Человек нескольких эпох: памяти Людмилы Алексеевой


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

8 декабря в Москве на 92-м году жизни умерла Людмила Алексеева — правозащитница, одна из основателей и председатель Московской Хельсинкской группы, член Совета по правам человека при президенте России. С 1970-х она участвовала в диссидентском движении в СССР, затем эмигрировала в США; в Россию вернулась в 1993-м и занималась просветительской и правозащитной деятельностью. Людмила Алексеева дважды выдвигалась на Нобелевскую премию мира.

Благотворители, сотрудники НКО и правозащитники вспоминают Людмилу Алексееву.

«Только раз в жизни бывает 67 лет!»

Исполнительный директор фонда «Абсолют-помощь» Полина Филиппова работала вместе с Людмилой Алексеевой 5 лет, с 1991 по 1996 годы. Вот что Полина написала в память о ней в Facebook:

«На этой фотографии Людмиле Михайловне 67 лет. Это её день рождения. Она недавно вернулась в Россию и решила отметить его с размахом, в дорогом ресторане. Попытки убедить её не входить в такие расходы провалились. «Только раз бывает 67 лет!» — сказала она весело. Она вообще была веселым человеком. Очень хлебосольным. Любила гостей, праздники. Любила друзей, была им предана. Когда её старому другу, Якову Михайловичу Бергеру, отказали в американской визе, а у него была назначена срочная операция там, Людмила Михайловна на ходунках ( у неё был перелом бедра) ринулась в посольство США. Он получил визу, по-моему, в тот же день. Последний раз мы разговаривали по телефону около полугода назад. Говорили о девяностых, о времени надежд на обновление. « У меня по-прежнем есть надежды. — сказала Людмила Михайловна — я, конечно, не доживу, но ведь каждый из нас до чего-то не доживает». Вечная память!»

В интервью «Филантропу» Полина Филиппова добавила:

Людмила Михайловна, вообще, была веселым, гостеприимным, щедрым. В тот момент (и довольно долгое время) она была единственным добытчиком в семье, поскольку ее муж был тяжело болен. При этом Людмила Михайловна производила впечатление счастливого, благополучного человека. В ней не было ожесточенной серьезности, которая иногда свойственна людям, посвятившим себя высокому делу.  Людмила Михайловна любила отмечать праздники, приглашать гостей, устраивать застолья. Она была прекрасной рассказчицей».

«Людмила Алексеева была человеком нескольких эпох»

Правозащитник Валентин Гефтер много работал и общался с Людмилой Михайловной. 

«Людмила Алексеева была человеком нескольких эпох. Я слышал о ней еще в 70-х годах, до отъезда в эмиграцию. Она принадлежала, с одной стороны, к либеральной советской интеллигенции. С ней работала моя мама, например. С другой стороны, она была диссидентом, о чем я тогда не очень догадывался. Она была непубличным диссидентом и тайно перепечатывала хроники новостей, запрещенные издания того времени. В момент образования Московской хельсинской группы Людмила Михайловна была не на первых ролях, поскольку у движения был яркий лидер Юрий Орлов. После был отъезд в эмиграцию, длинной в 15 лет. В то время я о ней почти не слышал. И вдруг Людмила Михайловна возвращается в Россию и возглавила МХГ. Тогда я узнал ее с другой стороны, как автора книги о диссидентском движении в России, как руководителя с твердым характером.

Она проявляла характер в достаточно не простом коллективе, коим является МХГ. Там не привычной иерархии: один начальник, остальные подчиненные. Это группа ярких, талантливых людей.

Мы много пересекались в рамках Совета по правам человека при Президенте. Я бывал у дома, в квартире на Арбате. Это была небольшая квартирка, но очень теплая. Иногда Людмила Михайловна устаивала обеды для коллег. Очень вкусно и хлебосольно происходили встречи. Для человека непростой биографии она была целеустремленным и позитивным человеком. Не могу сказать, что она была неконфликтным человеком, она была живым человеком со страстями. Но она выделялась тем, что жила не для себя и не для близких. Пройдя весьма непростым путем она не озлобилась. У нее не было зла даже на советскую власть. Людмила Михайловна была человеком конструктивным и общительным. К ней многие тянулись».

«Мы будем помнить о ней всегда»

Член Московской Хельсинской группы Вячеслав Бахмин:

«Я знаю Людмилу с 70-х годов. Она мне запомнилась и энергичной, молодой, и уже пожилой, но не потерявшей энергии и задора. Людмила была глубоко погружена в проблему защиты прав человек и оставалась верной этой теме большую часть своей жизни. Людмила пользовалась безграничным уважением и авторитетом не только среди правозащитников, но и руководителей страны. Это достаточно редкий случай, когда ей удавалось выстроить диалог и с правозащитником, и с надзирателем, и с президентом страны, не теряя лица и стараясь говорить, что думает. Это довольно редкий случай. Мы будем помнить о ней всегда».

Фрагмент интервью Людмилы Михайловны Алексеевой. 

1 comment

Add yours

Добавить комментарий