«Мы делаем праздник для всех — праздник жизни»: Надежда Кузнецова об Играх победителей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

C 3 по 5 августа 2018 года в Москве проходят IX Всемирные детские игры победителей – турнир среди детей, победивших онкологические заболевания. Надежда Кузнецова, руководитель проекта «Всемирные детские игры победителей» фонда «Подари Жизнь», в интервью «Филантропу» рассказала, как работает самый масштабный волонтерский проект фонда и как Игры меняют жизнь детей и взрослых.

Игры победителей. Фото предоставлено пресс-службой

О «Всемирных детских играх победителей»

Игры победителей крупнейший волонтерский проект благотворительного фонда «Подари жизнь», соревнования проводятся с 2010 года. В этом году для проведения была создана автономная некоммерческая организация «Игры победителей».

В мае-июне прошли 10 региональных этапов в разных городах России и национальный этап в Белоруссии, которые провели фонды-партнеры «Подари жизнь». В них приняли участие 1200 детей.

В Москве будут соревноваться более 550 детей из 32 регионов России и 15 стран мира в шести видах спорта: плавании, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах, стрельбе из пневматической винтовки и футболе. Возраст участников – от 7 до 16 лет. Также пройдет молодежный турнир по настольному теннису среди молодых людей от 17 до 25 лет.

В этом году церемонию открытия Игр победителей в качестве режиссера ставит Чулпан Хаматова, для участия в шоу приезжают клоуны из разных стран, в том числе венгерские и рижские клоуны, команда «Доктор клоун». В эти же дни будет представлен гимн, который специально для Игр написал Евгений Хавтан.

Трансляция некоторых соревнований, а также церемония открытия будет вестись в соцсети Одноклассники.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Об Играх-2018

— Что нового ждет в этом году участников и зрителей на Играх победителей?

— Нового будет много – это и зарядка, и соревнования по настольному теннису для взрослых, и церемония, которую ставит лично Чулпан, и проход всех делегаций с флагами, как на Олимпийских играх, и участники из новых стран. А еще в этом году у нас новая большая ответственность. Впервые прошло столько региональных этапов, а когда мы их проводили, то очень многое требовали от партнеров. Мы разработали подробный регламент размером с книжку, контролировали все этапы подготовки – от бюджета до работы с вожатыми и сценария. На все соревнования выезжал наш сотрудник. Мы ведь сами за эти девять лет много шишек набили. Нам важно было все проверять – прежде всего, из соображений безопасности.

Но теперь к нам приезжают все эти региональные партнеры, и мы должны показать, что и сами соблюдаем заданную планку во всех мелочах. И для нас это тоже стимул, конечно.

«Игры — это особая атмосфера радости и чуда»

— Как дети попадают на Игры?

— Мы берем детей-подопечных разных благотворительных фондов. Мы долго думали, как лучше выбирать. Мы точно не можем сделать отбор на спортивной основе, потому что все дети болели разным и объективно не могут соревноваться друг с другом на равных. При выборе нужно учитывать много факторов, но при этом не перестараться. Поэтому мы сразу поняли, что брать на себя право определять, кто из них достойнее,  — мы не можем. И решили, что лучший способ отбора – живая очередь и лотерея.

В итоге на закрытии региональных этапов мы ставили барабан и дети вытягивали лотерейные билеты.

Сложно быть справедливыми, потому что детей, которые хотят участвовать, гораздо больше. У нас в этом году по всем региональным этапам прошло 1200 детей, а это лишь 10 регионов России и одна зарубежная страна. Кроме того, к нам приходит много заявок через сайт, это обычные люди, которые не имеют отношения к фондам. И всех тоже взять мы, к сожалению, не сможем. Поэтому у нас большой лист ожидания.

Но конечно, это сложно. Я, как мама, очень понимаю желание родителей порадовать своего ребенка. Больше всего расстраиваются амбициозные, не умеющие проигрывать мальчишки, вот они боролись, старались, и вдруг лотерея выпадает не им.

— А нет планов вырасти до такой степени, чтобы Игры смогли принять всех участников?

— У нас была такая мысль, но очень сложно найти площадку, и нужно будет увеличивать и время проведения, и размер всех служб. У нас сейчас пятидневное мероприятие для 6 видов спорта и 550 участников. И в таком формате мы оптимально используем возможности огромного спорткомплекса ЦСКА. Если расширяться, то нужно увеличивать площадку и количество дней. Но тогда это будет другое мероприятие по атмосфере, не такое камерное и душевное. Сейчас у всех детей есть возможность познакомиться, подружиться. Мы даже в этом году отменили дискотеку и один концерт, чтобы все могли пообщаться друг с другом. Потому что для них это уникальная возможность. Чего только у нас ни происходит – и романы случаются, и дружба на годы – между детьми и между родителями. У нас есть прекрасное мероприятие – матч «Папы -звезды», это целый турнир, в котором весь день соревнуются команды пап наших участников, а команда, которая выходит в финал играет с командой известных актеров, телеведущих. И это такие сильные по накалу страстей матчи. Мамы, дети, — все болеют, это особые эмоции.

— В следующем году Играм 10 лет. Наверное, будет что-то особенное?

— Да, конечно. Хотим сделать открытие в каком-то знаковом месте. Точно будем делать большой обзорный фильм про 10 лет Игр. Было бы здорово пригласить победителей разных лет, осталось придумать, как все уместить.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Вы общаетесь с бывшими участниками?

— Конечно, мы со многими ребятами общаемся. В первые годы было много детей, к которым мы ходили в больницы как волонтеры. А сейчас многие дети приходят к нам волонтерами. Так, наш друг, мальчик, которого мы навещали в больнице, Никита Меркулов стал нашим фотоволонтером и много лет подряд помогает на Играх. Ему уже 23 года, он юрист и уже выводит бывших волонтеров в кафе, в театр, был со мной на эфире на “Эхе Москвы”, рассказывал про игры.

— А сколько у вас всего волонтеров?

— За все дни с нами работает около 600 волонтеров, это около 130 вожатых, а также  ведущие мастер-классов, координаторы соревнований, волонтеры столовой и другие. Причем удивительно, но мы закрываем все потребности по волонтерам за 2-3 недели до начала Игр. И люди готовы не только интересными вещами заниматься, а просто, например, раскладывать вещи на складе.

О партнерах и друзьях

— Игры проходят уже 9 лет, за это время стало проще работать с волонтерами, партнерами?

— Да, становится проще. В первый год мы работали только благодаря репутации фонда, а сейчас у нас есть отчеты, фото, видео, в этом году на большом экране вышел настоящий фильм «Ты полетишь со мной на Марс?», к нам приходят звезды.

Но в этом году мы поняли, что нам нужны классические спортивные спонсоры, потому что мы проводим полноценное спортивное мероприятие. Мы обращаемся к партнерам как благотворительная организация, а ведь по атмосфере, по эмоциям мы сопоставимы со взрослым международным чемпионатом.  И осенью, уже после Игр мы начнем анализировать эту часть работы. Для этого мы обратились к платформе ToDoGood, хотим вместе с профессионалами сделать аналитику рынка и подготовить маркетинговое предложение, которое может заинтересовать классических спортивных спонсоров, например, производителей спортивной экипировки.

По оценкам нашего фандрайзингового отдела, у Игр еще очень большой потенциал с точки зрения партнерств. А там где есть поддержка партнеров, там рост. Мы можем поддерживать развитие региональных этапов, мы можем приглашать больше детей, увеличивать время соревнований.

— Расскажите, как устроены игры, на какие средства вы их проводите?

— У Игр свой бюджет и свои спонсоры. Мы никогда не брали и не будем брать денег из фонда «Подари жизнь». Конечно, основная часть партнеров к нам пришли из фонда. Но разница в том, что на Игры идут рекламные бюджеты, а не благотворительные. Мы проводим полноценное спортивное мероприятие с настоящим спонсорским пакетом, с нами работают люди, которые работали на чемпионате мира по футболу, на олимпиаде.

Вообще, раньше я думала, что корпоративная благотворительность отличается от частной. А потом поняла, что это стереотип и что я ошибалась. За любой помощью всегда стоят люди, которые принимают положительное решение при объективных ограничениях бюджета, поэтому их помощь – это большая ценность.

Сотрудники компаний-партнеров приходят на игры в качестве волонтеров и их не отличить от наших волонтеров – они все улыбчивые, дружелюбные.

Наш генеральный партнер уже много лет – компания «Гослото» — активно помогает детям в фонде, но и поддерживает наше мероприятие.  И они очень здорово нам помогают: делают свою зону в городке развлечений, каждый раз придумывают что-то новое, дарят очень качественные подарки всем участникам.

С первого года Игр с нами компания MaryKay, они не только помогают спонсорским взносом, но и дарят подарки нашим мамам и устраивают мейк-ап зону в городке. Нам давно помогает компания Kasperskiy, причем вначале они не хотели об этом рассказывать, но в итоге мы вместе решили, что это хороший пример для других компаний. Компания Raven Russia тоже наш многолетний друг. В этом году к нам пришел новый партнер — «Сплат», и они придумали отличную историю: организовали флешмоб, основатель компании Евгений Демин написал свое знаменитое письмо, они выпустили серию детской зубной пасты с логотипом «Игр победителей». Компания «Мясницкий ряд» дает нам огромное количество продукции. Они же в этом году пожертвовали для Игр миллион миль «Аэрофлота», но мы передали их в фонд, потому что как раз в этот момент в фонде закончился весь запас миль. Причем это было такое большое количество миль, что нам пришлось ехать в офис «Аэрофлота» и лично переписывать их на фонд.

В этом году всю воду нам бесплатно дает «Шишкин лес»: они привезут целую фуру воды. Вообще, компаний, которые нам помогают нам и бесплатно дают разные вещи, можно перечислять очень долго. Наши дети ходят на экскурсии в Планетарий, Москвариум, все группы едят в хороших московских ресторанах – и тоже бесплатно. Во всю логистику включены примерно 1300 человек.

Если бы мы платили за все по коммерческой стоимости или не получали бесплатно, то бюджет игр был бы раза в четыре больше, чем сейчас.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

О реабилитации и возвращении к жизни

— Есть что-то подобное Играм в мире?

— В Польше есть Онкоолимпиада, они как раз подали нам идею в 2008 году. Они ее проводят раз в два года, но участников там гораздо меньше. Мы изучали этот вопрос, говорили с коллегами, в других странах таких мероприятий нет. В Англии, например, это аргументируют тем, что у них онкологические больные не выпадают из общественной жизни и во время, и после лечения, поэтому нет такой острой потребности в психологической реабилитации и социальной адаптации. И это касается в принципе западного общества: приезжая туда, мы видим самых разных людей – на колясках, с инвалидностью, в масках или лысых после химиотерапии, — и это совершенно нормально. У нас же по-прежнему очень много страхов и стереотипов. И людям нужна помощь, разрядка, социальная реабилитация. Но дело не только в этом.

Это ведь еще и праздник – праздник жизни для тех, кто так тяжело болел и теперь здоров. Посмотрите, даже самая известная больница St. Jude, они ведь тоже пишут истории детей, которые выздоровели. Эти примеры очень нужны.

— Игры – по сути психологическая и физическая реабилитация?

— Да, безусловно. При этом в фонде «Подари жизнь» есть большой отдел реабилитации, но у них индивидуальная работа с каждым ребенком, каждой семьей, они знают, что важнее всего детям и разрабатывают программы под каждого. А мы делаем праздник для всех. Это наша главная задача. Мы хотим, чтобы всем людям, кто приехал к нам, стало лучше, чем было раньше. Мы знаем случаи, когда дети на играх бросали костыли и начинали ходить сами. Многие родители нам пишут после: «Спасибо большое, мы впервые увидели своего ребенка улыбающимся после болезни». Спорт – это очень позитивная реабилитация. Наша врач-онколог, гематолог Центра детской гематологии им. Димы Рогачева Анастасия Руднева сказала, что к этим детям не надо относиться как к хрустальным вазам.

Это обычные мальчишки и девчонки, которые должны разбивать коленки, залезать на деревья, носиться везде. Врачи и фонд помогают вернуть детей в обычную жизнь. В этом и наша задача.

Но реабилитация нужна не только детям. Очень важно, что к нам приезжают родители, потому что им особенно тяжело дается период лечения. Я знаю случаи, когда родители приезжали на очередную проверку с ребенком, но не могли пойти за результатами: и к врачу шел сам ребенок, а потом выходил и рассказывал. Для родителей наши Игры – это возможность выдохнуть, расслабиться, увидеть важную вещь, что «Я не один такой».  У себя в городах они — как белые вороны, а здесь видят, как много людей в подобной ситуации, видят, что жизнь продолжается: дети учатся, женятся, детей рожают.

Надежда Кузнецова. Фото предоставлено пресс-службой

Об атмосфере Игр

— Вы много говорите про особенную атмосферу на Играх. Что там происходит? Расскажите для тех, кто еще не был?

— Мы стараемся сделать так, чтобы наши гости приехали, открыли рот от восторга — и все пять дней это состояние продолжается. И звезды, и подарки, и программа, и праздник, — все для них.

Мне первые годы после Игр было очень сложно, когда они заканчивались. Такое было ощущение, что «треплет любовью». Это положительные эмоции, но они настолько сильные, их так много, что после хочется плакать.

Только представьте, например, ребенок в коляске едет к старту, встает на ноги и проходит 60 метров дистанции сам, лишь опираясь на маму. И он счастлив, горд, ему аплодирует весь зал, он получает медаль.

А один раз я видела картину, которая стала для меня олицетворением Игр. Это было награждение на соревнованиях по футболу, я стояла недалеко от трибуны. А у футболистов большие команды, места на пьедестале немного, все хотят поместиться, особенно те, у кого первое место. И вот выходит команда, и один мальчик идет с мамой, он плохо держит равновесие, возможно, были какие-то сложности во время лечения. Поэтому мама рядом и поддерживает его. В конце церемонии награждения всегда делают общую фотографию, — и мама, чтобы ее не было видно на фотографии, встает за спиной сына на колени и, обнимая, поддерживает его на краю этого пьедестала. В этом все Игры. Выздоровевший ребенок стоит на пьедестале, за ним его мама. А вокруг собрались мы, чтобы сделать им большой праздник и вместе порадоваться.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий