В Питере — ходить: как сотрудник «Ночлежки» водит экскурсии по неблагополучным районам


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
«Чапаев и Петербург» — так называется благотворительный экскурсионный проект, который запустил Андрей Чапаев, краевед, сотрудник благотворительной общественной организации «Ночлежка», координатор проекта «Ночной автобус». Раз в месяц Андрей Чапаев проводит экскурсии по окрестностям Лиговского проспекта – знаменитой Лиговке, где в разные годы сосуществовали дома доходные и народные, ночлежные и публичные, здесь появилось слово «гопник», здесь же позже возникали и одни из первых сквотов, в которых жили художники и музыканты. Да и сама «Ночлежка» появилась в 1990-е годы именно здесь. В конце экскурсии можно попасть и в приют организации и увидить ее работу изнутри.
Недавно появился еще один маршрут — «В полукруг Васильевского острова на велосипеде» по непопулярной стороне острова, которая долгое время оставалась одним из беднейших и захолустных районов Петербурга, в то время столицы Российской империи.
Половину своего гонорара экскурсовод перечисляет на работу «Ночного автобуса» — мобильного пункта раздачи горячего питания.
Андрей расказал «Филантропу», почему придумал формат экскурсий и как это помогает бездомным.
FCxEeFr_Jfw

А. Ч.: Идея благотворительной экскурсии не нова. Но мне это показалось логичным и лежащим на поверхности потому, что Лиговка по степени «злачности», вероятно, второе после Сенной площади место в Петербурге. И при этом Лиговка непосредственно связана с «Ночлежкой». Ведь эта организация появилась не в Купчино и не на проспекте Ветеранов, например, а именно на Лиговском проспекте, в арт-центре «Пушкинская, 10». И после небольшого перерыва, во время которого «Ночлежка» располагалась на Синопской набережной, мы вернулись не куда-нибудь, а опять на Лиговку. Я не профессиональный экскурсовод. Но всё-таки прошлым летом попробовал сделать пешеходный маршрут для коллег по «Ночлежке» по Малой Охте. А Охта и в частности Малая Охта в прошлом была очень богата благотворительными заведениями. Потом осенью был фестиваль уличных экскурсий «Открытая карта», организаторы которого предложили мне сделать экскурсию «про бездомность». Но здесь есть этический момент: я не хочу устраивать «цирк» и показывать экскурсантам, как надо правильно спать на картонке, какие надо собирать банки и тому подобное. Хотя некоторые экскурсанты ждали чего-то такого. Я же связал историю с современностью, с тем, какие организации в настоящее время работают с бездомными людьми. И после фестиваля я понял, что такая экскурсия горожанам интересна, а для меня это возможность рассказать о «Ночлежке». Поэтому я решил самостоятельно запустить цикл таких экскурсий – проводить их раз в месяц до конца тёплого сезона, то есть приблизительно до середины осени.

Вы сказали, что некоторые экскурсанты ждали подробностей о быте бездомных. Люди видят в этом какую-то экзотику?

А. Ч.: Да, именно экзотику. Горожанин уже несколько пресыщен традиционными маршрутами вроде Петропавловской крепости или Исаакиевского собора, и ему хочется каких-то новых ракурсов. Не случайно стабильным успехом пользуются, например, экскурсии по крышам. Но я сознательно отказался от акцентирования на этих подробностях – всё-таки я не просто краевед, а человек, который работает в сфере помощи бездомным уже много лет, и профессиональная этика не позволяет мне превращать мой рассказ в трэш.

чапаев

Но ведь во время экскурсии вы обращаетесь к истории. Получается, что вы рассказываете такой же трэш, только имевший место в прошлые эпохи…

А. Ч.: В некотором смысле да. Потому что, не зная предыстории, сложно понять происходящее сегодня. И в наше время мало что изменилось, разве что сто лет назад благотворительных заведений было гораздо больше, чем теперь. Ты идёшь по вроде бы благополучному Невскому, и вроде бы всё хорошо – витрины магазинов, дорогие машины, улыбающиеся прохожие. Но стоит остановиться и присмотреться, как проступают такие черты, которые вне времени. И вот уже кто-то тебе предлагает погадать, кто-то рассказывает печальные истории, неизвестно, правдивые или не очень. Есть какая-то особенность Лиговки или той же Сенной – как бы ни благоустраивались фасады, содержание остаётся. Стоит зазеваться, и рискуешь, например, оказаться без телефона.

Однажды на экскурсии был такой эпизод: подошёл человек, назвался бывшим актёром театра, стал сыпать матерными частушками. То есть это как будто такая параллельная реальность. Конечно, я много говорю о прошлом, но всегда рассказываю и о нынешней работе «Ночлежки». Говорю и о предпосылках появления «Ночлежки» именно на «Пушкинской, 10», в среде художников, музыкантов. Ведь дом 10 на улице Пушкинской – это был один из первых сквотов в Петербурге.

Обычные экскурсии фиксируют внимание слушателей и зрителей на знаменитостях, проживавших на территории маршрута. А как происходит у Вас?

А. Ч.: Есть знаменательные песонажи, как же без них? Та же «Пушкинская, 10» богата на знаковые для Петербурга имена. Говорю и о других персонах. Например, о Франце Карловиче Сан-Галли, человеке, который изобрёл батарею в том виде, в котором мы её знаем. На Лиговском проспекте находился его завод и его особняк (особняк и Сангальский сад до сих пор существуют). Или о графине Софье Паниной, которая открыла Лиговский народный дом. А по мере удаления от Невского проспекта Лиговка становится всё менее и менее парадной – за Обводным каналом раньше была городская окраина с различными предприятиями и огородами.

А основные герои Ваших рассказов часто интересуются Вашими экскурсиями?

А. Ч.: Во время экскурсий эти люди появляются постоянно. Однажды у нас была настоящая драка: мы зашли в одну из подворотен, а там ребята выясняют отношения и крепко метелят друг друга. Благо, один из наших экскурсантов побежал к ним с криками: «Шухер! Менты!», и они тут же разбежались. Однажды на экскурсию приехали журналисты и хотели снять сюжет. И пока мы стояли, к нам подходили разные люди, рассказывали разные истории, чаще всего сопровождая это просьбами дать им денег на выпивку. На что я им резонно отвечал, что денег мы не дадим, но вот есть организация «Ночлежка», куда можно обратиться за более существенной помощью. Но я не представлялся сотрудником этой организации. На что некоторые отвечали, что «Ночлежку» знают и что там толковые специалисты. Это было приятно. Один человек рассказал, что 10 лет был бездомным, а сейчас у него всё хорошо, и помогла ему в том числе и «Ночлежка».

Встречи с людьми, которые рассказывают не очень правдоподобные истории и просят денег на выпивку, не сказываются плохо на отношении экскурсантам к бездомным вообще?

А. Ч.: Да нет. Ведь вот мы встречаем около Московского вокзала пьяного человека, который просит добавить на «продолжение банкета», а через сто метров меня окрикивает прохожий: «Здравствуйте, Андрей Александрович! Я через «Ночной автобус» попал в «Ночлежку» и какое-то время жил там в приюте, а сейчас я работаю, дела поправились». Такой наглядный пример. За время экскурсии мы обычно встречаем нескольких людей из тех, что живут в «Ночлежке» сейчас, и нескольких из тех, кто уже ресоциализировался. Экскурсанты видят: для того, чтобы куда-то двигаться, нужно собственное желание этого человека, а тогда ему нужна помощь.

Какие люди, как правило, приходят на экскурсии?

А. Ч.: Самые разные. Преимущественно, конечно, это молодёжь, но бывают люди весьма почтенных возрастов. В основном те, кого можно назвать интеллигенцией. Гопников не было, хотя я и рассказываю о происхождении этого слова и о Государственном обществе призрения, а недавно некая инициативная группа предложила поставить рядом с соответствующим адресом памятник гопнику. Кстати, по сравнению с другими районами Петербурга, памятников и мемориальных досок на Лиговке немного.

Многие ли экскурсанты после Ваших рассказов занимают более активную гражданскую позицию, проникаются проблемами бездомных?

А. Ч.: Да. Кое-кто подписывается на регулярные SMS-пожертвования «Ночлежке». А одна девушка, профессиональный юрист, хочет оказывать нам на волонтёрской основе юридическую помощь и несколько разгрузить двух наших штатных специалистов. И экскурсанты спрашивают, как они могут стать волонтёрами, что они могут сделать, если видят на улице бездомного человека. Для многих становится новостью то, насколько эта проблема находится рядом и как трудно человеку самостоятельно выйти из этого состояния.

чапаев2

Ближайшая экскурсия «Чапаев и Петербург» по Лиговке состоится 26 июня в 12-00. Записаться на экскурсии Андрея Чапаева можно в группе «ВКонтакте». Экскурсии будут проходить до октября. Стоимость одной экскурсии – 500 рублей. Из них экскурсовод отдает половину на работу Ночного автобуса — проект организации «Ночлежка» (www.homeless.ru).

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий