SOS не предлагать


Это нетривиальная задача – создать в нашем обществе культуру пожертвований не на адресную срочную помощь, а на текущую деятельность малоизвестных «организаций общественной пользы». Здесь мы сталкиваемся с двумя серьезными трудностями: узостью благотворительной тематики и недоверием к деятельности некоммерческих организаций. Проект «Благо.ру» направлен на решение этих проблем.


Возможность регулярно жертвовать на благое дело, воспринимая это как нормальную часть жизни, дают многие интернет-ресурсы. «Благо.ру» отличается от них тем, что в одном месте собрана информация о нескольких десятках НКО (некоммерческих организациях), работающих в разных регионах России. Все они прошли юридическую и финансовую экспертизу CAF России, регулярно публикуются отчеты о потраченных средствах, что служит гарантией 100% целевого расходования пожертвований. Сайт снабжен удобным рубрикатором по направлениям помощи (ветераны, люди с наркозависимостью, дети-сироты и проч.). Достаточно выбрать из списка интересующее направление, чтобы посмотреть, какие организации в этой области можно поддержать. Узнать больше о понравившемся фонде или организации поможет информационная справка. Перечислить средства можно при помощи банковской карты, либо прямым переводом с банковского счета. Все пожертвования видны в режиме онлайн.

Принцип «прозрачной» благотворительности, создание своеобразного зонтичного бренда, удобные инструменты для совершения пожертвований – все это уже приносит результат. Так, по данным на конец января 2010 г., за год на нужды представленных на сайте НКО было собрано 2 726 045 рублей, а максимальная сумма, собранная за месяц, составила 632 902 рубля.

Цитата с сайта www.blago.ru

Некоторые россияне, традиционно высказывающие недоверие к благотворительным организациям, подчас и не подозревают, что детский сад для детей с особенностями развития, который расположен в их дворе, или центр, где оказывают бесплатные юридические консультации, и даже приют для животных – все это некоммерческие организации. Мы знаем, как необходима их работа. Они помогают конкретным людям и подчас становятся единственным местом, где человека, попавшего в беду, выслушают и реально поддержат. Мы доверяем благотворительным организациям. В большинстве из них работают по-настоящему неравнодушные люди — профессионалы своего дела, способные качественно и творчески решить любую задачу. Причем используя для этого минимум средств. Мы делаем это потому, что уже 15 лет работаем в благотворительной сфере и видим, как работа этих организаций способна изменять нашу жизнь к лучшему. То, что вчера казалось хронической и безнадежной проблемой, сегодня успешно преодолевается небольшой, но сильной командой единомышленников.

Конечно, есть свои сложности. Многие пользователи интернета не хотят делать пожертвования при помощи банковской карты, опасаясь, что данные могут быть использованы мошенниками. И здесь многое зависит от того, будет ли в России «привита» культура платежей через интернет. Вторая сложность – ментальная. Наш недоверчивый гражданин, во-первых, прочно ассоциирует благотворительность с детьми (дети-сироты и дети тяжелобольные), и за эти две целевые группы его добрые устремления не выходят; а, во-вторых, предпочитает отдавать средства на помощь, понимаемую им как «адресную» и/или «срочную», чтобы немедленно был виден конечный результат: вот ребенок болен, нужна такая-то сумма, будет сделана операция, куплены лекарства, ребенок будет здоров. Фотография, ФИО, диагноз, сроки операции, необходимая сумма. Все ясно и понятно.

Сотрудник организации «Милосердие» в одном из детских домов

Сотрудник организации «Милосердие» в одном из детских домов

Если же благотворительная организация не является таким фондом помощи, все становится сложнее. Спросим честно у самих себя: кому легче дать деньги – предъявленному ребенку или организации, которая берет на себя ответственность распоряжаться полученными средствами? К чему хочется быть причастным – к немедленному чуду, к которому ты приложил руку, к конкретной судьбе или кропотливой, без быстрых видимых результатов деятельности?
На «Благо.ру» нет призывов о помощи, нет сигналов SOS, хотя среди получателей есть и фонды помощи, выполняющие свою работу изо дня в день, но не методом стихийной реакции.

Здесь делают пожертвования те, кто верит в благотворительность. Выбор организации, предоставляющей социальный сервис, требует большей осознанности, большего доверия. Люди, которые готовы жертвовать на текущую деятельность благотворительных фондов, не присваивают себе права на истину и знание того, что действительно нужно. Некоммерческая сфера не менее обширна и замысловата, чем всякие другие профессиональные области. В ней работают люди, которые разбираются в своем деле и знают, как наиболее рационально использовать доверенные средства.

Приходя на прием к врачу, мы не указываем, какое лекарство он должен нам выписать и какие процедуры назначить. Мы ему доверяем. Приезжая в автосервис, мы не настаиваем на том, чтобы вместе с автомехаником забраться под днище машины и устранять неисправности. Мы поручаем машину профессионалу. Вот такого доверия не хватает во взаимоотношениях благополучателей из числа сервисных некоммерческих организаций и жертвователей. Доверия, при котором мы отдаем свой рубль организации, будучи уверенным, что она им распорядится по собственному усмотрению. И это собственное усмотрение будет максимально полезно и своевременно. У нас пока все по-другому. Человек, жертвующий средства, в подавляющем большинстве случаев хочет быть стопроцентно уверен, что деньги пойдут именно на ремонт «верхнего окна 3-его корпуса» или на помощь конкретной девочке Маше. И если, не дай Бог, отремонтировали не окно, а крышу (потому что в 3-ем корпусе протекает), деньги дали не девочке Маше, а девочке Даше (просто потому что на Машу уже собрали), то человек, перечисливший деньги, склонен потребовать их обратно. И это его право.

Женя Моисеева, подопечная Центра гуманитарных программ

Женя Моисеева, подопечная Центра гуманитарных программ

На Западе ситуация иная. Там зачастую люди жертвуют не на какого-то конкретного человека или проект, а на организацию, на ее обычную, ежедневную деятельность. Жертвуют, потому что доверяют тому или иному благотворительному фонду, некоммерческой организации, верят в то, что их деятельность действительно эффективна и меняет жизнь к лучшему. Мне скажут, что третий сектор в целом и конкретные некоммерческие организации должны работать над упрочением своей репутации и имиджа в обществе. Безусловно. И мы понимаем, что это небыстрый процесс, который займет не один год. Но в то же время нам стоит задуматься над тем, чтобы меняться самим. «Дать себе труд» и пожертвовать средства не на конкретную просьбу, а в организацию или фонд. Доверить свои деньги профессионалам, которые знают, как эти средства использовать с максимальной пользой. Это сложно — отдать не на конкретику. Это осознанная и взрослая позиция — довериться профессионалам.

1 comment

Add yours
  1. nigmati

    А почему наше ТВ мало освещает благотворительную деятельность?
    Ведь вон сколько хорошей и доброй информации на этом сайте.

Добавить комментарий