«Гармония» Лидии Шейниной: как документальный фильм о многодетной семье покорил международные кинофестивали


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Выпускница Школы документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Лидия Шейнина сняла полнометражный документальный фильм о многодетной петербургской семье. Называется он «Гармония». Главная героиня картины, Надежда, вместе с детьми вынуждена переехать к бабушке, которая больше не может обойтись без посторонней помощи. На ограниченном пространстве встречаются три поколения.

Кадр из фильма «Гармония»

«Гармония» победила на международном кинофестивале «Послание к человеку-2017», побывала на фестивалях в Германии, Италии, Америке, Англии, а 26 ноября картину показали в петербургском кинотеатре “Лендок”. Все деньги, вырученные с продажи билетов, пойдут на помощь кризисным семьям Петербурга. Устроил показ благотворительный фонд «Теплый дом» — он как раз помогает таким семьям. Родители, которых фонд поддерживает, оказались в сложных жизненных обстоятельствах, сами выросли в неблагополучных семьях или в детских домах. В «Теплом доме» им оказывают материальную поддержку, помогают наладить контакт с детьми, проводят занятия для детей и взрослых.

Фандрайзер «Теплого дома» Настя Рябцева увидела «Гармонию» на фестивале «Послание к человеку» и сразу поняла, что эта картина — о ценностях, которые близки сотрудникам фонда.

«Мы очень часто слышим, что если нет денег, трехкомнатной квартиры и машины, то незачем рожать. Фильм о том, что даже если у вас четверо детей и не хватает места, можно быть счастливым, — говорит Настя. — Мы связались с режиссером Лидой Шейниной, и она поддержала нашу идею сделать благотворительный показ. А еще рассказала, что семья, которую она снимала, тоже находится в непростой ситуации, и к нам эта семья пришла».

Кадр из фильма «Гармония»

Путь к «Гармонии»

Героиня картины, Надежда Кестнер, знакома с режиссером Лидией Шейниной с 14 лет, и предложение сняться в фильме приняла с радостью — «целых два месяца можно было видеться подолгу и почти каждый день!» Надежда видела несколько редакций картины и каждую из них воспринимала по-новому. Сначала фильм хотелось смотреть как домашнюю хронику — отслеживать реакцию детей и свою собственную. Потом внимание стали привлекать отдельные сцены, которые красиво и точно сняты.

«После последней версии появилось чувство — Кино! Все сцены соединились, появилась целостность, — рассказывает Надежда. — И последний просмотр оказал на меня очень терапевтичное воздействие. Я поняла, что фильм снят с таким вниманием, любовью, поддержкой и с большой деликатностью…

За прошлый, так сказать, «отчетный период» накопилось множество моментов, поступков, мыслей, ошибок, неудач, которые наросли в ком вины и досады от того, что не справляешься, не выруливаешь. Удачи и сильные стороны при этом, конечно, тоже есть, но этот «кирпич» всегда за пазухой носишь. Благодаря фильму появилось чувство, что мы все в одной лодке плывем. И человек начинает раскрываться, находит в себе силы исправить то, что наворотил, когда получает то, что в фильме… Вместо чувства вины возникло желание со всеми поделиться этим вниманием, всех поддержать, чтобы и у других появились силы выруливать в тех обстоятельствах, которые всегда требуют сверх того, что ты имеешь».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Семья в «Теплом доме»

О фонде «Теплый дом» Надежда отзывается с благодарностью, говорит, что на занятиях там чувствует атмосферу принятия, защищенности и взаимной поддержки. И хочет вместе с семьей помогать фонду, чем сможет. Семья Надежды — это «Темка, Ромка, Влад, Настя и наш папа Артур, музыкант, бас-гитарист. Из известных певцов играл с Альбертом Асадулиным, с квартетом «Секрет».

Бабушка Надежды, которая тоже стала героиней «Гармонии», фильм увидеть не успела — ее похоронили в день показа картины. Нина Петровна Дементьева прожила 92 года. Она много играла на сцене ДК имени Горького — в спектаклях «Укрощение строптивой», «Старомодная комедия», «Двенадцатая ночь». ««Гармония» — это, если можно так выразиться, ее последняя роль и признание, — говорит Надежда. — У меня много хороших воспоминаний, связанных с бабушкой. Она молодец…»

У Надежды и Артура есть небольшое собственное дело — они изготавливают и продают наборы для театра теней. Подопечные «Теплого дома» с их работой уже знакомы. «Надя, можно сказать, наш волонтер — она делает театр теней для детей, рисует нам открытки к Новому году. Она очень творческий человек. Эта семья помогает нам новым дыханием и вдохновением», — говорит фандрайзер «Теплого дома» Настя Рябцева.

В фонде очень хотят показать «Гармонию» всем своим подопечным. Те, кто смог, пришли на показ в “Лендок”, а для остальных будет устроен отдельный просмотр фильма.

Режиссер Лидия Шейнина о фильме

Получился ли фильм таким, как был задуман, или пошел своим путем?

Трудно себе представить документальное кино, которое пошло по пути, намеченному автором, если это кино действительно документальное. Жизнь идет вообще не по сценарию, да и сценария у меня не было. Но, как это ни странно, все равно фильм получился таким, каким был задуман — по той эмоции, по тем смыслам, которые в нем осуществились. Там происходят совсем иные события, чем я ожидала, совсем другие отношения у людей, и даже герои отчасти другие, потому что семья незадолго до съемок переехала. Но все равно суть осталась прежней.

С главной героиней фильма Надей вы знакомы давно. А получить согласие бабушки на съемку сразу удалось? Было ли легко найти с ней общий язык?

На удивление, бабушка была ко мне более лояльна, чем к членам своей семьи. Она сразу меня очень хорошо приняла и периодически даже гладила меня по голове, отчего камера неизбежно дергалась и кадр был потерян. Мне было трудно ее снимать не потому, что она препятствовала этому, а скорее из-за собственных внутренних ограничений. Ведь отчасти ее драма как раз в том, что все ее пространство оказалось оккупировано, и я не могла себя заставить зайти к ней в спальню — единственное пространство, которое все еще ей принадлежало. В итоге на монтаже мне катастрофически не хватало кадров, где бабушка одна, и я себя ругала. Но мне кажется, это всегда одни из самых сложных вопросов, когда снимаешь документальное кино — вопросы “этики” так сказать. Так или иначе, кадры в комнате бабушки у меня появились только после того, как она меня пригласила зайти, просто сказала: «Заходи!»

Как приняли «Гармонию» на фестивалях в других странах? Что больше всего заинтересовало или удивило зрителей, о чем они вас спрашивали?

Фильм везде принимают немного по-разному. В России легко показывать это кино, потому что никому не надо ничего объяснять — все понимают ситуацию, смотрят фильм как про себя самих, даже если живут в других обстоятельствах. В Америке у меня не было возможности как следует поговорить со зрителями, а очень жаль: я понимаю, что там для людей это какая-то экзотика, непонятная социальная ситуация, и на нее сильно реагируют. Зрители в Западной Германии тоже воспринимают эту картину скорее как социальную драму. А во Флоренции у меня был самый счастливый показ в жизни: итальянцы заставили меня почувствовать себя Феллини, Пазолини, Антониони и Берлускони (смеется)! Итальянцы не только понимают социальные аспекты, но и очень страстно говорят о кино именно как о кино. «Этот кадр как картина Возрождения! Этот кадр — как Ботичелли, а этот — старые голландцы!» Я очень смущалась, но это потрясающе, когда так видят твое кино и еще об этом тебе рассказывают. Этот фильм меня очень вымотал, но когда слышишь такие отзывы, появляется желание снимать снова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий