Большая перемена: как участники программы «Учитель для России» сделали учебу в школе увлекательной


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В июне 2017 года 34 человека выпустились из программы «Учитель для России», которую поддерживают Сбербанк и его благотворительный фонд «Вклад в будущее». Цель программы — привлечь профессионалов к преподаванию в школах в регионах России. Проект существует уже два года, с сентября в школах Москвы, Московской, Калужской, Тамбовской и Воронежской областей будут работать более 170 учителей.

Две молодые учительницы, участницы программы «Учитель для России», рассказали «Филантропу» о своем опыте работы в школе, сложных классах, победах и уроках своих учеников.

Программа «Учитель для России»

«Учитель для России»

Благотворительный фонд «Вклад в будущее» начали программу «Учитель в России» при поддержке Сбербанка в 2015 году, цель проекта — привлечь профессионалов к преподванию в школах в регионах России.

Участники программы в 2016/2017 учебном году — 116 учителей. Участники, прошедшие многоступенчатый отбор, на 2 года становятся учителями в общедоступных российских школах, где дети особенно нуждаются в современных, талантливых и мотивированных педагогах. Помимо стандартной школьной зарплаты, учителя программы получают специальную стипендию: 20 000 и компенсацию 15 000 рублей при необходимости снимать жилье. Эти доплаты позволяют участникам работать на полную ставку (18 часов преподавания в неделю) и помогает полностью сконцентрироваться на преподавании и обучении. Перед выходом в школу участники проходят интенсивный 5-недельный летний институт и пробуют себя в качестве педагога в детском лагере, организованном “Учителем для России”. С первого дня в школе и в течение всех двух лет программа занимается разносторонним развитием участников. С каждым учителем работают лучшие практикующие педагоги страны, бизнес-коучи, эксперты из образования, госуправления, предприниматели и управленцы. У участников есть возможность разработать свой проект в сфере образования и на конкурсной основе получить стартовое финансирование на его запуск. Участие в “Учителе для России” подразумевает двухгодичную программу профессиональной переподготовки по педагогике, разработанную совместно с НИУ ВШЭ и проходящую одновременно с работой в школе. Долгосрочная цель программы — создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития.

Якорным, стратегическим партнером программы стал Сбербанк России в лице Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Сбербанк выделил необходимое финансирование в полном объеме на запуск программы и другие ресурсы для успешного развития. Реализация программы во многом стала возможна благодаря личному активному участию в судьбе программы Германа Грефа и Юлии Чупиной, вошедших в попечительский и управляющий советы программы.

«Мы стараемся вкладывать в наши образовательные проекты максимум усилий и будем стараться это делать дальше. Программа «Учитель для России» будет эффективной только тогда, когда к ней присоединится большое количество участников. Но уже сейчас по первым выпускникам и отзывам учеников видны колоссальные результаты этих первых двух лет», — отметил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

В июне 2017 года 34 человека выпустились из программы «Учитель для России», инициаторами которой стали Сбербанк и благотворительный фонд «Вклад в будущее». При этом все они остались в сфере образования. Треть остались в своих школах, там, куда их распределила программа, треть переходят в лучшие школы Москвы и Петербурга. Ещё треть получили гранты на развитие собственных образовательных проектов.

На данный момент завершена третья волна набора в программу, в сентябре в школах Москвы, Московской, Калужской, Тамбовской и Воронежской областей будут работать более 170 учителей.

Особенность программы «Учитель для России» в том, что это гражданская инициатива, которой удаётся объединять вокруг себя огромное сообщество: учителя, родители, дети, бизнес и государство вместе переосмысляют, как должно быть устроено среднее образование. 

«Я была в отчаянии очень много раз, но не сдавалась»

Марина Владимировна Кудасова, 27 лет

Учитель английского языка в МБОУ СОШ № 30, г. Воронеж. Выпускница программы, на данный момент возвращается к завершению аспирантуры.

Это был 7 класс. Одна из самых сложных групп. В мой первый год они срывали мне практически каждый урок. Они громко смеялись, плевались на уроке, нюхали и жевали мел, — делали все, что угодно, только не английский. И раз за разом я спрашивала ребят: «Что происходит? Почему так?». Спрашивала, что мы можем с этим сделать? Они предлагали: «Кричите на нас, ставьте нам двойки, пишите на нас докладную, вызывайте наших родителей». Я отвечала: «А что делать, если я не хочу? Есть система страха, а есть система любви и уважения. Мне приятно второе». Я пыталась заставить их думать над собственным поведением. Так я с ними общалась год, узнавала истории. Среди них была одна девочка, настоящий лидер группы, она всех настраивала против. С ней мне приходилось особенно сложно.

Я была в отчаянии очень много раз, но не сдавалась. Прошел год, и они по-прежнему ждали привычной реакции, ждали, когда я начну на них кричать. Этого не случилось.

И вдруг, видимо, прошел цикл и у них включилось осознание того, что со мной эта модель не работает. И у нас наладились отношения: дети наконец начали заниматься, делать домашнее задание. Я их позвала с собой на конференцию «Мысли вслух» в Москве. Это ребятам безумно понравилось, потому что обычно их в школе никуда не брали.

Этим летом мне пришлось по семейным обстоятельствам уйти из школы, я уехала из Воронежа. Когда настал день отъезда, дети захотели меня проводить. Мой поезд был в 23:40, и я отговаривала, говорила, что поздно. Но все пришли. Поезд опоздал на 30 минут, и они остались. мы все плакали. А утром я прочитала письмо от той самой девочки, с которой мне пришлось сложнее всего.

«Дорогая Марина Владимировна, пора и мне сказать вам бай-бай. Вы очень много сделали для меня. Когда вы только пришли я не воспринимала вас как учителя. Со временем вы стали для меня больше, чем учитель английского языка. Я очень благодарна за то что вы пришли именно в нашу школу и наш класс. Извините меня за все плохое, я привыкла к тому, что наши учителя относятся к нам как к объектам. Вы открыли для меня другой мир. Я не верю, что Вы уходите, мне все кажется, что через лето вы все также будете вести уроки, а мы разговаривать с вами. Пусть у вас все будет хорошо в дальнейшем. Наша фотка будет напоминать вам о нас. Спасибо за Москву. Вы сделали очень многое для меня. Я никогда вас не забуду. Спасибо!»

Я не считаю это победой. Для меня будет победой, если эти дети осуществят свои мечты. Потому что я покидаю их и они остаются в достаточно непростой среде, где их родители не верят в это и учителя не верят в это. Я, конечно, же буду их поддерживать. Для меня будет великим счастьем, если они действительно найдут то, что они хотят и у них все получится.

Конечно, за те два года, что я там проработала, руки опускались. Было очень сложно. Особенно с этим классом. Потому что с другими удалось быстрее выровнять отношения, а с ними было сложнее всего. Мне все время казалось, что мы вот-вот начнем заниматься. Вроде бы со всеми я уже наладила отношения. Но как только начиналась положительная динамика, неожиданно снова включалось старое поведение. И опять срывались уроки.

Но каждый раз в такие моменты то кто-то из учеников писал мне сообщение на телефон или подходил и говорил что-то. У меня снова появлялись силы — и я шла дальше. В конце я поняла, что это им и было нужно. Они наконец-то поверили, что я действительно хочу им помочь и что я в этой школе для них — и тогда мы начали совершенно другую жизнь.

Я всегда много работала с подростками. Интересно работать со сложными подростками. Я работала волонтером с детьми-сиротами здесь в России, потом с наркозависимой молодежью в Польше, с уличными детьми в Индии, с детьми из Камбоджи. Мне интересно работать с подростками. Поэтому когда я узнала про этот проект, то больше всего меня зацепил сложный социальный контекст. И я решила попробовать — смогу ли я в рамках школы что-то сделать для детей. Моей главной мотивацией стало прийти в проект и рассказать детям о том, что у них есть возможности. Это было моей главной целью работы в школе. Надеюсь, я хоть что-то смогла им показать.

Программа «Учитель для России»

«Никогда не знаешь, что будет сегодня, даже если расписан весь план урока»

Евгения Олеговна Златоустовская, 27 лет

В течение двух последних лет — учитель химии в МБОУ СОШ № 62, г. Воронеж. Выпускница программы, с будущего сентября — Учитель химии в Хорошевской средней школе в Москве.

Моя жизнь сильно изменилась с тех пор, как я пришла в проект «Учитель для России». Я родом из Воронежа из такой же обычной школы. Мои дедушка с бабушкой-учителя отговорили меня поступать на педагогический, сказали, что это очень сложно. В итоге я проучилась 5 лет на инженера-химика, только подрабатывала репетитором. Но после того, как я закончила университет, я поняла, что хочу стать учителем. Прошла переподготовку, собралась идти в школу — и узнала про начало проекта «Учитель для России». Я прошла отбор, тогда конкурс был 10 человек на место. После классической переподготовки меня поразил другой подход к образованию. Здесь мы анализируем, разбираем методы работы, рефлексируем, думаем про каждого ребенка отдельно. Очень интересно обмениваться опытом, спрашивать друг у друга советы. Я очень сильно поменялась за два года программы, нашла друзей. Проект – это постоянная работа над собой, постоянное самообразование. Новые книги, новые люди и, конечно, дети. Без них я бы такую работу проделала. Мы друг друга очень поддерживали.

Я работала в двух школах в Воронеже, в первый год — в одной школе, потом там сократили часы и пришлось поменять школу. Обе школы похожи на ту, где я училась в детстве. Поэтому я понимала, чем живут дети, вспоминала себя в их возрасте. Это мне помогло, думаю, что контекст места, в котором мы находимся, тоже важен.

Вначале дети устраивали разные проверки на прочность. Но я старалась не усложнять, поняла, что нельзя судить по поступкам о том, что происходит внутри человека. Помню, один мальчик методично пытался мешать мне на уроке.

Однажды я подошла к нему, когда он один сидел в коридоре, и спросила: «Сереж, скажи, пожалуйста, а тебе не нравятся только мои уроки? Ты можешь объяснить мне?». Он по-честному сказал: «Мне вообще школа не нравится. Ничего личного».

Это сразу сняло определенное количество проблем. Более того, когда я встречаю своих не самых лучших бывших учеников, они все мне радуются и спрашивают: «Вы по нам скучаете?».

Я буду продолжать работать учителем химии. В работе учителя очень много плюсов. Достаточно быстро можно увидеть результат своей работы, чувствуешь эмоциональную отдачу и большой драйв. Никогда не знаешь, что у тебя будет сегодня, даже если расписан весь план урока. Но вот ты заходишь в класс – и все рушится, как карточный домик. И это драйв, адреналин. Поэтому я так люблю подготовку к олимпиадам, турнирам – тоже ищу адреналин в этом. Это учит командной работе: в какие-то моменты надо помочь, подхватить, в другие — наоборот не трогать. Это держит в тонусе.

В моей трудовой книжке было много профессий — от уборщицы до оператора колл-центра. И все было полезно. Моя работа инженером помогла получить навыки научных исследований, и это помогает сейчас в моей работе с детьми.

Но сейчас я живу своей работой, это моя миссия.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий