Театр глухих: поиски языка


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Студия пантомимы "Жест". Спектакль "Я такое дерево"

Общение глухих с теми, кто слышит, очень затруднено. Большинству «обычных» людей просто непонятен их язык. Но есть такое место — театральная сцена, — где глухие могут разговаривать со слышащими. На фестивале «Протеатр» было 2 таких спектакля. Оба театра – из Сибири, в обоих — неслышащие и слабослышащие актеры. Но каждый из них по-своему решал задачу понимания.

Новосибирцы из студии пантомимы «Жест» выбрали язык пластики, который ясен абсолютно всем. Приемы «черного театра» — использование эффекта свечения белых предметов в темноте при ультрафиолетовом освещении – добавили профессиональной пантомиме волшебное звучание.

На глазах зрителя рождались и трансформировались, перетекая один в другой завораживающие образы, созданные из светящихся ладошек и человеческих силуэтов.

Первый сюжет спектакля – Библейское сотворение мира. Но и все остальные миниатюры можно назвать сотворением нового мира, когда во тьме рождается свет.

«Особенность» авторов этого магического действа чувствуется лишь в том, насколько виртуозно они владеют собственным телом и слаженно действуют.

Контекст театра других возможностей возникает лишь в последней миниатюре, тема которой вынесена и в название спектакля: «Я – такое дерево». Иное — не лучше, и не хуже, просто другое…

Томский театр «Индиго» ищет со зрителями общий язык совершенно иначе. В спектакле «И был день» играют как неслышащие, так и слышащие актеры. В нем действуют как глухие, так и обычные персонажи – дети, которые играют во дворе и рассказывают свои истории.

Театр "Индиго"

Сначала разговор идет через посредника – язык жестов переводится на «звучащий» и наоборот. Но по ходу действия и разворачивания сюжетной линии – когда дети, лишенные слуха, начинают общаться с обычными – создается некий синтезированный язык. Жесты становятся дополнением к словам, а слова как бы поясняют, окрашивают жесты.

Монологи актеров, в основном, непридуманные. Это истории о жизни глухого человека в мире слышащих. Каждая начинается со слов: «И был день». Этот день – совсем обычный, один из многих, или же особенный, экстраординарный. В этот день кто-то упал с дерева, кого-то поцарапала кошка, кто-то из-за глухоты попал под машину, а кто-то услышал от родителей слово «развод» и после этого потерял слух…

В обоих спектаклях звучит: «В начале было Слово». Мы не можем сказать, звучало ли это Слово или оно было жестом или знаком. Слово одинаково важно и для мира слышащих, и для мира глухих. Различие языков разделяет эти миры, но когда слышащие и глухие обращаются к этому исходному Слову, они обретают способность понимать и друг друга.

Презентационный ролик театра «Индиго»:

2 Comments

Add yours
  1. Мизантроп

    В России уже сто лет идёт спектакль, который называется «Разговор глухих со слепыми» о взаимоотношении власти и народа. Только финал всё никак не наступит. Вероятно потому, что у нас «В начале было не Слово, а Понятия. А потом Бабло».

  2. ipagava

    а после фестиваля самое время найтись какому-нибудь меценату и отправить труппу по регионам. не масштабирование успешного опыта, но все-таки расширение возможности знакомства с ним.

Добавить комментарий