Асгат Галимзянов, дело № 2891
Извозчик Бауманского райпищеторга, работавший на казанском колхозном рынке с окладом в 110 рублей, активно занялся благотворительностью тогда, когда ее в СССР официально не существовало — в 70-х годах прошлого века.
Асгат Галимзянов родился 2 марта 1936 года в татарской деревушке Болын Балыкчы Апастовского района Татарстана. Получив аттестат о восьмилетнем образовании, пошел работать в колхоз. Потом, отслужив четыре года в армии, переехал в Казань.
Перебрав массу специальностей, Асгат так и не нашел дела для души, и устроился извозчиком на колхозный рынок. Власти недоумевали: человек с восьмилетним образованием, обыкновенный извозчик, но при этом переводит немалые суммы в детские дома, больницы, семьям с приемными детьми… Откуда средства?
В горисполкоме завели на него досье — папку с надписью «А. Галимзянов, дело № 2891», и это «дело» вполне могло перерасти в другое — уголовное… ОБХСС, санэпидемнадзор, городские власти — искали у Галимзянова грехи или хотя бы корыстные мотивы. И не находили. Откуда средства, выяснили быстро: оказывается, он откармливал свиней и продавал мясо на колхозном рынке. Кормил их отходами с того же рынка…
Купив на последние деньги хрюшек, Асгат-абый организовал для них подземное жилище в сарае по соседству с конем Орликом. Чтобы не заметили соседи, он вырыл погреб, подвел воду, свет, сам придумал и сделал агрегаты для подачи кормов, уборки навоза. Все отходы вывозил по ночам на свалку в металлических флягах. Почти 6 лет об этой его деятельности не знал никто.
Не найдя за Галимзяновым криминала, его попытались отвлечь от несвойственной советским людям филантропии административными способами: ограничивали в количестве голов скота, которые он мог содержать, письменно предупреждали о сносе дома и свинофермы, которые построил «без разрешения»…
Бизнес Галимзянова развивался: он однажды заметил у железнодорожной насыпи заброшенный барак и выкупил эти развалины. С сыном и братом сделали ферму и стали брать у колхоза на откорм до 300 бычков. Траву, крапиву, бурьян на подстилку находили даже у стен казанского кремля, в овражках и на пустырях. Трудно себе представить ферму в центре татарской столицы, но она появилась, — как только государство разрешило предпринимательство.
Советский фонд мира получил от Асгата Галимзянова более 600 тысяч советских рублей, значительными были и пожертвования от Асгата-абый детям Армении во время землетрясения в Спитаке, ребятишкам, пострадавшим в Чернобыльской аварии, Казанскому Дому ребенка №1 и Ивановской интернациональной школе-интернату…
Постепенно Галимзянов становился известным, и не только в Татарстане. О нем написал в 1987 году журнал «Огонек», а когда в 1988 году в Москве состоялась первая конференция Детского фонда Альберта Лиханова, ее делегатом по личному приглашению Лиханова стал и Асгат Галимзянов. Сейчас он – почетный член фонда помощи детям-сиротам, лауреат редкой международной награды — Золотой медали имени Л.Толстого, которая вручалась в свое время таким людям, как Агния Барто, Астрид Линдгрен, Мать Тереза. Яндекс при запросе «Асгат Галимзянов» дает 2302 ответа…
Подсчитать, сколько за свою жизнь Галимзянов заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько он раздал нуждающимся — старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду. Не поддаётся счёту количество телевизоров, шубок и пальтишек, башмаков и игрушек, которые он передал в приюты, интернаты, дома малюток, инвалидов, престарелых.
Одних только автобусов купил и подарил 73 штуки. Каждая машина стоит не менее 430 тысяч рублей. Получается, что только «автобусный парк» тянет, по меньшей мере, на миллион долларов! А сейчас Асгат Галимзянович Галимзянов копит деньги на вертолет, для подарка, разумеется…
Сам же филантроп между тем продолжает жить в бараке, одеваться — во что Аллах пошлет, но обязательно, чтоб на голове была любимая панамка. На себя и на нужды семьи Галимзяновы тратиться не любят: купили себе однажды «Волгу», но поняли, что ездить-то на ней некуда. «Газик» для работы куда полезнее, а «Волгу» подарили детдому.
Если бы извозчику казанского райпищеторга Асгату Галимзянову когда-нибудь сказали, что ему при жизни поставят памятник в центре города, он долго бы смеялся.

Фото: Наталья Бояркина
Но памятник поставили, и Галимзянов приходит иногда полюбоваться на себя в бронзе. Скульптор запечатлел, правда, не только Асгата-абы, но и верного помощника филантропа — лошадь с телегой, полной ребятишек. Церемония открытия памятника Благотворителю состоялась 30 августа 2008 года в Казани на площади Тысячелетия.
«Я свой народ любил и тогда, и сейчас — одинаково. Все равно, разрешено или нет, животных держал, людям помогал, хоть Советский Союз, хоть Россия. Я живу, чтобы делать добро», — говорит сегодня 72-летний Асгат Галимзянович.
Да я удивляюсь как вы высказываетесь о нем. да конечно человек многим помог. меня просто смущает одно что он помогая другим не помогает своим родственникам.я даже знаю людей кто является его племянниками и племянницами и он даже их в глаза не видел хотя живут в одном городе. о чем даже говорить если родная сестра много уважаемого Асгата Галимзяновича живет в доме который не сегодня, завтра обрушиться что в следствие может причинить смерть его же сестре.
личные отношения между родственниками — сложная тема
Знаеш а мне кажется этот человек хочет воспитать в своих детях,родственниках,что бы они тоже помогали малоимушим и чтобы те кому он помог тоже помогали другим
Asmat rules!
Надо же, бывают же люди…
бывают.
вы же и сами знаете, что бывают.
а вот порождаются ли такие люди сейчас?
видимо, порождаются.
но их очень трудно заметить.
Заметить их, как раз, нетрудно, и порой это очень плохо. Мне рассказал один знакомый, как его друзья открыли где-то благотворительный магазин, так не прошло и недели, как к ним повадились ходить местные менты и набирать всё, что им понравится «за спасибо». При этом цинично ухмылялись:»Милиции надо помогать!» Вот с чем сталкиваются такие люди в наше время.
«не заметили совок», на мой взгляд, как раз и значит «смогли жить в нем с пользой для себя и для других», не обративши внимания не прыжки идеологий из колеи в колею
—
а вот среди кого их искать — не знаю.
—
можно посчитать, что теневая экономика строилась ими. да, но это односторонний подход типа «построить капитализм и всё наладится»
—
польза, благо — термины с идеологической начинкой
интересно было бы создать этакую «модель настоящего человека»:)
мне порой кажется, что не только «теневая экономика», но и все позитивное, что творилось в ссср — их рук дело.
не было бы таких людей — была бы бесплодная «империя зла».
да, посмотреть
— насколько сохранилась связь времен.
— что формировало совок.
— что переплыло и стало совком.
ну и т.д.
создать операционализированное и, пардон, верифицируемое, социологическое исследование очень трудно.
буду как-то думать об этом.
и плюс к тому «всякий труд должен быть оплачен»
:)
—
но можно заранее предположить, что ситуация так называемого «совка» поляризовал в отдельных людях деятельность, направленную на «гуманизацию» (позволен ли такой термин?) и на де-гуманизацию много резче, чем прочие социальные образования и сдвиги 20-го века.
вообще интересный разрез для исследования…
—
и результирующий вектор вряд ли радует кого, разве что несуществующего носителя чистого зла
а кого искать и считать будем?
здорово!
дядька просто не заметил протекания совка у себя в стране.
как не замечаешь какого-нибудь несильного сквозняка.
——
бог с ними с масштабами, таких масштабных людей явно немного — а интересно, левадовцы могли бы прикинуть сколько народу такого типа есть на территории?
асгат галимзянов из кул!
идея интересная, но есть очевидная проблема:
количество кого именно следует выяснять?
иначе говоря: каковы параметры интересующих нас людей?
большие заработки?
благотворительность?
полная законопослушность?
личное очарование?
я знаю несколько крупных деятелей науки и образования советского времени. они подходят?
и еще один странный есть вопрос:
они «не заметили совок» или, напротив, смогли жить в нем с пользой для себя и для других?