Бездомные в пересчете на калоши


Британские НКО столкнулись с проблемами в связи с существующей системой распределения социального госзаказа и оценки их деятельности. Эта дискуссия может быть интересна и российским НКО, для которых критерии эффективности — также насущный вопрос.

Что эффективнее: устроить на работу одного бездомного или организовать 5 рабочих мест на фабрики по производству галош? Ответы на подобные вопросы ищут сейчас британские благотворители.

Что эффективнее: устроить на работу одного бездомного или организовать 5 рабочих мест на фабрики по производству галош? Ответы на подобные вопросы ищут сейчас британские благотворители. Фото с сайта theleakywiki.com

Как сообщает портал Thirdsector, фонд CAF опубликовал открытое обращение к правительству Великобритании, а Джон Лоу, исполнительный директор CAF, сделал соответствующее публичное заявление.

Джон Лоу настаивает, что большинство НКО не может выполнить госконтракты по решению социальных проблем без предварительного финансирования. Правительство должно предпринимать больше усилий для того, чтобы благотворительные организации не выдавливались из сферы контрактов на оказание публичных услуг, оплачиваемых по т.н. «результату», говорится в новом обращении CAF.

Поясним для российских читателей, о чем здесь идет речь.

Критерии эффективности для НКО

Некоторое время назад британское правительство перешло к новым критериям оценки деятельности НКО. Решение о том, предоставит ли государство той или иной организации контракт на оказание социальных услуг и решение о том, как он будет оплачен, теперь зависит от сугубо «материальных» показателей и результатов. Например, — от числа рабочих мест, которые будут созданы в результате осуществления того или иного социального проекта. Получается тендер, в котором, кстати, могут участвовать и НКО, и бизнес-структуры.

Казалось бы, конкуренция – это хорошо. Однако британцы, всегда стремившиеся к оценкам, выразимым в цифрах и деньгах, столкнулись с определенным парадоксом: позитивистские критерии, оказывается, работают далеко не всегда. Очевидно, к примеру, что организации, занимающиеся профессиональным обучением или переподготовкой, а также индивидуальной реабилитацией бездомных или инвалидов, заведомо оказываются в ситуации тендера в проигрышном положении. Они не создают большого количества рабочих мест, хотя их работа имеет несомненное социальное значение. Но как ее оценить по позитивным, то есть – поддающимся исчислению – критериям?

Можно ли приравнять трудоустройство одного закоренелого бомжа с 20-летним стажем безработицы к созданию 5 рабочих мест на фабрике, производящей галоши? Или обучение 10 пакистанских мигрантов веб-дизайну – к созданию супермаркета? «Филантроп» уже писал о том, что с переходом к новой системе оценки некоторые британские НКО вышли из государственных программ или даже закрылись.

Благотворительность в аванс

Кроме того, у британских НКО возникают и другие проблемы при нынешних условиях получения государственных контрактов.

Дискуссионное обращение CAF, опубликованное 1 октября, называется «Финансирование хороших результатов: с помощью социальных инвестиций для поддержки оплаты по результатам» (Funding Good Outcomes: using social investment to support payment by results). В нем содержится предупреждение, что благотворительные организации не могут получать и выполнять социальные контракты, потому что они часто имеют весьма ограниченные ресурсы. Они нуждаются в капитале до начала работы, чтобы финансировать свою деятельность.

По мнению CAF, министры и соответствующие уполномоченные службы должны упростить для благотворительных организаций участие в тендерах на получение государственных контрактов. Это может быть сделано с помощью гибкого комбинирования авансовых платежей для финансирования начальных затрат и платежей, которые выплачиваются по результатам работы.

Как привлечь социальных инвесторов

В Британии, где традиции благотворительности сильны, есть прослойка социальных инвесторов, обладающих крупными капиталами и готовых финансировать деятельность НКО. Однако и здесь проблема: чтобы привлечь их деньги наряду с государственными, таким инвесторам нужно предоставить и возможность лучшей оценки рисков, и определенные гарантии.

Во-первых, необходимо предоставить им больше времени и возможностей для оценки проектов, — до того, как инвесторы приступят к финансированию НКО. Во-вторых, и сами НКО должны быть более устойчивыми, чем сейчас. В обращении приводятся данные исследования Национального совета по делам общественных организаций, которое показало, что 7 из 10 субподрядчиков-благотворителей считают, что их деятельность при нынешней системе «оплаты за результат контракта» имеет серьезный риск провала.

Джон Лоу, исполнительный директор CAF

Джон Лоу, исполнительный директор CAF. Фото с сайта thirdsector.co.uk

«Проблема в том, что большинство НКО просто не могут позволить себе взяться за контракты без предварительного финансирования, — говорит Джон Лоу, исполнительный директор CAF. — Просто потому, что они не имеют права держать у себя большие финансовые резервы и имеют ограниченный доступ к капиталу по сравнению с коммерческими компаниями».

«Многие социальные инвесторы готовы помогать благотворительным и некоммерческим организациям оказывать социальные услуги, но стоит облегчить им получение финансируемых государством контрактов и предложить свои знания, чтобы работа была эффективнее. Есть хорошая новость, что правительство планирует создать фонд, чтобы помочь благотворительным организациям, работающим с оплатой за результат выполнения контрактов, но министры должны рассмотреть внимательно детали этой политики, чтобы их видение благотворительных и социальных предприятий стало более реалистичным», — резюмирует исполнительный директор CAF.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий