Филантропия при советах
Продолжаем наши заметки. Предыдущая была посвящена золотому веку российской благотворительности и заканчивалась ситуацией, сложившейся после прихода большевиков к власти.
Эксперты: в СССР благотворительности не было.
Большинство российских экспертов полагают, что в советское время благотворительность была практически уничтожена. Вот что они говорят об этом. Цитируем:
В советское время в разные годы благотворительность понималась и оценивалась негативно.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
Советская власть с благотворительностью расправилась быстро, как и со всеми формами общественной и общинной жизни, а, расправившись, еще и ошельмовала, вколотив в наше сознание негативные ассоциации с образом благотворительности.
В годы Советской власти благотворительность, как явление, было уничтожено.
В самом деле, официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была изложена в Большой Советской Энциклопедии 1927 года. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
А в Большой Советской Энциклопедии 1950 г., к примеру, благотворительность определяется как
помощь, «лицемерно оказываемая представителями господствующих классов … некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы». «При социализме благотворительность не нужна, — указывалось в энциклопедии, — поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета» (Большая Советская Энциклопедия, т.5: 278).

Б. Кустодиев. Большевик.
Может быть, благотворительности в СССР действительно не было?
Практических примеров, подтверждающих этот тезис достаточно много:
В 1917 г. более 200 богаделен в Москве были закрыты, и их обитатели выброшены на улицу.
В 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.
Во время голода в Поволжье в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах).
Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью.
И, тем не менее, благотворительность в СССР существовала.
Советская благотворительность в годы войны.
Прежде всего, было бы несправедливо говорить о полном прекращении церковной благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.
30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей.
В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». В Новосибирске православные отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину».
Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта.
Деньги на танковые колонны и самолетные эскадрильи, а также на более прозаические цели, такие, как подарки солдатам, теплая одежда, рукавицы, мыло и т п. жертвовали, разумеется, и неверующие.
Типичная советская благотворительность.
Кто-то скажет: «Ну, это же – война! Все общество было мобилизовано, а власть была готова пользоваться любыми возможностями». Однако и в мирное, обычное время благотворительность в СССР существовала:
Во-первых, действовали советские благотворительные фонды. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР. А также — памятный многим «Фонд мира».
Во-вторых, в помощи и сострадании постоянно нуждались разнообразные дети рабочих Германии, беженцы из Испании, позднее – из Чили, повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика и бездомные Америки.
В-третьих, были распространены такие известные формы, как субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам.
В-четвертых, кроме благоустроительных субботников и воскресников существовала и различного рода бесплатная работа на фабриках и заводах, с перечислением заводом заработанных денег на содержание детских домов. За каждым предприятием были закреплены «подшефные»: школы, детские дома, детские сады, больницы, учреждения культуры, которым предприятия помогали деньгами или силами своих работников.
В-пятых, широко практиковалось отчисление лауреатами части довольно крупных государственных и международных премий, чаще всего — в помощь государству или конкретной организации.
В-шестых, к 70-м годам прошлого века в СССР сложилась весьма практичная система «профкомовской» помощи и практика общественных «касс взаимопомощи» на производствах.
Многие перечисленные формы советской благотворительности явно не заслуживают доброй памяти, но они существовали, и, к тому же, в их действенность и осмысленность верили первые советские крупные благотворители – от фантастического, придуманного Деточкина из «Берегись автомобиля» до не менее фантастического, но совершенно реального Асгата Галимзянова.
Эти люди и их деятельность интересна нам, потому что именно они заложили многие формы и стереотипы современной российской благотворительности. О них – в следующей заметке.
С начала 50х в СССР появилась и «интернациональная» благотворительность, которая к 1962 была переформатированна, главным образом, в Советский Фонд Мира, занимавшийся гуманитарной помощью за пределами СССР. Многим советским людям с повышенными доходами или при получении крупных премий настоятельно рекомендовали жертвовать в его пользу. Например полевые геологи, получавшие космические деньги, обычно переводили большую часть заработка в эту организацию.
после прочтения никак нельзя сказать, что в советском государстве не было благотворительности, она была огосударствлена. т.е. получается какая-то парадоксальная в чем-то картина. советское государство монополизировало все, в том числе и благотворительность. а сегодня же мы считаем, что гос-во не должно заниматься благотворительностью, только разве не мешать, но способствовать. и буквально жизненные силы уходят на то, чтоб система что-то в этом русле сделала. какой, однако, крутой вираж произошел за последние 30 лет.