Лыжи, ролики и мечты: зачем Сергей и Наталья Белоголовцевы открыли программу реабилитации для детей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Пятилетний Никита уверенно рассекает паркет «Ролл Холла» роликовыми коньками и улыбается во весь беззубый рот. Не упасть ему помогают, с одной стороны, инструктор, с другой – приспособление, отдаленно напоминающее детские ходунки. У Никиты ДЦП. Еще два года назад, говорит мама Екатерина, он не мог самостоятельно сидеть, не слушались руки и ноги. Сейчас ребенок выпрямился, научился держать себя и чувствовать свое тело, у него улучшилась координация. Для мамы Кати это невероятная победа, и все, уверена она, благодаря занятиям в программе «Лыжи мечты»

Сергей Белоголовцев, фото предоставлено пресс-службой

Лыжи и мечты

«Лыжи мечты» – это программа поддержки спортом людей с детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями зрения и другими ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году ее запустили актер Сергей Белоголовцев и его жена Наталья. Белоголовцевы лично столкнулись с диагнозом ДЦП, и, сражаясь за здоровье своего сына Евгения, перепробовали разные способы лечения и реабилитации ДЦП, но все они оказались мало эффективны. Тогда Наталья узнала, что в США есть спортивный реабилитационный центр для людей с проблемами здоровья. Женя встал на горные лыжи и двенадцать занятий спустя уже спускался самостоятельно по легкой трассе под наблюдением инструктора. Но гораздо важнее было то, что тело Жени кардинально изменилось. Эффект был на лицо: повысилась устойчивости в ногах, улучшилась осанка и походка. Наталья была поражена результатом и решила, что не только ее сын, все особенные дети в России должны иметь возможность заниматься терапевтическим спортом.

Сергей Белоголовцев, фото предоставлено пресс-службой

«Полтора года это была абсолютно волонтерская организация, — рассказывает Наталья. – У нас не было ничего. Создавали программу я и еще два человека. Одна из них Аня Шилова, сейчас директор «Лыж мечты». Она писала по всей Америке, искала специалиста, который был бы готов приехать в Москву и провести обучающий курс, потому что до этого кроме нас с Сережей никто не видел и не знал о таком способе реабилитации». Анна, по словам Натальи, нашла одного из лучших специалистов в этой области, а перед командой встала новая задача — найти деньги, чтобы оплатить его приезд, купить оборудование, сделать ему визу, собрать здесь инструкторов, которые могли бы обучаться, потому что желающие работать с инвалидами в очереди не стоят точно, особенно среди горнолыжников. Собрать детей, договориться со склонами.

«Я до сих пор с трудом понимаю, как нам это удалось, — вспоминает Наталья, — Четыре дня первые девять детей занимались, и это была такая фантастика для них и их родителей! Причем занятия шли при –20 градусах, и никто не пропустил ни разу».

За четыре дня базовый курс прошли девять человек. Инструкторам по горнолыжному спорту, которые до сих пор работали с обычными детскими группами, объясняли, как общаться с необычными детьми и как научить их кататься на лыжах, поддерживать, направлять так, чтобы не травмировать, общаться с помочью карточек и жестов. В итоге была создана новая профессия. Российские инструкторы оказались настолько креативными, что на основе полученных знаний разработали свою методику занятий лыжами и более того, изобрели программу «Лыжи мечты. Ролики». Вместо особого горнолыжного снаряжения здесь используются специальные ролики, а также адаптированные горнолыжные ботинки, скивилы (ролики с параллельным рядом колес для большей устойчивости) и другие приспособления.

«Авторы программы «Лыжи мечты. Ролики» — наши шеф-инструкторы Кристина Клочкова и Ксения Птушкина, — рассказывает Наталья. — Они целый год работали у себя дома и создали оборудование. В процессе занятий мы увидели, что это действительно результативно, не менее результативно, чем горные лыжи, потому что точная аналогия. Плюс немного другая механика, здесь коньковый ход. Это уникальная российская разработка. Я государственным  мужам говорю, что это не только импортозамещение, это российское ноу-хау, которое можно продвигать». По словам Натальи, на курс «Лыжи мечты» и «Лыжи  мечты. Ролики» приезжают семьи даже из-за границы, потому что в Европе нет подобных методик. 

«Ролики мечты», фото предоставлено пресс-службой

Три года «Лыж мечты» 

За три года программа окрепла и разрослась. Сейчас она существует в двадцати регионах страны, в центре работает семь штатных сотрудников. Наталья объясняет специфику работы: чтобы в Череповце, например, дети и взрослые получили возможность заниматься горными лыжами в терапевтических целях, нужно произвести оборудование, доставить его, обучить специалистов, дать рекомендации по организации работы, поработать с местными властями, привлечь внимание бизнеса, благотворительного сообщества, договориться со спортивными объектами. 

«У нас сфера деятельности значительно шире, чем у благотворительного фонда, который “собрал и отнес”. Нам относить некуда. Мы с нуля создали в стране новую инфраструктуру, — говорит Наталья. — Программу в двадцати регионах делали сначала один, потом три, сейчас семь штатных сотрудников. Плюс мы взяли пять инструкторов в штат, просто чтобы они чувствовали себя членами команды. Зарплата символическая — две тысячи рублей в месяц. Это люди, которые несут волшебное знание, и их всего семь человек на страну. Мы просто создали новую профессию. Их главная задача – обучать других.

Таким образом, у нас порядка 250 инструкторов и где-то 4 500 взрослых и детей от трех с половиной лет, которые занимаются в программе, и это число ограничено только количеством инструкторов». 

Наталья Белоголовцева с одним из учеников центра. Фото предоставлено пресс-службой

О программе «Лыжи мечты», уверяет Наталья, знают на всех уровнях власти. В некоторых регионах ее поддерживают губернаторы, но, как правило, организаторами во время запуска программы становятся родительские сообщества. Родители детей-инвалидов объединяются, собирают деньги, потому что автономная некоммерческая организация Сергея и Натальи Белоголовцевых может покрыть затраты на занятия только для порядка 30% детей по всей стране.

В августе центр выиграл грант президента РФ. «Лыжи мечты» получили почти 13 млн рублей, средства пойдут на Всероссийские «Старты Мечты» по горным лыжам и роллер спорту для детей с ограничениями здоровья.

«Что для нас значит эта победа? В этом году мы увидим еще больше счастливых детских улыбок, а терапевтический спорт получит еще более широкое распространение в регионах России и станет доступнее для тех, кто в нем нуждается», — говорит Наталья.

Наталья Белоголовцева с учениками центра. Фото предоставлено пресс-службой

«Программа по-другому не могла называться»

Один из самых эффективных и простых способ продвижения благотворительного проекта в России – это медийность. Собственно, поэтому в названии программы возникло имя Сергея – «Лыжи мечты Сергея Белоголовцева». Наталья говорит, что периодически даже мешало мужу. Были случаи, когда ему, артисту юмористического жанра, предполагаемые партнеры отказывали из-за репутации «матери Терезы». Сергей же уверен, что программа не могла называться по-другому.

«Мы никогда Женьку не скрывали в той мере, как делают это некоторые другие люди. Мы не отказывались об этом говорить. У Жени фамилия Белоголовцев, и у Наташи фамилия Белоголовцева, и у меня фамилия Белоголовцев, — эмоционально рассуждает Сергей. — Программа по-другому не могла называться. У нас есть проект «Звездные друзья», когда мы просим известных друзей приходить на занятия. Была очень красивая история с ребятами из сборной страны по футболу. Сережа Игнашевич, большой друг «Лыж мечты», тогда капитан сборной, привез часть команды к нам на склон, и ребята, с одной стороны, поучаствовали в акции, а с другой – потом помогли материально, и это, я считаю, дорогого стоит».

Группа «Ундрервуд», Максим Кучеренко и Володя Ткаченко, написали гимн программы, сейчас к нему снимают клип, в котором уже снялись Митя Хрусталев, Андрей Макаревич, «Квартет И», Алексей Кортнев.

«Самое восхитительное – все люди, которых мы благодарили за участие, говорили: «Это не нам, это вам спасибо, мы давно не испытывали такое ощущение душевного тепла и взаимной любви, это просто очищение, счастье и восторг», — добавляет Белоголовцев.

Сергей Белоголовцев с одним из учеников программы. Фото предоставлено пресс-службой

Мама-инструктор

Когда мама Катя привела Никиту в программу, она мало верила, что ее ребенок сможет научиться элементарным, казалось бы, навыкам. Эффект от занятий она увидела уже на третьем уроке.

«Ему сначала было очень страшно, — рассказывает Катя. — Потому что специфика нашего диагноза такова, что ребенок не держит себя в вертикальном положении. Парез рук и ног. Первые два урока дались очень тяжело. Но на третьем он почувствовал, что чуть-чуть может сам, и с тех пор началось продвижение. Сначала маленькими шажками, потом все больше и все увереннее, и сейчас мы имеем колоссальный результат». 

С июля 2014 года в научно-практическом центре детской психоневрологии проходят исследования, подтверждающие терапевтический эффект программы с точки зрения доказательной медицины. Эффективность занятий горными лыжами также подтверждают специалисты научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов Департамента социальной защиты Москвы. Программа даже включена в реабилитационную методику центра. Екатерина говорит, что «Лыжи мечты» не только эффективны, но и доступны. «В среднем реабилитация в платном центре стоит не менее 60 тысяч за двухнедельные курсы. 10 занятий по программе «Ролики мечты» — 15 тысяч, — рассказывает Катя. — «Лыжи мечты» местами дешевле, местами дороже, зависит от курортов. Но  нигде не больше 30 тысяч, в основном, значительно дешевле. Но это все равно доступнее, чем платный центр. Специфика еще в том, что здесь работают не только над физическими, но и над когнитивными качествами. Ребенок включается в то, что происходит вокруг. Ему интересно. Он поворачивает голову не потому, что реабилитолог сказал, а потому, что его увлекают огоньки, другие дети, звуки. Это внутреннее стимулирование мотивации для ребенка. Он смог раз, два поднять голову, и потом делает это постоянно. Закрепляется мышечная память. Таким образом, себестоимость ниже, а эффект просто колоссальный». 

Наталья Белоголовцева с одним из учеников программы. Фото предоставлено пресс-службой

Екатерина не просто мама, она мама-инструктор. Тяжесть и специфика заболевания Никиты таковы, что работать полный день, отвлекаясь от ребенка, она не может. Нужно было найти что-то, что позволило бы оставаться рядом с сыном. Так возникла идея пойти на курсы инструкторов. Екатерина прослушала теоритический блок, у опытных специалистов программы на практике научилась работать с особенными детьми, сдала экзамен и теперь помогает встать на лыжи маленьким участникам программы.

«Работа инструктора – научить ребенка в вертикальном положении быть самостоятельным. Мы используем лыжи для того, чтобы включались механизмы биорегуляции. Учим ребенка сначала на одну, потом на другую ногу переносить вес. Главное –  понимать, что ребенок особый, но даже с ним можно добиться результата. Труд и еще раз труд. У нас нет больших побед, но есть маленькие достижения. Мы не можем сказать, что завтра у нас будет другой ребенок, но мы точно знаем, что каждый день он будет учиться новому, становится сильнее и увереннее».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий