Асгат Галимзянов, дело № 2891


 

Фото: Наталья Бояркина
Фото: Наталья Бояркина

 

Извозчик Бауманского райпищеторга, работавший на казанском колхозном рынке с окладом в 110 рублей, активно занялся благотворительностью тогда, когда ее в СССР официально не существовало — в 70-х годах прошлого века. 

Асгат     Галимзянов   родился 2 марта 1936 года в татарской деревушке Болын Балыкчы Апастовского района Татарстана. Получив аттестат о восьмилетнем образовании, пошел работать в колхоз. Потом, отслужив четыре года в армии, переехал в Казань. 

Перебрав массу специальностей, Асгат так и не нашел дела для души, и устроился извозчиком на колхозный рынок. Власти недоумевали: человек с восьмилетним образованием, обыкновенный извозчик, но при этом переводит немалые суммы в детские дома, больницы, семьям с приемными детьми… Откуда средства? 

В горисполкоме завели на него досье — папку с надписью «А. Галимзянов, дело № 2891», и это «дело» вполне могло перерасти в другое — уголовное… ОБХСС, санэпидемнадзор, городские власти — искали у Галимзянова грехи или хотя бы корыстные мотивы. И не находили. Откуда средства, выяснили быстро: оказывается, он откармливал свиней и продавал мясо на колхозном рынке. Кормил их отходами с того же рынка… 

Купив на последние деньги хрюшек, Асгат-абый организовал для них подземное жилище в сарае по соседству с конем Орликом. Чтобы не заметили соседи, он вырыл погреб, подвел воду, свет, сам придумал и сделал агрегаты для подачи кормов, уборки навоза. Все отходы вывозил по ночам на свалку в металлических флягах. Почти 6 лет об этой его деятельности не знал никто. 

Не найдя за Галимзяновым криминала, его попытались отвлечь от несвойственной советским людям филантропии административными способами: ограничивали в количестве голов скота, которые он мог содержать, письменно предупреждали о сносе дома и свинофермы, которые построил «без разрешения»… 

Бизнес Галимзянова развивался: он однажды заметил у железнодорожной насыпи заброшенный барак и выкупил эти развалины. С сыном и братом сделали ферму и стали брать у колхоза на откорм до 300 бычков. Траву, крапиву, бурьян на подстилку находили даже у стен казанского кремля, в овражках и на пустырях. Трудно себе представить ферму в центре татарской столицы, но она появилась, — как только государство разрешило предпринимательство. 

Советский фонд мира  получил от Асгата Галимзянова более 600 тысяч советских рублей, значительными были и пожертвования от Асгата-абый детям Армении во время землетрясения в Спитаке, ребятишкам, пострадавшим в Чернобыльской аварии, Казанскому Дому ребенка №1 и Ивановской интернациональной школе-интернату… 

Постепенно Галимзянов становился известным, и не только в Татарстане. О нем написал в 1987 году журнал «Огонек», а когда в 1988 году в Москве состоялась первая конференция Детского фонда Альберта Лиханова, ее делегатом по личному приглашению Лиханова стал и Асгат Галимзянов. Сейчас он – почетный член фонда помощи детям-сиротам, лауреат редкой международной награды — Золотой медали имени Л.Толстого, которая вручалась в свое время таким людям, как Агния Барто, Астрид Линдгрен, Мать Тереза. Яндекс при запросе «Асгат Галимзянов» дает 2302 ответа… 

Подсчитать, сколько за свою жизнь Галимзянов заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько он раздал нуждающимся — старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду. Не поддаётся счёту количество телевизоров, шубок и пальтишек, башмаков и игрушек, которые он передал в приюты, интернаты, дома малюток, инвалидов, престарелых. 

Одних только автобусов купил и подарил 73 штуки. Каждая машина стоит не менее 430 тысяч рублей. Получается, что только «автобусный парк» тянет, по меньшей мере, на миллион долларов! А сейчас Асгат Галимзянович Галимзянов копит деньги на вертолет, для подарка, разумеется… 

Сам же филантроп между тем продолжает жить в бараке, одеваться — во что Аллах пошлет, но обязательно, чтоб на голове была любимая панамка. На себя и на нужды семьи Галимзяновы тратиться не любят: купили себе однажды «Волгу», но поняли, что ездить-то на ней некуда. «Газик» для работы куда полезнее, а «Волгу» подарили детдому. 

Если бы извозчику казанского райпищеторга Асгату Галимзянову когда-нибудь сказали, что ему при жизни поставят памятник в центре города, он долго бы смеялся. 

Фото: Наталья Бояркина

Но памятник поставили, и Галимзянов приходит иногда полюбоваться на себя в бронзе. Скульптор запечатлел, правда, не только Асгата-абы, но и верного помощника филантропа — лошадь с телегой, полной ребятишек. Церемония открытия памятника Благотворителю состоялась 30 августа 2008 года в Казани на площади Тысячелетия. 

«Я свой народ любил и тогда, и сейчас — одинаково. Все равно, разрешено или нет, животных держал, людям помогал, хоть Советский Союз, хоть Россия. Я живу, чтобы делать добро», — говорит сегодня 72-летний Асгат Галимзянович.

  1. Динар

    Да я удивляюсь как вы высказываетесь о нем. да конечно человек многим помог. меня просто смущает одно что он помогая другим не помогает своим родственникам.я даже знаю людей кто является его племянниками и племянницами и он даже их в глаза не видел хотя живут в одном городе. о чем даже говорить если родная сестра много уважаемого Асгата Галимзяновича живет в доме который не сегодня, завтра обрушиться что в следствие может причинить смерть его же сестре.

    • AndreySuch

      бывают.
      вы же и сами знаете, что бывают.
      а вот порождаются ли такие люди сейчас?
      видимо, порождаются.
      но их очень трудно заметить.

      • Мизантроп

        Заметить их, как раз, нетрудно, и порой это очень плохо. Мне рассказал один знакомый, как его друзья открыли где-то благотворительный магазин, так не прошло и недели, как к ним повадились ходить местные менты и набирать всё, что им понравится «за спасибо». При этом цинично ухмылялись:»Милиции надо помогать!» Вот с чем сталкиваются такие люди в наше время.

  2. ну!

    «не заметили совок», на мой взгляд, как раз и значит «смогли жить в нем с пользой для себя и для других», не обративши внимания не прыжки идеологий из колеи в колею

    а вот среди кого их искать — не знаю.

    можно посчитать, что теневая экономика строилась ими. да, но это односторонний подход типа «построить капитализм и всё наладится»

    польза, благо — термины с идеологической начинкой

    • AndreySuch

      интересно было бы создать этакую «модель настоящего человека»:)
      мне порой кажется, что не только «теневая экономика», но и все позитивное, что творилось в ссср — их рук дело.
      не было бы таких людей — была бы бесплодная «империя зла».

      • ну!

        да, посмотреть
        — насколько сохранилась связь времен.
        — что формировало совок.
        — что переплыло и стало совком.
        ну и т.д.

        • AndreySuch

          создать операционализированное и, пардон, верифицируемое, социологическое исследование очень трудно.
          буду как-то думать об этом.

          • ну!

            и плюс к тому «всякий труд должен быть оплачен»
            :)

            но можно заранее предположить, что ситуация так называемого «совка» поляризовал в отдельных людях деятельность, направленную на «гуманизацию» (позволен ли такой термин?) и на де-гуманизацию много резче, чем прочие социальные образования и сдвиги 20-го века.
            вообще интересный разрез для исследования…

            и результирующий вектор вряд ли радует кого, разве что несуществующего носителя чистого зла

  3. ну!

    здорово!
    дядька просто не заметил протекания совка у себя в стране.
    как не замечаешь какого-нибудь несильного сквозняка.
    ——
    бог с ними с масштабами, таких масштабных людей явно немного — а интересно, левадовцы могли бы прикинуть сколько народу такого типа есть на территории?

    • AndreySuch

      идея интересная, но есть очевидная проблема:
      количество кого именно следует выяснять?

      иначе говоря: каковы параметры интересующих нас людей?
      большие заработки?
      благотворительность?
      полная законопослушность?
      личное очарование?

      я знаю несколько крупных деятелей науки и образования советского времени. они подходят?

      и еще один странный есть вопрос:
      они «не заметили совок» или, напротив, смогли жить в нем с пользой для себя и для других?

Leave a Reply