7 правил для создания успешной инклюзивной среды в вузах


Как обучать людей с инвалидностью так, чтобы это было комфортно всем – и самим студентам, и преподавателям? Несмотря на актуальность, на уровне методики эта тема недостаточно проработана. Дело, конечно же, не только в пандусах. Доцент Челябинского государственного университета, кандидат педагогических наук Светлана Курносова разрабатывает онлайн-курс «Проектирование инклюзивной информационно-образовательной среды». В 2015/16 учебном году Светлана выиграла грантовый конкурс по Стипендиальной программе Владимира Потанина на разработку дистанционного курса. Он должен стартовать в 2017 году, курс предназначен для магистров − будущих преподавателей, управленцев в образовательных учреждениях и исследователей в сфере педагогики.

Автор курса рассказала «Филантропу», что важно учитывать профессионалам в ВУЗах, чтобы сделать университетскую жизнь студентов с инвалидностью по-настоящему полноценной.

Биография Светланы Курносовой

_dsc0116Окончила Челябинский государственный педагогический университет по специальности «Учитель истории, социально-экономических дисциплин». С 1997 года  работала учителем истории и обществознания в школе. Защитив кандидатскую диссертацию в 2001 году, была приглашена на работу в Челябинский государственный университет на должность доцента кафедры общей и профессиональной педагогики. В 2013 году получила звание «Лучший куратор». С 2015 является по совместительству заместителем начальника Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования ЧелГУ. 

Инклюзивная среда — это весь университет

Прежде всего, нужно понимать, что инклюзивная информационно-образовательная среда – это университет во всех его проявлениях: это коридоры и аудитории, библиотеки и спортзалы, компьютеры и компьютерные программы, то есть вся совокупность материальных и виртуальных средств и инструментов обучения. Термин «инклюзивная» означает доступная: в современном мире важно учитывать особые образовательные потребности людей, в том числе имеющих проблемы слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Формировать позитивное отношение к людям с особенностями

Проектирование среды – это теория и методика, искусство и психология. Задачей курса является не только обучение студентов технологиям работы со специализированным программным обеспечением, позволяющим представлять учебную информацию в доступном слабовидящим и слабослышащим студентам виде, но и формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Начинать работу еще до ВУЗа

Начинать работу с людьми с ограниченными возможностями нужно с довузовской подготовки, которая может быть организована в виде подготовительных курсов, занятий в Открытом университете, Малой Академии и научном обществе учащихся. Чем раньше абитуриент придет в университет, тем уверенней будет его настрой, успешней обучение. Более 20 лет в ЧелГУ работает Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования. Центр координирует довузовскую подготовку, поступление, интегрированное обучение и сопровождение во время учебы людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в университете обучаются 117 студентов-инвалидов. Каждого из них сотрудники центра знают лично и оказывают комплексную поддержку. Более 10 старшеклассников и выпускников школ с инвалидностью ежегодно являются слушателями курсов довузовской подготовки.

Оказывать психологическую поддержку

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья должно стать важной частью инклюзивного высшего образования. Тьюторы, оказывающие индивидуальную методическую помощь в освоении дисциплин, психологи, помогающие справится с трудностями адаптационного периода, реабилитологи, медицинские работники, и, наконец, преподаватели, квалифицированные в области инклюзии – это те специалисты, которые создают инклюзивную среду в образовательной организации.

Использовать современные технологии

Информационные и дистанционные технологии совершили прорыв в инклюзии. Необходимость в создании инклюзивной информационно-образовательной среды признают большинство респондентов из числа научно-педагогических работников, при этом 89% указывают на недостаточность методических, технологических, теоретических знаний для создания качественного образовательного продукта, востребованного студентами с инвалидностью. В ЧелГУ более 30% учебных дисциплин представлено в MOODLE – виртуальной обучающей платформе. Создание виртуальных образовательных продуктов – видео и аудиолекций, дистанционных курсов, которыми могут воспользоваться люди с различными ограничениями здоровья, должно стать профессиональной компетенцией для каждого педагога.

Заниматься не только обучением

Образование – это не только обучение. Воспитательный потенциал вуза необходимо использовать для раскрытия творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, инклюзивная команда студентов факультета психологии и педагогики ЧелГУ является лауреатом Всероссийской премии «Единство» (МФТИ, 2016 г.), принимает участие в молодежном инклюзивном проекте «Равный – равному». В скором будущем в нашем вузе начинает работу инклюзивный молодежный клуб «Навстречу» – многопрофильная организация, состоящая из студентов (в том числе с инвалидностью), волонтеров, реализующая регулярные проекты по профориентационной, реабилитационной, досуговой, гражданско-патриотической работе.

Помогать с трудоустройством

Важно помнить, что стратегической целью инклюзии в образовании является помощь в трудоустройстве выпускника с инвалидностью. В ЧелГУ второй год проходит чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Abilympics. В рамках чемпионата проводятся круглые столы, ярмарки вакансий. Победитель получает возможность пройти стажировку в профильной компании. Масштаб чемпионата позволяет вовлекать в инклюзивную среду всех студентов вуза, формируя отношение инвалидам без фобий и неприязни. На сегодняшний день более 300 выпускников университета из числа людей с инвалидностью успешно трудоустроены.

30 сентября начался очередной грантовый конкурс для преподавателей магистерских программ по Стипендиальной программе Владимира Потанина. 

 

  1. Иван

    Ладно в школах, так это инклюзивное образование срочно вводях в вузах. А это значит, что нужно под это все программы писать. Больше 15 лет в вузе отработал, к инклюзивному образованию никогда отношения не имел и не собираюсь, а программы кому надо тот пусть и переписывает. Вел несколько лет назад вечерников, там мама привозила такого инклюзивного на коляске (а тогда никакого инклюзива не было — просто такого взяли на обучение!). Ему говоришь — он в потолок уставится и слюни пускает. Другой препод подходит — мало, что такого взяли — и что теперь?! Ну если это уже 2й курс, значит все кто учили на первом его пропустили!
    Короче все контрольные и домашние решала мама, устно я даже не спрашивал. Поставил короче по сути маме минимальную проходную оценку. Хорошо в 2018 году у меня трудовой договор заканчивается и я лично с работой в системе высшего образования завязываю! Я брался готовить инженеров, магистров и кандидатов наук, а этой специфики мне лично не надо.. Мне не важно — с палочкой, на коляске или на носилках, но схема обучения для тех кто способен воспринять, кто не способен — не ко мне!

    • Sveta

      Я лично училась в обычных школах как единственная глухая и в обычных вузах — закончила с отличием. В вузах стало легче учиться благодаря доступу к субтитрованию и сурдоперевод — это обязано по законам в США. В школах училась в России и без доступной среды, было очень тяжело, но я справилась. Моя слепоглухая знакомая из Африки успешно закончила юридический факультет Гарвардского университета. Так что не делайте выводы о всех людях с ограниченными возможностями.

      • Иван

        А у Вас техническая специальность?! Не путайте техническое и гуманитарные образования! Я за доступ к субтитрованию и сурдопереводу и чему угодно, только я как преподаватель к этому никакого отношения иметь не должен! Какое диктор на ТВ имеет отношение к сурдопереводчику — они работают каждый сами по себе (на одной картинке диктор, на другой сурдоперевод). Это все должен обеспечивать вуз, и соответствующие специалисты, а не я. А тут сгребли все в кучу и мне начинают это в трудовой договор запихивать — я что ли буду под инклюзию разрабатывать, конечно нет — пошли лесом эти эффективные менеджеры…

        • Audio Accessibility

          Это относится ко ВСЕМ учебным заведениям — в школах и университетах. Да, они обязаны предоставить доступную среду. Но преподаватели тоже обязаны делать их занятия доступными их ученикам и студентам — например, чтобы видео были с субтитрами, а аудио сопровождалось транскрипцией, чтобы не стоять спиной к классу, не говорить быстро, т.д. Мой опыт с учителями и преподавателями был положительный и я благодарна им за старания. У меня, кстати, два высших образования — гуманитарное (диплом бакалавра) и техническое (диплом мастера). У меня впечатление, что вы не читали мою статью. С таким отношением в США вас могут уволить из университета.

          • Иван

            Да мне ФИОЛЕТОВО! что там в США!!! Я работаю в РФ и получаю зарплату российского препода, а не зарплату препода США! А уволить не успеют, у меня трудовой заканчивается и я лично с преподавания сваливаю в инженерию (на что учился и по тематике своей диссертации) — а вы дальше делайте в системе образования РФ, что хотите!

Leave a Reply