Победить болезнь вниманием и игрой
Помощь детям с особенностями развития медицинскими процедурами не исчерпывается – многие нарушения не могут быть устранены средствами из врачебного арсенала. При этом система раннего медицинского вмешательства у нас в стране работает, хоть и не без определенных проблем. Но немедицинская работа с детьми до трех лет, ранняя помощь сводится к отдельным практикам, существующим по большей части на деньги благотворителей.
В детский сад ребенок может пойти с трех лет, а до тех пор им занимаются только семья и врачи. Между тем, как раз в эти три первых года жизни человек усваивает огромный объем информации, овладевает основными навыками. И любые нарушения развития на этом этапе грозят катастрофическими последствиями. В это время у родителей традиционно есть лишь один помощник – детский доктор. А это значит, что к любому нарушению развития подход будет с самого начала сугубо медицинский.
«В нашей стране, к сожалению, принят медицинский подход, как будто все можно наладить с помощью таблетки или массажа, а к личности, к чему-то нематериальному внимания нет, – считает специальный педагог Института раннего вмешательства (ИРАВ) Марина Емец. – Но медицина помогает только, если нарушения структурные. Зрения и слуха, например: если не определить дефект слуха до шести месяцев, то к трем годам ребенок не заговорит. А ведь не менее опасно нарушение ранних отношений».
Более того, лечение одних патологий может вызвать куда более серьезные по своим последствиям эмоциональные и психологические проблемы, особенно в раннем возрасте. Классический пример – ребенку с незначительными нарушениями прописывают болезненный массаж или еще более болезненное обкалывание воротниковой зоны. Причем жесткой необходимости в таких манипуляциях часто нет – доктора просто перестраховываются.
Ребенок ежедневно посещает неприятные процедуры, и все это проделывается в присутствии матери. У взрослого человека в такой ситуации есть мотивация, он понимает, что болезненные медицинские манипуляции нужны. А ребенок не понимает – в результате эмоциональная травма, малыш перестает чувствовать себя защищенным, нарушается контакт с мамой.
Кстати, многих неприятностей можно было бы избежать, если бы использовались современные медицинские методики. Например, совсем недавно в нашей стране начали готовить врачей новой специальности – физических терапевтов. Физическая терапия (не путать с физиотерапией) позволяет работать с детьми с двигательными нарушениями, обучать их новым движениям. И в отличие от традиционного в таких случаях массажа, неприятных ощущений от физической терапии очень мало. Только вот доктора с такой специализацией в нашей стране пока редки, и их время стоит очень недешево. К сожалению, в бесплатных клиниках лечат по старинке.
«В медучреждениях лечение детей часто поставлено на конвейер, и ребенком никто не занимается. Он лежит там один, и маму к нему пускают на какие-то часы, – рассказывает дефектолог Има Захарова, председатель экспертного совета Центра лечебной педагогики (ЦЛП). – Или другая крайность, когда ребенка оставляют в семье и снабжают маму таким количеством врачебных рекомендаций, что она только медицинскими процедурами и занимается, а на игру и общение с ребенком времени не остается».
Лечение – вещь, безусловно, важная, но ничуть не меньше значит в раннем возрасте общение. Общаясь и играя с ребенком, можно победить многие врожденные проблемы. Потенциал развития заложен в каждом человеке. И полностью здоровый ребенок все усваивает самостоятельно. Слушая взрослую речь, учится говорить, трогая окружающие предметы, изучает устройство мира и учится оперировать с предметами.
Но это все в норме, а врожденные особенности развития обрывают это самообучение на определенном этапе. Так, например, малыш со слабым слухом никогда не научится говорить без специальных занятий. Ребенка с проблемами развития надо стимулировать: слабовидящему дать звучащие игрушки с разнообразной фактурой, малышу с двигательными нарушениями – подобрать подходящую позу для игры. В общем, при таком индивидуальном подходе особый ребенок имеет все шансы пройти те же этапы развития, что и нормальный. Главное, как можно быстрее начать. Так в предельно общем виде выглядит концепция ранней помощи детям
Необучаемых нет
Специалисты Центра лечебной педагогики одни из первых в России приняли этот подход и начали практиковать развивающие игры для детей, которых официальная медицина считала безнадежными. Один из принципов работы центра – в первую очередь помогать тем, кому помощи ждать больше не от кого. Другой принцип – уверенность в том, что необучаемых детей не бывает.
Необучаемость – это вообще такой оставшийся в наследство от советской медицины ярлык, который вешают на детей со сложными нарушениями развития. На Западе от этого уже отошли. Впрочем, и у нас в стране последние годы видны определенные сдвиги. Так, раньше необучаемыми считали людей с синдромом Дауна, теперь многие такие дети учатся в общеобразовательных школах.
В ЦЛП каждого нового ребенка встречает целая команда специалистов: психолог, невролог, дефектолог. Сюда приходят с уже готовым диагнозом, с кучей выписок и результатов обследований. Бывает, что открываются ошибки врачей.
«Недавно в центр прибыл ребенок с диагнозом «аутизм», – вспоминает один из педагогов. – А оказалось, что все его проблемы из-за слабого слуха».
Это далеко не единственный случай, когда врачи ошибались в сторону худшего. Например, один мальчик, попавший когда-то в ЦЛП с диагнозом ранняя детская шизофрения, учится теперь в институте Шнитке. Другой парень, у которого диагностировали имбецильность, сейчас в хорошей математической школе. И таких историй здесь много. С другой стороны, это все случаи из разряда чудесных избавлений, но не ради них одних существует центр.
Подход можно найти к любому ребенку. На первичном осмотре команда специалистов составляет портрет его возможностей: чему ребенок может научиться, чему может научиться легко, какие функции им сейчас не используются. Второй этап – построение иерархии задач. Прежде всего, надо наладить контакт, выстроить общение. Начинать нужно с того, что может пробудить в малыше интерес. Например, привлечь внимание ребенка яркой игрушкой или огоньком свечи, чтобы он взглядом следил за ее движением. Или, наоборот, дать потрогать предмет с интересной фактурой, если его зрение ослаблено. Когда контакт достигнут, можно переходить к более сложным для ребенка вещам.
Всему этому обучают родителей, и основные занятия зачастую проводятся дома. Только иногда мама приезжает в центр на консультацию. Если это необходимо, дети могут посещать индивидуальные и групповые занятия в помещении центра недалеко от метро «Университет». С каждым ребенком занимается один человек – здесь считают, что с малышом не должно работать много людей. Но этот человек имеет возможность регулярно консультироваться с целой командой специалистов. С каждым ребенком занимаются по индивидуальной программе, чтобы «поставить» ему коммуникативные и сенсорные навыки. А с годовалыми детьми уже можно работать в группе. За те без малого двадцать лет, что работает центр, через него прошли около 10 тысяч детей разного возраста.
Работать с детьми и родителями.
В Санкт-Петербурге у истоков ранней помощи стоял упоминавшийся уже ИРАВ. В нем занимаются с детьми до 3,5 лет, а с прошлого года появилась переходная группа для подготовки к поступлению в дошкольные учреждения.
На первой встрече обязательно присутствует доктор и в зависимости от особенностей развития либо психиатр, либо педагог, либо соцработник. Перед приемом родители заполняют нормированные шкалы для оценки развития ребенка. Используются уже хорошо опробованные американские шкалы с некоторыми поправками на российские реалии. Так, например, нормально развивающиеся заокеанские дети довольно быстро учатся пользоваться лестницей, потому что живут в основном в частных домах. Большинство петербуржцев обитает в квартирах, поэтому умение ходить по ступенькам критерием развития здесь быть уже не может.
Изучив шкалы, проглядев заключения врачей и осмотрев ребенка, специалисты решают, какие виды занятий ему нужны. Есть несколько разных групп, в которые можно водить детей в зависимости от особенностей развития. Можно заниматься и дома, периодически приезжая на консультации – вечером по средам в ИРАВ родительский клуб.
Занятия с родителями – очень серьезное направление работы. Их учат читать сигналы ребенка, понимать, что он хочет.
«Родители попадают к нам в таком состоянии, что приходится первые полгода работать с ними больше, чем с детьми, – рассказывает Марина Емец. – Чаще всего мы стараемся подбодрить их через успех с ребенком. То, что родители довольны, – для нас один из главных критериев хорошей работы».
До сентября 2008 года занятия в центре были бесплатные, но сейчас с родителей приходится брать деньги. Хотя по рыночным меркам услуги института совсем недорогие: 600 рублей за первичный прием, 200 – за занятие.
«Мы не могли получить деньги от государства, — объясняет Марина Емец. – В этом году, строчку про нас наконец-то внесли в городской бюджет, но начался кризис».
Научиться играть со своим ребенком
Из относительно молодых организаций, занимающихся ранней помощью, выделяется «Российская лекотека». Слово «лекотека» — образовано от шведского «leko» – «игрушка» и «tek» – «собрание», и изначально лекотеки были именно хранилищами игрушек. Ранняя помощь всегда связана с играми. А для развивающих игр с особыми детьми нужны специальные игрушки: одни из них дороги, другие редки. Вот и возникла идея собрать все необходимые для игр предметы в одном месте и одалживать их нуждающимся в помощи семьям. Первая лекотека появилась в 1963 году в Стокгольме. Потом подобные учреждения распространились по Европе и Америке. А первую российскую лекотеку создали в Москве в 2000 году.
«Когда мы начинали, то брали за образец шведские лекотеки, – рассказывает Валерий Ярыгин, директор ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека». – Потом наша модель изменилась. Теперь одно из главных направлений работы – обучение родителей».
Пап и мам здесь учат играть с ребенком. Многие родители этого, оказывается, совершенно не умеют. Это обычному малышу иногда достаточно просто дать игрушку, а детям с особенностями развития нужно куда больше внимания. В «Лекотеке» занятия бесплатные, зато требования к родителям, пожалуй, самые жесткие.
«Мы требуем обязательного присутствия родителей на занятиях и обязательного выполнения заданий дома, – объясняет Валерий Ярыгин. – Это какие-то вещи в ежедневной жизни ребенка, например, туалет, умывание. Причем надо не просто водить ребенка умываться, а еще и выполнять при этом дополнительные задания. К примеру, спрашивать его, какого цвета мыло, какого цвета зубная щетка. Часть родителей не выдерживают такого ритма».
Хотя «Лекотека» и работает по большей части с очень тяжелыми детьми, всегда стоит задача научить их необходимым жизненным навыкам. А без регулярных домашних занятий этого не получается.
Те родители, кто выдерживает, ходят 2–3 раза в неделю на занятия в группы. Это, так сказать, основной состав, обычно их не больше 50 человек. Группы маленькие – по три-пять детей. На занятиях дети лепят, разыгрывают сценки, пробуют играть на музыкальных инструментах.
Есть семьи, которые занимаются на дому, а в центр приезжают только раз в две недели за консультацией. А при необходимости специалисты «Лекотеки» раз в месяц ездят к ним домой.
В общем, методики ранней помощи в России постепенно приживаются. К сожалению, доступны они пока далеко не в каждом регионе. А мест, где детям с особенностями развития могут помочь за счет государства, и того меньше. Но очень важно уже то, что они есть. И с каждым годом все больше особых детей имеют шанс не отстать в развитии от своих сверстников.
+ There are no comments
Add yours