«Мы дали толчок системному подходу к развитию НКО в регионах»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Минэкономразвития РФ объявило второй конкурс на субсидии из федерального бюджета для социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий бюджет — 162 млн рублей. Комментарии к этому событию в интервью «Филантропу» дал заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Илья Чукалин.

Илья Чукалин

Расскажите, что вы ждете от этого конкурса?

Для нас очень важно по итогам конкурса получить совокупность организаций, которые обеспечат развитие сектора, как в конкретных регионах, так и в масштабах федеральных округов и даже всей страны, по тем приоритетным направлениям, которые определило Правительство в своем постановлении. И мы надеемся, что получим много хороших проектов, проработанных.

На предыдущий конкурс было подано очень большое количество заявок от хороших организаций, с проектами интересными, но не соответствующими нашей тематике. Нам очень хотелось бы, чтобы было понятно, что Минэкономразвития не подменяет собой всю другую систему поддержки НКО. И в силу своей специфики оно не берется за организацию деятельности по тем направлениям, которые не входят в его компетенцию – это образование, социальная политика, культура, здравоохранение. Это те направления, у которых есть профильные министерства, и в их положениях также закреплены нормы о том, что они оказывают поддержку социально ориентированным НКО.

Минэкономразвития формирует единую госполитику в этой сфере и правовое регулирование. И в рамках выработки госполитики есть задача формирования инфраструктуры некоммерческого сектора. Т.е. оно формирует главную повестку, но не делает за всех работу. Поэтому конкурс направлен именно на формирование инфраструктуры поддержки. Мы поддерживаем те организации, которые сами поддерживают другие НКО, создают условия для дальнейшего развития.

В предыдущем конкурсе была определенная специфика: он был объявлен 3 октября и заявки принимались до 3 ноября, были очень сжатые сроки. Сейчас мы дали больше времени — до 15 марта. И мы надеемся, что в тех заявках, которые поступят, будут именно инфраструктурные проекты, а не проекты, поддерживающие деятельность конкретной организации.

На прошлом конкурсе порядка половины заявок -233 из 496 – были не допущены к участию. Так получилось потому, что они не соответствовали положениям конкурса?

Да, это действительно так. Мероприятия, на которые запрашивались субсидии, не соответствовали условиям конкурса: мы поддерживаем только такую деятельность, когда организации готовы поделиться с кем-то своими технологиями, методиками, сделать их открытыми и доступными… Поэтому почти половина заявок была отклонена по формальному основанию.

Почему изменилось время проведения конкурса – первый был в конце года, а второй  в начале? Это как-то связано с выборами?

Нет, к выборам это не имеет никакого отношения. Если бы конкурс был приурочен к выборам, мы бы все делали в другие, сжатые сроки. У нас же прием заявок заканчивается 15 марта, а победители будут определены в апреле.

Прошлый конкурс был объявлен в конце года исключительно по той причине, что постановление, которое утвердило правило выделения субсидий, было принято 23 августа. И после этого родилась целая цепочка документов по проведению конкурса. Есть бюджетный цикл, если бы мы выделенные средства до конца года не использовали, они бы вернулись в бюджет и НКО не получили бы поддержку. Сначала постановление вышло, потом оно было опубликовано, через некоторое время вступило в силу, и практически на следующий день, 8 сентября мы выпустили приказ о его реализации, 23 сентября он был зарегистрирован в Минюсте, 30 сентября опубликован и 10 дней на его вступление в силу… Т.е. мы не потеряли ни одного дня, и все равно у нас НКО получили финансирование в последних числах декабря.

А в этом году мы все заранее делаем, последовательно и аккуратно. Мы даже поставили условие, что все проекты, которые будут реализованы на наши средства, должны начинаться не ранее 1 июля, и предусмотрели возможность, чтобы эти программы были до полутора лет – до конца 2013 года. Средства НКО должны получить уже в июне.

Сколько денег в этом году будет выделено в поддержку НКО? Мне не удалось найти на сайте Министерства эту цифру.

Да, этой цифры на сайте нет, она есть в законе о бюджете – это 162 млн рублей. Итог будет зависеть от того, сколько попросят. Есть наши рекомендации: 6 млн – для организаций межрегиональных, федерального уровня. До 2 млн – для региональных организаций, которые преимущественно выполняют функции ресурсных центров и для тех, кто известен на федеральном уровне своими уникальными методиками в приоритетных направлениях, которые мы определили, причем, они должны быть готовы этими методиками делиться: организовывать на своей базе стажировки, конференции, семинары, издавать методические материалы и т.п.

Скажите, а те организации, которые в прошлом году получили субсидии, они уже не могут участвовать в новом конкурсе?

Формально такого ограничения нет. Но мы не будем рекомендовать этим организациям участвовать. Хоть это и не прописано, мы считаем, что есть этические стандарты, и не очень хорошо, если организации, которые только что в декабре получили финансирование, опять будут заявляться на новый конкурс.

В прошлом году было еще один конкурс – между субъектами РФ. 49 из них получили порядка 600 млн рублей. Такой конкурс продолжится в этом году?

Решение еще не принято. Возможно, мы будем делать второй конкурс в этом году, но не в первом полугодии, это точно. Пока мы анализируем практику: насколько эффективно проходят мероприятия в регионах. У нас из 49 субъектов всего 8 в прошлом году определили победителей – НКО, которых они поддержат из полученных средств. А 41 только сейчас проводят конкурсы. И мы должны посмотреть, как это будет разворачиваться в регионах, изучить опыт. Потому что есть как положительные примеры, так и отрицательные. Для нас важно, чтобы региональные программы поддержки некоммерческих организаций реализовывались в тесном взаимодействии с НКО, под общественным контролем, и с привлечением большого количества экспертов. Если вдруг окажется, что конкурсная комиссия состоит только из чиновников или информационная поддержка очень слабая, или организации, получившие субсидии, в секторе не являются лидерами, — мы такие факты будем выявлять и только по итогам этого анализа принимать решение. Мы считаем, что сейчас преждевременно запускать следующий конкурс, потому что надо посмотреть, какие регионы окажутся лидерами.

Среди субъектов РФ тоже был отсев, правда, значительно меньший, чем среди НКО – всего 4. По каким причинам?  

Несколько не прошли, т.к. был не полный пакет документов. Например, не была утверждена региональная программа поддержки НКО (это было одним из условий), или не было порядка предоставления финансирования на конкурсной основе (механизм, как будут распределяться субсидии) – т.е. мы не могли увидеть то, каким образом будет осуществляться поддержка НКО.

Анализ региональной практики – задача не простая. Учитывая, к тому же, что у вас были только методические рекомендации для регионов.

Министерство не может осуществлять нормативное регулирование деятельности в субъектах. Поскольку есть федеральные органы исполнительной власти, есть региональные… Мы можем только рекомендовать и смотреть за тем, как наши рекомендации осуществляются.

Есть механизм этого смотрения – какие-то экспертные комиссии?

Мы собираемся использовать широкий инструментарий. С одной стороны, форма отчетности, которая уже разработана к настоящему моменту и в ближайшее время будет утверждена. Они будут вынуждены давать нам информацию: о том, как проводили конкурс, каков был состав конкурсной комиссии, сколько заявок было подано, сколько стало победителями, где публиковались объявления, были ли семинары, посвященные приему заявок и т.п.

Кроме того, мы хотим запустить и независимый мониторинг. Возможно, будут выделены специальные средства, чтобы провести общественный аудит всего произошедшего. Мы привлечем независимых экспертов, которые будут уже общаться не с чиновниками, а с общественниками на местах, спрашивать их мнение: знали ли они об этом конкурсе, насколько считают его открытым и т.п. А в дальнейшем мы эту информацию будем использовать, в том числе, для принятия решения о поддержке тех или иных субъектов и возможности корректировки программ. Мы же попробовали только один из действующих механизмов – решили дать средства регионам, исходя из той логики, что, возможно, они лучше знают, какие у них лучшие НКО. Может быть, это не самая лучшая форма, м.б. эффективнее делать тематические фонды, как у президентских грантов, хотя там тоже есть вопросы… Будем изучать. В любом случае, благодаря этому конкурсу программы поддержки НКО были приняты в 52 субъектах Федерации. И более того, после завершения конкурсов еще несколько субъектов приняли такие программы. Мы дали некий толчок системному подходу к развитию НКО на региональном уровне. Наша задача проанализировать, как  у них это будет получаться и сформировать рекомендации – что делать дальше. Если мы увидим у них ошибки, то на них прямо укажем и скажем, что это недопустимо. И это будет открытая информация.

Есть уже идеи, кто будет проводить этот общественный аудит?

Я думаю, что у нас есть организации федерального уровня, которые могут это сделать. Если Министерство примет решение о выделении финансирования на аудит, то их выбор обязательно будет конкурсным. Для нас важно, чтобы и аудитор определялся в открытом конкурсе. Мы допускаем, что могут быть ошибки в реализации программы, что-то может быть неэффективно. Задача понять, что, где и почему произошло не так. Тогда мы сможем программу скорректировать и сделать ее лучше. Здесь подход должен быть прозрачным во всем. Аудитор должен быть известным, с понятным инструментарием и хорошей репутацией. Ясно, что не со всяким аудитором региональные НКО будут делиться откровенно тем, что они думают о местной власти. Мы все эти риски понимаем – это стандартные риски в оценке программ.

Что бы Вы могли пожелать НКО, которые хотят участвовать в конкурсе?

Основная рекомендация – до конца читать наши методические рекомендации, хорошо прорабатывать свои программы и предоставлять качественный материал. На прошлом конкурсе мы старались не отклонять заявки. Отклоняли по совсем уже формальным критериям… ​

4 Comments

Add yours
  1. Ахмаев Руслан Абдулаевич

    Наша организация РОО «Оптимум» /Чеченская Республика/существует уже 10 лет,причем организация активно рабо-
    тающая,насчитывающая достаточное количество постоянных преданных делу членов,которые участвуют в организации общественно-значимых мероприятий.Мы тоже планировали принять участие в конкурсе, но по причине позднего полу-чения информации были упущены сроки подачи документов.Поэтому интересуемся, каким образом можно получать информацию о предстоящих конкурсах своевременно на наш электронный почтовый ящик.Будем Вам очень признательны.С глубоким уважением.Президент РОО «Оптимум» Ахмаев Руслан Абдулаевич моб.тел.8-928-739-8870,E-mail:optimum07@mail.ru

  2. July Skokova

    Вроде бы конкурс поддержки СО НКО, но «Минэкономразвития … не берется за организацию деятельности по тем направлениям, которые не входят в его компетенцию – это образование, социальная политика, культура, здравоохранение. … Поэтому конкурс направлен именно на формирование инфраструктуры поддержки. Мы поддерживаем те организации, которые сами поддерживают другие НКО, создают условия для дальнейшего развития». Почему тогда конкурс поддержки СО НКО?

    • Матвей Масальцев

      Насколько я помню, по закону поддержка инфраструктуры СО НКО относится к поддержке СО НКО :)

  3. mchertok

    Эта история очень радует и обнадеживает. Что ни говори, мы живем в очень противоречивой стране — как такой умный и взвешенных подход соседствует с оголтелыми борцами с оранжевой революцией и западным финансированием, и все в рамках одной и той же вертикали? А коллегам из МЭРа огромное спасибо за их труды и верность идеалам.

Добавить комментарий