Оживляющий театр: как в Орле-городке театр решает социальные проблемы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Поселок Орёл Пермского края мало чем отличается от других маленьких российских поселений, за исключением одной особенности – здесь проживает большое число приёмных семей и детей. В начале 2000-х многие орлинцы решили стать профессиональными приёмными родителями и начали брать в семьи детей из детского дома Березников, где на тот момент проживало порядка 90 сирот. Со временем детей-сирот в учреждении не осталось, и детский дом закрылся. Некоторые его сотрудники сами стали воспитателями приёмной семьи или устроились работать в центр сопровождения таких семей.

Для детей организовали театр-студию «Ожившая история», который стал центром притяжения в посёлке, где теперь создаются и объединяются творческие коллективы, развивается волонтёрская активность, ведётся проектно-исследовательская деятельность и детьми, и взрослыми.

Пример жителей Орла Пермского края показывает, как культурные проекты могут решать социальные проблемы.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Орёл-городок

Посёлок в Усольском районе Пермского края зародился в далёком XVI веке под гордым именем «Орёл-городок». Сейчас жители называют Орёл «спальным районом» соседнего города Березники: жить в посёлке комфортно, но работы нет – она «закрылась» вместе с посёлкообразующим дереводобывающим предприятием в конце 90-х.

А жить здесь комфортно благодаря расположению и природе: Орёл – это остров, омываемый Камой и Черным озером и окруженный реликтовыми соснами; песчаные пляжи посёлка могут конкурировать со средиземноморскими; до райцентра ехать всего 15 минут, а до Березников – 30. Неудивительно, что летом население увеличивается, как на настоящем курорте: в 5 раз, до 10 тысяч человек. Дачники и уроженцы Орла, переехавшие в город из-за работы, приезжают сюда на лето.

Проблемы в малых городах российской глубинке очень похожи, но к их решению жители подходят по-разному. Ресурсы есть много где: исторические памятники, местные легенды, ремесленные или гастрономические традиции. Важно правильно ими воспользоваться. Удаётся это там, где есть активный лидер и население способно объединиться. Это видно по участникам программы Фонда Тимченко «Культурная мозаика», направленной на поддержку социокультурных проектов. Один из участников «Культурной мозаики», получивший поддержку фонда в 2017 году – проект «От 1 до 101», созданный в поселке Орёл.

Приёмный посёлок

В начале 2000-х годов орлинцы стали брать детей в приемные семьи. «Первооткрывателем» этого движения стала Варвара Рыжик. Ее приемная дочь Екатерина Половникова уже закончила школу, стала мастером ювелирного дела, у Кати муж и двое детей. Она поддерживает очень теплые и по-настоящему семейные отношения со своими родными: приемной матерью – Варварой Рыжик и ее дочерью Светланой, которые зовут ее не иначе как «наша Катя». 

Среди первых была и семья Ларисы и Николая Молоковских, чьи собственные дети, повзрослев, также стали приёмными родителями.

Сейчас в Орле проживает 20 приёмных семей, а всего за эти годы орлинцы воспитали почти двести приёмных ребят. 

В свое время в местной администрации даже возник вопрос, почему приемные дети так удачно приживаются в орлинских семьях: практически не бывает отказов от детей, все они получают среднее образование. И пришли к выводу, что это, отчасти, заслуга не только приемных родителей, но и Орлинской средней школы, где треть учеников – приёмные дети, однако, там никогда не было ни дискриминации, ни намеков на обидные словечки и взгляды. Учителя по-доброму относятся к приемным детям, зная и понимая, как нелегко начался их жизненный путь, и как много недетских неприятностей выпало на их долю.

Приёмное родительство требует не только психологических и педагогических навыков, но и юридических знаний: большинство орлинцев, найдя работу и внеся вклад в решение проблемы сиротства, столкнулись с одинаковыми проблемами. Оформить договор опеки, разобраться в финансовых нюансах, помочь детям после выпуска и семьи получить квартиру… Органы опеки не оказывают индивидуальные консультаций, приходилось обращаться за платными. Но люди, которые однажды нашли коллективное решение, снова объединились – созданное в 2009 году Некоммерческое партнёрство приёмных родителей «Открытая дверь» начало действительно открывать двери. Статус организации расширил права и возможностей приёмных родителей: стало проще получать консультационную помощь, участвовать в программах обучения. А потом уже и приёмные родители начали открывать двери. Партнёрство проводило детские праздники, организовывало экскурсии. В 2013 году появился детский исторический театр «Ожившая история» – родители хотели, чтобы дети чем-то совместно занимались, приобщались к искусству и истории родного края. Первая постановка называлась так же, как и сама студия, «Ожившая история».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Открытая дверь

В 2013 году НП «Открытая дверь» возглавила Ольга Зырянова, учитель истории Орлинской школы. Она предложила пригласить в студию не только приёмных детей – студия расширилась, сейчас в ней три возрастные группы, всего актёров – более 50 человек. Большинство из них – дети из приёмных, малообеспеченных и многодетных семей, но в «Ожившую историю» принимают всех желающих. «Я понимаю, что артистами наши дети не станут, но идея в другом. Мы хотим, чтобы дети не боялись искусства – уже сейчас театр им близок, а близкое, как известно, не страшно. Искусство стало тем, что наши дети понимают и чувствуют.

Для меня важно, чтобы мальчишка, который вырос, и у которого есть 500 рублей в кармане, приглашая девушку на свидание, купил не бутылку вина, а билеты в театр», – рассказывает Ольга Зырянова, каким она видит отложенный результат работы студии.

Близким для детей «Ожившей истории» становится не только театр. Коллектив активно ездит на выставки. Не раз были в Пермской государственной художественной галерее,в Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых», где проходят не только экскурсии, но и мастер-классы, и уроки для участников проекта. Многие поездки становятся семейными – родители, бабушки и дедушки ездят вместе с детьми.

Театр живет и развивается: костюмы заказывают по интернету, привлекают экспертов – театру помогает художественный руководитель театра для детей и юношества «Бенефис» из Березников, а хореограф приезжает из Усолья. У всех, кто связан со студией: детей, родителей, местных жителей, — всё время появляются новые идеи. Чтобы поддерживать проект и воплотить идеи, нужны средства. В их поисках Ольга обратилась за грантами. В 2017 году проект «От 1 до 101», направленный на то, чтобы вовлечь в театральную деятельность жителей посёлка, получил поддержку программы Фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сёл», направленную на развитие социокультурных проектов. Получает проект финансирование и в других конкурсах, Ольга рассчитывает также привлечь постоянных спонсоров из числа крупных предприятий, работающих в Пермском крае, которые взяли бы «шефство» над театром. Помогает коллективу и местная администрация, которая финансирует поездки.

Мотивация на… слезы

Репертуар студии разнообразен: «Сказ про Федота-стрельца», мюзикл «Щелкунчик», «А зори здесь тихие». Чтобы сыграть в спектакле военного времени дети пересмотрели много военных фильмов – оказалось, что раньше они их не видели. А для того, чтобы актёры не выгорели, их приходиться мотивировать.

– Дети! Сегодня очень важный день – в зале глава администрации, а нам – костюмы покупать, в Пермь ехать… Доведем его до слез?

Глава администрации и его заместитель с тех пор – лучшие друзья детского театра.

В другой раз – спектакль в поселке.

– Дети! Все, что было до этого, не так важно, как сегодня. Потому что в зале – главные люди: ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Мне кажется, они даже не представляют, что вы можете быть такими серьёзными, что вы можете так проникновенно играть. 

Или – выступление в школе.

– Дети! Сегодня в зале учителя. Это они вас ругают, они говорят, что плохо учитесь из-за того, что театр много времени отнимает. Покажем им?

Спектакль «Легенды Орла-городка» поставлен в рамках проекта «От 1 до 101», и, как и планировали авторы проекта, в нём участвовали многие местные жители. Заключительная сцена завершается, как в «Иване Сусанине»  хором «Славься»  в исполнении пожилых жительниц посёлка. Спектакль основан на произведении В.И. Немировича – Данченко, родного брата известного режиссера, «Легенда о Камской разбойнице Фелистате», переложенном в стихотворную форму. Героиня легенды – девушка Фелистата была непримиримого нрава и недюжинной силы. Она даже ударила оскорбившего её помещика, за что Фелистату посадили в тюрьму. Но неволя – не для неё: она вынесла ворота и бежала. Одно имя Фелистаты наводило ужас на купцов – она хозяйничала на Каме, была сибирским Робин Гудом. По легенде, слышали о Фелистате и на Волге, где она мерялась силами со Стенькой Разиным…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Актёры-волонтёры

Коллектив «Ожившая история» уже известен в районе, детей приглашают участвовать в фестивалях и других мероприятиях. Однажды они выступили с «Щелкунчиком» в Березниковском реабилитационном центре для детей с ОВЗ. Первое выступление перед особенными детьми было особенным – занятые подготовкой к выступлению, руководители коллектива не предупредили, кто будет зрителями «Щелкунчика», и актёры растерялись, увидев детей с ОВЗ. Но эту растерянность заметили только педагоги театра, которые хорошо знают своих детей. Выступление прошло отлично, зрители были очень рады вниманию и спектаклю. После концерта с актёрами поговорили, и все вместе приняли решение поддерживать центр и дальше.

Теперь ребята из театральной студии из Орла приезжают в центр в Березниках не только выступать – они вовлекают пациентов центра, организуют для них занятия с простыми танцевальными движениям, планируют проводить виртуальные экскурсии и мастер-классы. Такие встречи, по мнению Ольги Зыряновой полезны всем: «Детям, которые ежедневно борются с тяжелым недугом, очень важна наша поддержка – ведь они общаются только друг с другом и родителями. А наши дети вовлекаются в добрые дела, учатся помогать». 

Проектная деятельность

Кто брался привлекать гранты и конкурсы для реализации задуманных проектов, знает, что для успеха нужны навыки проектной деятельности. На семинарах, которые организуют для победителей программы «Культурная мозаика», Ольга Зырянова получила новые знания и узнала о своих ошибках. Раньше, по ее словам, Ольга занималась в студии всем, считала, что так и должно быть, и даже гордилась тем, что справляется сама.

Теперь Ольга научилась формировать команду, распределять полномочия, привлекать к проекту жителей и выстраивать с ними партнерские отношения.

Инициативных жителей оказалось немало. Например, семья Ушаковых-Клыковых Натальи Владимировны и Сергея Олеговича – молодые пенсионеры, бывшие военные, вошли в группу волонтёров проекта и организовали на базе Дома культуры детскую арт-студию «Орлята». До этого в Доме культуры работало несколько коллективов, но все были ориентированы на возрастных участников. Теперь арт-студия – главный организатор всех праздников в Орле: новогодний бал-маскарад, рождественский фестиваль, масленичные гуляния, День Победы. «Орлята» стали дружной творческой семьей: вместе отправляются в короткие путешествия, на природу, устраивают праздники, отмечают дни рождения… А дважды в месяц все коллективы посёлка собираются на сводные репетиции.

Увлеклись проектной деятельностью и дети из студии «Ожившая история». Они реализовали коллективный проект «Мы – экскурсоводы», ведут исторические исследования по краеведению. Исследовательские работы охватили практически весь период истории посёлка: от Сибирского похода Ермака до истории казачества и современного поискового движения. Их проекты уже отмечены наградами на всероссийских конкурсах.

Что изменилось? Ольга Зырянова говорит, что проект действует подобно магниту, объединяя всех активных жителей. Изменения произошли и в самом НП «Открытая дверь» – команда стала более сплочённой и работоспособной. В Орле появляются новые инициативы, создаются творческие коллективы. Интерес к родной истории и культуре и театр театра сплотили жителей и люди начали осознавать свою ответственность за жизнь и развитие родного посёлка.


«Культурная мозаика» – программа Фонда Тимченко, направленная на поддержку региональных  социокультурных практик, которые меняют отношение местных жителей к своей малой родине через их активное включение в творческие инициативы. Программа создана для малых территорий: городов и сельских поселений, численность которых не превышает 50 тысяч жителей. 

«Культурная мозаика» рассчитана на трёхлетний цикл поддержки проектов. Конкурсная  программа «Культурная мозаика малых городов и сёл» состоит из трёх основных этапов, каждый из которых длится год. На каждом из них участники программы должны работать в двух направлениях: развивать проект и осваивать новые компетенции проектирования и управления. «Культурная мозаика» включает финансовую поддержку проекта и проведение образовательных мероприятий по проектированию, грантмейкингу, PR-поддержке проектов. На конкурсной основе проводятся зарубежные стажировки. Проектантов также приглашают для обмена опытом на территории проектов, где уже заметны позитивные изменения. 

Программа действует с 2014 года, за это время Фонд поддержал 253 организации из 65 регионов России. Сумма грантового пула превысила 158 миллионов рублей.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий