SOS не предлагать
Это нетривиальная задача – создать в нашем обществе культуру пожертвований не на адресную срочную помощь, а на текущую деятельность малоизвестных «организаций общественной пользы». Здесь мы сталкиваемся с двумя серьезными трудностями: узостью благотворительной тематики и недоверием к деятельности некоммерческих организаций. Проект «Благо.ру» направлен на решение этих проблем.
Возможность регулярно жертвовать на благое дело, воспринимая это как нормальную часть жизни, дают многие интернет-ресурсы. «Благо.ру» отличается от них тем, что в одном месте собрана информация о нескольких десятках НКО (некоммерческих организациях), работающих в разных регионах России. Все они прошли юридическую и финансовую экспертизу CAF России, регулярно публикуются отчеты о потраченных средствах, что служит гарантией 100% целевого расходования пожертвований. Сайт снабжен удобным рубрикатором по направлениям помощи (ветераны, люди с наркозависимостью, дети-сироты и проч.). Достаточно выбрать из списка интересующее направление, чтобы посмотреть, какие организации в этой области можно поддержать. Узнать больше о понравившемся фонде или организации поможет информационная справка. Перечислить средства можно при помощи банковской карты, либо прямым переводом с банковского счета. Все пожертвования видны в режиме онлайн.
Принцип «прозрачной» благотворительности, создание своеобразного зонтичного бренда, удобные инструменты для совершения пожертвований – все это уже приносит результат. Так, по данным на конец января 2010 г., за год на нужды представленных на сайте НКО было собрано 2 726 045 рублей, а максимальная сумма, собранная за месяц, составила 632 902 рубля.
Цитата с сайта www.blago.ruНекоторые россияне, традиционно высказывающие недоверие к благотворительным организациям, подчас и не подозревают, что детский сад для детей с особенностями развития, который расположен в их дворе, или центр, где оказывают бесплатные юридические консультации, и даже приют для животных – все это некоммерческие организации. Мы знаем, как необходима их работа. Они помогают конкретным людям и подчас становятся единственным местом, где человека, попавшего в беду, выслушают и реально поддержат. Мы доверяем благотворительным организациям. В большинстве из них работают по-настоящему неравнодушные люди — профессионалы своего дела, способные качественно и творчески решить любую задачу. Причем используя для этого минимум средств. Мы делаем это потому, что уже 15 лет работаем в благотворительной сфере и видим, как работа этих организаций способна изменять нашу жизнь к лучшему. То, что вчера казалось хронической и безнадежной проблемой, сегодня успешно преодолевается небольшой, но сильной командой единомышленников. |
Конечно, есть свои сложности. Многие пользователи интернета не хотят делать пожертвования при помощи банковской карты, опасаясь, что данные могут быть использованы мошенниками. И здесь многое зависит от того, будет ли в России «привита» культура платежей через интернет. Вторая сложность – ментальная. Наш недоверчивый гражданин, во-первых, прочно ассоциирует благотворительность с детьми (дети-сироты и дети тяжелобольные), и за эти две целевые группы его добрые устремления не выходят; а, во-вторых, предпочитает отдавать средства на помощь, понимаемую им как «адресную» и/или «срочную», чтобы немедленно был виден конечный результат: вот ребенок болен, нужна такая-то сумма, будет сделана операция, куплены лекарства, ребенок будет здоров. Фотография, ФИО, диагноз, сроки операции, необходимая сумма. Все ясно и понятно.
Если же благотворительная организация не является таким фондом помощи, все становится сложнее. Спросим честно у самих себя: кому легче дать деньги – предъявленному ребенку или организации, которая берет на себя ответственность распоряжаться полученными средствами? К чему хочется быть причастным – к немедленному чуду, к которому ты приложил руку, к конкретной судьбе или кропотливой, без быстрых видимых результатов деятельности?
На «Благо.ру» нет призывов о помощи, нет сигналов SOS, хотя среди получателей есть и фонды помощи, выполняющие свою работу изо дня в день, но не методом стихийной реакции.
Здесь делают пожертвования те, кто верит в благотворительность. Выбор организации, предоставляющей социальный сервис, требует большей осознанности, большего доверия. Люди, которые готовы жертвовать на текущую деятельность благотворительных фондов, не присваивают себе права на истину и знание того, что действительно нужно. Некоммерческая сфера не менее обширна и замысловата, чем всякие другие профессиональные области. В ней работают люди, которые разбираются в своем деле и знают, как наиболее рационально использовать доверенные средства.
Приходя на прием к врачу, мы не указываем, какое лекарство он должен нам выписать и какие процедуры назначить. Мы ему доверяем. Приезжая в автосервис, мы не настаиваем на том, чтобы вместе с автомехаником забраться под днище машины и устранять неисправности. Мы поручаем машину профессионалу. Вот такого доверия не хватает во взаимоотношениях благополучателей из числа сервисных некоммерческих организаций и жертвователей. Доверия, при котором мы отдаем свой рубль организации, будучи уверенным, что она им распорядится по собственному усмотрению. И это собственное усмотрение будет максимально полезно и своевременно. У нас пока все по-другому. Человек, жертвующий средства, в подавляющем большинстве случаев хочет быть стопроцентно уверен, что деньги пойдут именно на ремонт «верхнего окна 3-его корпуса» или на помощь конкретной девочке Маше. И если, не дай Бог, отремонтировали не окно, а крышу (потому что в 3-ем корпусе протекает), деньги дали не девочке Маше, а девочке Даше (просто потому что на Машу уже собрали), то человек, перечисливший деньги, склонен потребовать их обратно. И это его право.
На Западе ситуация иная. Там зачастую люди жертвуют не на какого-то конкретного человека или проект, а на организацию, на ее обычную, ежедневную деятельность. Жертвуют, потому что доверяют тому или иному благотворительному фонду, некоммерческой организации, верят в то, что их деятельность действительно эффективна и меняет жизнь к лучшему. Мне скажут, что третий сектор в целом и конкретные некоммерческие организации должны работать над упрочением своей репутации и имиджа в обществе. Безусловно. И мы понимаем, что это небыстрый процесс, который займет не один год. Но в то же время нам стоит задуматься над тем, чтобы меняться самим. «Дать себе труд» и пожертвовать средства не на конкретную просьбу, а в организацию или фонд. Доверить свои деньги профессионалам, которые знают, как эти средства использовать с максимальной пользой. Это сложно — отдать не на конкретику. Это осознанная и взрослая позиция — довериться профессионалам.
А почему наше ТВ мало освещает благотворительную деятельность?
Ведь вон сколько хорошей и доброй информации на этом сайте.