Не уравняли


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

30 августа 2011 года по инициативе Филиала КОО «Международный центр некоммерческого права» (США) в РФ состоялся круглый стол, — обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования контроля деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

 

В России сегодня действует 260 структурных подразделений иностранных неправительственных организаций. Среди них — 188 представительств, 55 филиалов и 17 отделений (данные на конец первого полугодия 2011 года). Законопроект касается большинства из них.

Он предоставляет Министерству юстиции РФ новые полномочия в отношении филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Минюст теперь будет иметь право:

• проводить проверки деятельности филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций на соответствие заявленным целям и задачам и законодательству РФ,

• запрашивать распорядительные документы,

• направлять своих представителей на мероприятия, проводимые филиалом или представительством,

• выносить предупреждения руководителям филиалов или представительств в случае выявления нарушений законодательства или совершения действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами.

Однако авторы законопректа не вносят и не планируют соответствующих изменений в сам 294 закон, и, следовательно, лишают филиалы и представительства, не являющиеся юридическими лицами, гарантий, предусмотренных в 294 законе для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«По сути дела — ужесточается контроль, — считает Мария Черток, директор CAF Россия. — Иностранные НКО будут более жестко контролироваться. У органов появляются новые полномочия, которые уже есть в отношении российских юрлиц, некоммерческих организаций – в том числе. Но российские юрлица защищаются 294-м законом, где ограничиваются права по контролю. Например, чаще, чем раз в три года по одному и тому же поводу проверять нельзя. Кроме того, российские юрлица могут ликвидироваться только по решению суда. Иностранные же юрлица этим 294-м законом не защищаются».

На круглом столе была выработана резолюция, отмечающая несовершенства и определенную несправедливость этого законопроекта, который ставит иностранные НКО в гораздо более сложное положение, нежели российские. Она будет направлена в Общественную Палату, в Совет Федерации, и в Президентский Совет по правам человека.

«Проект закона возник не внезапно, — пояснила ситуацию Дарья Милославская, директор филиала Международного центра некоммерческого права в РФ. — Он начал готовиться еще в 2009 году — в связи с тем, что вносились изменения в закон о некоммерческих организациях об упрощении отчетности… Я не думаю, честно говоря, что в этом была политическая подоплека. Хотелось бы надеяться, что Министерство юстиции действительно хочет привести закон в адекватное состояние, чтобы не было так, что кто в лес, кто по дрова, а кто вообще дома сидит… Но по сути получается, что присутствует какая-то политическая окраска – ужесточение контроля над иностранными НКО, и вообще ухудшение правового климата для некоммерческих организаций. В последнее время этот климат был позитивно-нейтральный».

Обсуждаемый вариант законопроекта уже второй — первая редакция появилась в ноябре прошлого года. Тогда эксперты Филиала КОО «Международный центр некоммерческого права» направили свои замечания в Общественную Палату и Совет Федерации. Некоторые из них были учтены, но проблема гарантий для иностранных организаций осталась по-прежнему не решенной.

Дарья Милославская предполагает, что возможно два варианта развития событий. «Первый – нас опять услышат и поймут, что та формулировка, которая предложена в законопроекте, не совсем правильная… А второй вариант – что на нас наплюют, и запустят так, как есть… Если это будет принято, какие-то иностранные филиалы и представительства тут же попадут в список проверки, что еще не самое плохое, поскольку к ней можно подготовиться, собрав заранее все документы (в три дня нужно отдать документы в милицию в 10-15 коробках). Но нововведения позволяют проводить внеплановые проверки – а это, конечно, хуже».

Мария Черток считает, что последствия принятия законопроекта в его теперешнем виде могут быть весьма серьезными: «Если за какую-то элементарную провинность последует исключение из реестра без решения суда, а отчетности у иностранных НКО гораздо больше, чем у Российских, то понятно, что такая диспропорция откроет все шлюзы… Мы за то, чтобы уравнять полностью, как в отношении подконтрольности, так и в отношении гарантий. Хотя, конечно, в любом случае, регулирование избыточное – что для российских НКО, что для иностранных… Это уравнивание в бедности, а не в богатстве».

Первыми под удар могут попасть западные неправительственные организации, занимающиеся правозащитной деятельностью, так или иначе связанные с политическими вопросами (например, организующие наблюдения за выборами, открыто критикующие правительство). «В отношении них в первую очередь можно воспользоваться формальным поводом для того чтобы по политическим основаниям начать их преследовать и закрывать, — уверена Мария Черток. — Возможностей для этого будет несомненно больше… Может быть, не стоит сильно на политический момент упирать, но тем не менее он явно присутствует».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий