019 году. Из-за роста числа пользователей было решено изменить структуру платформы — сделать новый дизайн и полностью переписать серверную часть. «Нам понадобились новые программисты, — поясняет Тимур Шарапутдинов. — Мы разместили объявление в профессиональных сообществах и в телеграм-каналах. Это вызвало большой отклик, причем люди предлагали свою помощь как волонтеры. Значительные участки кода приложения были написаны программистами бесплатно. Над обновленной версией работали около 50 человек из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Великобритании, США, Нидерландов и других стран».

К концу 2019 года была запущена Tooba 2.0 — так создатели между собой называли обновлённую версию приложения. К тому времени платформа собрала для благотворительных организаций около 130 миллионов рублей. В 2021 году Tooba снова изменила дизайн и полностью «пересела» на фреймворк Flutter для создания нового функционала на Android и iOS. Это позволило оперативнее обновлять приложение и быстрее создавать новые функции сразу для двух платформ. Кроме того, у пользователей появилась возможность оставлять комментарии под сборами и общаться друг с другом.

«Так Tooba стала превращаться в социальную сеть, собирая комьюнити неравнодушных людей», — сказал Шарапутдинов.

Как отмечает руководитель платформы «Благо.ру» Лилия Мударисова, до создания Tooba в России было достаточно разных благотворительных платформ и казалось, что ничего принципиально нового придумать невозможно. «Но появилось мобильное приложение с интересной механикой продвижения сборов, своими “фишками”. Мы видим стремительный рост платформы и на ее примере понимаем, что в будущем могут быть использованы новые механизмы проведения сборов и особые “обертки” для продуктов», — отметила Лилия.

Директор по привлечению средств фонда «Нужна помощь» и портала «Такие дела» Майя Соерова отметила, что они тоже планировали создать приложение для волонтерского фандрайзинга — платформы «Пользуясь случаем». «К сожалению, наша разработка ограничена в ресурсах. Хотя именно для волонтерского фандрайзинга приложение нужнее, чем для остального функционала, за счет своей гибкости формата и возможности делать самого разного рода вовлекающие механики.  Мы пробовали подавать это как проект на один из грантовых конкурсов, но не выиграли», — пояснила Соерова.

«10 рублей — и хорошо на душе»

Сейчас к Tooba подключен 81 благотворительный фонд. Среди них — «Вера», «Дом с маяком», «Дети-бабочки», «Жизнь как чудо», «Клуб добряков», «АИФ. Доброе сердце», «Закят». Фонд, желающий разместить сбор в Tooba, проходит два этапа проверки — юридическую и репутационную. Прежде всего, НКО проходит верификацию в фонде «Нужна помощь». Затем команда Tooba изучает информацию об организации из открытых источников: сайт, соцсети, комментарии к постам. Также фонду необходимо предоставить два рекомендательных письма от НКО, которые уже работают с Tooba.

Доброе дело в три клика: правила работы платформы Благо.ру

По словам авторов платформы, на публикацию сбора в приложении у НКО уходит не более часа. Фонду достаточно предоставить видео о проекте или подопечном, текст для сбора с рассказом о проблеме и том, как деньги помогут ее решить. Также необходимы подтверждающие документы: медицинские заключения, счета, договоры.

«Я получаю много отзывов от людей, которые раньше никогда не занимались благотворительностью, но теперь начали помогать, поскольку через Tooba это делать легко просто. Одна женщина написала нам на почту, что она каждый день жертвует по 10 рублей и от этого ей хорошо на душе», — говорит Меджидов, который также регулярно делает пожертвования через приложение.

В медиа-продвижении Tooba помогают амбассадоры — известные люди, которые участвуют в благотворительных акциях проекта, упоминают приложение в своих соцсетях, создают и размещают ролики о сборах. Первым амбассадором сервиса стал боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов. В марте 2019 года в селе Тисси-Ахитли Цумадинского района Дагестана — родового района Хабиба — произошел пожар. Без жилья остались более 60 человек. Фонд «Надежда» объявил сбор 200 тысяч рублей на вещи первой необходимости для погорельцев. Нурмагомедов записал сториз в соцсети и попросил подписчиков сделать пожертвование через Tooba. Деньги собрали за несколько часов, в течение дня сумма сбора несколько раз увеличивалась и в итоге достигла миллиона рублей.

Также платформу поддерживают бывший генеральный директор телеканала «Муз ТВ» Арман Давлетьяров, актер Сергей Романович, основатель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский, спортсмен UFC Ислам Махачев. Консультантами проекта на старте были директор по социальным проектам, руководитель сервиса «Добро Mail.ru» Саша Бабкина и директор по развитию «Акселератора ФРИИ» Гаджимурад Алиев.

«В кризис желание помогать не пропало»

Начиная с марта месяца многие НКО сообщают о резком сокращении количества пожертвований. У Tooba также упали сборы, но быстро восстановились. Более того, с января по май сумма пожертвований увеличилась на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и достигла 134 миллионов рублей. Число пользователей выросло на 60%.

«Это говорит о том, что, несмотря на кризис у людей не пропало желание помогать другим, и даже наоборот, — уверен Тимур Шарапутдинов. — Всего за три года работы с помощью платформы мы собрали 505 миллионов рублей, а число постоянных пользователей Tooba превысило 115 тысяч человек. Благодаря нам помощь получили 187 тысяч человек».

Приложение позволяет совершать разовые и регулярные пожертвования. Средний размер платежа — 100 рублей, а однажды неизвестный благотворитель перевел миллион рублей. Все деньги с транзакций сразу идут на расчетные счета фондов, Tooba не берет комиссию. Проект существует на средства меценатов, бизнесменов с Северного Кавказа и пожертвования пользователей.

В команде Tooba девять разработчиков, а всего над проектом работают 50 человек из разных стран мира. В их числе SMM-специалист, маркетолог, администратор, аккаунт-менеджер, координатор фондов, event-менеджер, HR, юридические и финансовые отделы, а также волонтеры и стажеры. Большинство работают удаленно, но у Tooba есть и офис в Махачкале на берегу моря.

Команда Tooba, фото предоставлено пресс-службой

Команда проекта ставит перед собой амбициозные планы: до конца 2022 года собрать миллиард рублей и увеличить аудиторию постоянных пользователей более, чем в два раза — с 115 до 300 тысяч человек, на платформе их называют «туберами». «В перспективе мы будем подключать к платформе иностранные фонды. Уже ведутся переговоры с благотворительными организациями из Турции и США, — рассказывает Рамазан Меджидов. — Наша глобальная цель — сделать так, чтобы любой человек в любой стране мог помочь нуждающемуся в любой точке мира. Мы хотим, чтобы добро доходило до людей».


Скачать приложение Tooba можно через AppStore и GooglePlay. Внутри приложений можно сделать пожертвование и поддержать организацию. Также можно отправить пожертвование по реквизитам, указанным на сайте.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий