«Это мои глаза, мой помощник и друг»: добрая история собаки-поводыря, воспитавшей его семьи и нового хозяина


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В сентябре прошлого года назад Ирина Новикова, менеджер благотворительных программ фонда «КАФ Россия», рассказала о том, как ее семья воспитывает щенка лабрадора для программы центра «Собаки-помощники инвалидов». С тех пор Джексон прошел обучение, стал собакой-поводырем у Леонида Шорохова и уехал в Оренбург. Публикуем продолжение истории дружбы собаки и сразу нескольких семей.

Щенячий патруль: как воспитать собаку для доброго дела

Ирина: «Я обязательно заведу собаку, когда вырасту», — сказал сын»

«Вот и миновал год с тех пор, как наша семья рассталась с Джеком. Теплые воспоминания о том времени до сих пор греют душу. Хотя, конечно, не все было гладко, но радостных моментов было гораздо больше.

Так, все наши попытки отучить его грызть окружающие предметы в наше отсутствие были тщетны: в ход были пущены и специальные игрушки, и оленьи рога, и метод кнута и пряника, но все равно он продолжал готовить нам обгрызенные сюрпризы каждый раз, когда оставался один.

Жертвами пали и диван, и плинтуса, и обивка двери, обувь и даже пальто. Оставалась одна надежда, что это подростковая особенность и пройдет с возрастом.

Но были за нами и победы: Джек не попрошайничал еду, не заходил на кухню, не позволял себе залезать на диван или кровать, спал на своем месте, знал все основные команды.

Леонид и Джек в Москве

Дети и Джек

Дети, конечно, грустили без Джека, особенно, когда наступило лето и каникулы, они часто вспоминали, как весело было проводить время вместе. Но все это было в меру, без слез. Но в то же время я заметила и долю радости, что они вздохнули спокойно, когда с них упал груз ответственности за прогулки с собакой, особенно утренние. А у меня, конечно, убавилось хлопот по уборке квартиры от шерсти. Один раз мы съездили в Центр навестить Джека, чему и он, и ребята были несказанно рады.

Пожалуй, главный вывод, который сформулировал наш старший сын Максим после расставания с Джеком: «Я понял, что собака – это очень здорово, я никогда не думал, что смогу так с ним подружиться, и что с ним будет так интересно. Я обязательно заведу собаку, когда вырасту, и когда у меня будет свой загородный дом».

Собаку дети больше не просят, но с удовольствием готовы взять еще щенка на воспитание.

Новый хозяин

После расставания с нами Джек поехал жить в Центр «Собаки-помощники инвалидов», где несколько месяцев обучался навыкам поводыря. Успешно сдав все экзамены, он был признан годным к работе поводырем, и в июне к нему из Оренбурга приехал знакомиться будущий хозяин Леонид Шорохов. Две недели они вместе с Джеком тренировались и привыкали друг к другу, после чего им разрешили отправиться домой, прокладывать новые маршруты в Оренбурге. Хоть мы и планировали познакомиться с Леонидом еще в Москве, но к сожалению, не встретились, так как весной в нашей семье стало на одного человека больше и мы завязли в новых заботах.

Конечно, нам была очень интересна дальнейшая судьба нашего «воспитанника» и его нового хозяина, и я позвонила Леониду, чтобы расспросить его обо всем».

Сделать пожертвование в фонд

Леонид: «Это мои глаза, мой проводник в окружающий мир, мой верный друг и помощник»

«У меня есть совсем маленькое остаточное зрение в одном глазу, и если Джек ко мне подходит близко, то я его вижу. В основном общение и наблюдение за ним идет за счет тактильных ощущений. Когда гладишь его по морде, то по складкам ощущаешь его внутреннее состояние. Если нос холодный, то он бодр и не спит, а если нос сухой, то он подошел со сна. Если у него уши горячие, то он в каком-то напряжении или готовности. По запаху можно определить, нервничает он или спокоен.

Если он машет хвостом, то у него хорошее настроение, если хвост задран, то он готов куда-то скакать, бежать, а если опущен – значит, ему что-то не по душе. Все это я чувствую наощупь.

Я инвалид первой группы по зрению с детства. У меня высшее юридическое образование, также я член Союза журналистов России, почетный член всероссийского общества инвалидов, а в настоящий момент я уже являюсь членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. В Москве закончил аспирантуру МГУ, факультет педагогического образования. Долгое время работал директором Оренбургской областной социальной газеты  «Патриот Оренбуржья». Сейчас потихонечку начинаю заниматься блогерством, но больше люблю работу в прессе и в благотворительности.

Хотя у меня плохое зрение, я увлеченный коллекционер: с детства собирал значки, потом коллекционировал монеты советского периода. А последнее время я начал коллекционировать колокольчики, сейчас у меня их около 70, они разбиты на три подгруппы – символы, города России и города мира, у всех из них своя история и в дальнейшем мне бы хотелось оформить персональную выставку.

Нескучные будни с Джексоном

Джек подрос, помощнел, потихонечку запоминает город — знает уже 15 маршрутов. Любит играть с хвостом, крутится как карусель, очень забавно за ним наблюдать. Он очень чистоплотный, спокойно воспринимает когда его чешем, а когда купаем в ванной, он вообще готов лежать и расслабляться. Еще он любитель обуви: покушал шесть пар точно. Но самое интересное, он очень избирателен в этом деле – предпочитает только старую обувь.  Пришлось все попрятать в шкаф. Джек сам инициирует игры, встает на задние лапы и пританцовывает, любит дразниться игрушкой, рычать, перетягивать канат — с ним не соскучишься.

Я человек активный, поэтому мы с Джексоном постоянно путешествуем – и культурные учреждения посещаем, картинные галереи, музеи, выставки, магазины. Недавно ходили в кино на фильм «Движение вверх».

Трудности и радости

Трудностей очень много. Это непонимание со стороны общества: водителей транспорта, работников магазинов. Вот буквально на прошлой неделе нас с Джеком водитель просто выгонял из автобуса. Мы зашли, а он говорит: «Ребят, я не поеду, выходите. – Почему? — Потому что собака, потому что я пассажиров больше не возьму». Это обычная газель маршрутка, я его прекрасно понимаю. Но мне-то тоже ехать надо, я ему говорю: «Дружище, мы не выйдем, мы поедем». Уже две дамы сказали «Поехали». В итоге он все-таки поехал, но с таким злом… И подобные ситуации, к сожалению, случаются регулярно. Поэтому я стал время от времени проводить просветительские кампании – в разных учреждениях раздаю распечатки с выдержками из Федерального закона, где черным по белому прописано, что собаке-поводырю в наморднике и со специальным знаком на шлейке открыт проход во все общественные учреждения и проезд в транспорте. Но все равно не все понимают. Кстати, на днях мы случайно зашли в свадебный салон, где нас с Джексоном, на удивление, очень радушно приняли.

В быту мне с ним не тяжело. Дома вообще проблем с ним нет, два раза положить ему корм, он любит все — морковку, капусту, бананы, яблоки ест, в лапы возьмет, обнимет и кушает. Зимой, правда есть сложность, что после маршрута он приходит очень грязный, особенно если мы ехали в автобусе, он ведь там садится, из-за этого его приходится часто мыть. Ещё меня радует, что он не лезет ни к кому. Хотя Джек очень динамичный, но если мы на остановке стоим, он четко к ноге сядет и сидит, что бы там вокруг ни происходило.

Джексон очень привязан к людям, он как маленький ребенок, если его оставишь одного — он будет выть, ныть, хлюпать носом.

Очень преданный пес, любит детей, это чувствуется, ну а судя по тому, как он любит гонять по улицам пластиковые бутылки, видно, что он знает, что такое игра.

Джек — не дикий, он очень добрый, теплый и ручной. Особенно это проявляется утром, когда он кладет морду на подушку и ждет: ну когда же вы встанете, товарищи.

О маршрутах

Естественно, с собакой-поводырем передвигаться легче. Джек работает замечательно, просто великолепно. Несмотря на то, что сейчас есть и GPS-навигация, и разные устройства, но собаке можно сказать: «Остановка» — и он подведет тебя четко к остановке, GPSможет ошибиться, и к тому же навигация не работает в помещении, в метро. Собака поводырь обведет лужу, собака-поводырь четко подведет к двери магазина, собака-поводырь не впишет тебя в столб, это однозначно.

А потом, это же еще и скорость какая: с ним мы один раз идем, а сосед кричит нам вдогонку: «Мужчина, ну куда же вы так летите! Вам и крыльев не надо!».

С ним я чувствую себя гораздо увереннее, и альтернативы собаке-поводырю нет. Джексон – это мои глаза, мой проводник в окружающий мир, мой верный друг и помощник.

Он запоминает маршрут с двух раз. Стоит один раз сказать на маршруте: «Джек, остановка», на второй раз он запомнит. Однажды мы поехали с ним на дачу, и на следующий раз, выйдя из автобуса, я ему дал команду «дача», и он четко подводит к воротам дачи. Он слово запомнил, уловил – и все! В этом плане он мудрейший.

О благотворительности

Я ведь тоже занимаюсь благотворительностью с коллегами, у нас благотворительный проект «Сказка всем», пока что это проект, но хотим уже зарегистрировать фонд. Мы выпускаем аудиодиски для детей и поддерживаем современных писателей-сказочников, уже выпустили 13 аудиодисков. Диски мы распространяем по школам-интернатам для слепых детей, по детским домам, за это время мы смогли охватить порядка 50 регионов России. А еще в рамках проекта мы сейчас запускаем небольшой проект «Сказка моей малой родины»: хотим обратиться к российским губернаторам, чтобы они прочитали по одной любимой сказке, которая характерна для их региона, например в Архангельске – это Степан Писахов, в Тюменской области – это Петр Ершов и т.д. Мы бы все это собрали и обработали для подарков детям. Это будет такая добровольческая акция. Я уже представил нашу идею советнику губернатора по культуре, надеюсь, она найдет поддержку и дальше».

Ирина: «Еще раз убеждаюсь, что для добрых дел нет преград и ограничений»

«Главным сюрпризом для меня стало то, что Леонид, оказывается, неоднократно участвовал как журналист и эксперт в конференциях и форумах по благотворительности, знает про Фонд КАФ (где я сейчас работаю), т.к. наши сотрудники часто выступают спикерами и модераторами на этих мероприятиях.. Всё-таки удивительно устроен мир, что судьбы людей так пересекаются. И такое неожиданно интересное продолжение получила история с Джеком. Благодаря небезраличным сердцам жертвователей и сотрудников Центра собак-инвалидов, благодаря стараниям нашей волонтерской семьи, это семя добра было посеяно в Москве, теперь оно растет в Оренбурге и, благодаря отзывчивому сердцу Леонида и его проекту «Сказка всем», приносит плоды в разных регионах России, хочется верить, что эта цепочка добрых дел на этом не остановится, и вместе мы будем менять жизнь к лучшему.

Еще раз убеждаюсь, что для добрых дел нет преград и ограничений, это под силу каждому, главное только очень захотеть!».

Поддержать организацию «Собаки — помощники инвалидов» 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий