Баба-яга всегда против


Минэкономразвития (МЭР) опубликовало свой проект поправок в Налоговый кодекс  «Филантроп» уже писал о том, что этот документ был направлен в Министерство финансов РФ: «Мы разработали и передали в Минфин поправки в налоговый кодекс, предполагающие льготы по налогу на прибыль компаниям – жертвователям НКО. Ждем реакции», — сказал 7 августа Артем Шадрин, директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования МЭР РФ. На днях об этой реакции стало известно.

Поправки призваны облегчить жизнь компаниям, жертвующим средства некоммерческим организациям. Суть одной из них в том, что появляется возможность включать благотворительные пожертвования в состав внереализационных расходов. Совершать пожертвования тогда можно было бы не из чистой прибыли, как сейчас, а из той, которая образовалась до налогообложения. Таким образом снижается фискальная нагрузка. Разработанный законопроект предлагает списывать с налогооблагаемой базы до 10% доналоговой прибыли при выплатах благотворительным фондам, религиозным организациям и социально ориентированным НКО. Напомним, что сейчас налоговые льготы на благотворительные выплаты имеют только физические лица (до 25% дохода).

Минфин выступило против этих предложений, сообщил 10 августа деловой портал BFM.ru . Представители Минфина заявили, что ведомство относится к законопроекту отрицательно, так как это будет способствовать падению доходов субъектов РФ.

Законопроект и реакция Минфина вызвали волну комментариев.

По итогам 2011 года налог на корпоративную прибыль принес бюджету 343 млрд рублей, или около 3% дохода; в 2012 году сохранится схожая пропорция, отмечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. «Дефицит федерального бюджета запланирован на этот год в размере 68 млрд рублей. Если новая норма будет принята, и все компании будут ею злоупотреблять, то дефицит бюджета вырос бы до 105 млрд рублей. Таким образом, реакция Минфина на законопроект едва ли будет позитивной», — приводит прогноз эксперта BFM.ru. Вероятно, такая точка зрения предполагает, что с введением налоговых льгот все без исключения компании бросятся заниматься благотворительностью, и, более того – все до единой будут заниматься ею настолько плотно, что злоупотребят льготами на 37 млрд. рублей.

Следует, однако, иметь в виду, что даже если вдруг это произойдет, деньги эти не будут ни украдены, ни потеряны. Если бюджет недосчитается 37 млрд. рублей, это будет означать, что около 370 млрд. было потрачено компаниями на оплату операций, организацию социальных служб, на различную помощь сиротам и старикам и т.п.

Координатор комитета по борьбе с коррупцией Михаил Дворкович считает, что «возможность выделять средства на благотворительность только из прибыли сдерживало многие благие намерения бизнесменов. Что касается коррупции и злоупотреблений менеджмента, это вопрос Уголовного кодекса, и коррупцию больше уже сделать в стране невозможно, чем она есть». Его слова также приводит портал BFM.ru .

Тенденция переложить ответственность за социальные программы с государственных органов на плечи бизнеса и НКО отчетливо выражена, и потому государству все же придется думать о каких-то мерах поощрения для компаний-благотворителей.

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики НИУ «Высшая школа экономики» высказал такое мнение «Российской газете»: «За счет благотворительности могут решаться те проблемы, на которые сейчас направляются бюджетные средства. К примеру, дорогостоящие операции мог бы финансировать бизнес, за счет благотворительных пожертвований, тогда как сейчас это делает бюджет… В целом инициатива Минэкономразвития мне кажется разумной, и я склонен ее поддержать». Эксперт предлагает, правда, определить для бизнеса и четкие ориентиры: на что конкретно направлять пожертвования.

Поддержали законопроект и «Ведомости» в своей редакционной колонке : «…политическая идея верна: вместо добровольно-принудительной «социальной ответственности» с размытыми границами выплат нужно создать институт. Бизнес должен иметь четкие правила игры на поле благотворительности. От новеллы могут выиграть и филантропы, получающие существенные налоговые льготы, и нуждающиеся в помощи».

Часто высказывается мнение, что российская благотворительность, как и иные формы существования гражданского общества, нуждается в институализации. Благотворительность компаний, особенно в регионах, фактически является частью их отношений с региональными властями, частью GR, — и это очевидная «игра с неясными правилами», а порой – откровенно коррумпированный торг: «финансируйте интересные нам учреждения и получите возможность работать спокойно».

В России, в отличие от США большую часть благотворительных сумм составляют взносы крупных корпораций и среднего бизнеса (150 млрд руб., по расчетам  РСПП), а не частных лиц. Причин несколько: во-первых, США более существенны налоговые льготы для частных лиц — до 50% годового дохода благотворителей могут быть освобождены от налогов. Учитываются не только деньги, но и другие пожертвования. Во-вторых, благотворительность — это традиция и один из образующих институтов американского общества.

В последние несколько лет российское государство облегчило отчетность НКО и несколько снизило налоговую нагрузку на них. Был отменен и абсурдный подоходный налог с получателей благотворительной помощи. Но в тоже время власть воспитывала недоверие к благотворителям и НКО, особенно получавшим иностранную помощь. Поэтому сейчас любые попытки институализации благотворительности очень важны не только в «техническом» или организационном смысле, но имеют и непосредственную общественную значимость.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий