«Для тех, кто сидел на задней парте»: как устроена самая масштабная просветительская акция в мире


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В феврале в третий раз прошла глобальная просветительская акция «Открытая лабораторная» — на этот раз в 120 городах России и еще в 30 странах мира. Это просветительская акция, во время которой можно проверить свою естественно-научную грамотность: участникам предлагается ответить на 25 вопросов из разных научных областей. Затем ученые разбирают с аудиторией задания, подробно объясняют ответы на самые сложные вопросы. Если вы пропустили, то онлайн-версия акции еще доступна. А осенью прошлого года команда «Открытой лабораторной» запустила научно-популярное издание LABA.MEDIA. Проект явно заметили. Акция получила премию «За верность науке» в номинации «Прорыв года» (как самая масштабная однодневная научно-популярная акция в мире), а также вошла в число номинантов премии «Headliner».

Корреспондент «Филантропа» Евгения Корытина поговорила с руководителем акции «Открытая лабораторная», главным редактором LABA.MEDIA Евгением Насыровым о том, зачем научному проекту собственное СМИ, можно ли монетизировать просвещение и почему важно провести акцию в Новой Ляле.

Фото Соня Ватакатаева

— Каким лично для вас был самый сложный вопрос на лабораторной в этом году?

— Вопрос про трехцветных котов. Кажется, он всей стране мозг вынес. Не буду спойлерить, приглашаю читателей пройти тест и поспорить с редакцией в наших соцсетях.

– Когда был «Слет просветителей» фонда «Эволюция», в фейсбуке развернулась дискуссия про зарплаты: должны ли просветители работать только за идею, или просвещение тоже профессия.  Я думала, что это только в благотворительности такие разговоры ведутся.

– Я считаю, что это странная дискуссия. Если кому-то интересно организовывать лекции, вести свой видеоблог на youtube, но это не является источником дохода  — почему бы и нет. Но есть люди, которые задумались о монетизации, и их не нужно от этого отговаривать. В любом случае людей, которые занимаются научпопом и просвещением, не ждут какие-то невероятные прибыли.

Для кого-то важно сохранить дух бардовского фестиваля: когда все собрались за всё хорошее и против всего плохого, попели песни под гитару.

В нашем случае — рассказали друг другу то, что знают, пригласили более именитых учёных, и все довольны. Другое дело – большие фестивали или события, которые требуют серьёзных организационных действий. Их тоже можно делать на волонтёрских началах, но бесплатно иногда невозможно сделать хорошо. Есть еще одна грань этой темы: когда люди что-то делают из любви к жанру, то это часто приводит к жуткому демпингу. Мы с этим сталкиваемся постоянно в случае с переводами научно-популярной литературы. За перевод или научную редактуру даже самых хитовых книг главных научпоп авторов мира – Сагана или Хокинга – на российском рынке платят копейки.

— Потому что есть люди, готовые перевести даром?

– Одно за другое цепляется: находятся люди, готовые сделать задаром или почти задаром, находятся издательства, которые больше не могут или не хотят платить, а также не пекутся за серьёзный факт-чекинг. И находятся читатели, которые не обращают внимания на огрехи, или не видят их, потому что недостаточно образованы. При этом есть серьёзные профессионалы, которые готовы убить несколько месяцев на перевод и научную редактуру большой научно-популярной книги, понимая заранее, что они это делают скорее из соображений вклада в здравый смысл, чем из соображений заработка. Это не нормально. Рынка нет. Отсутствие рынка плохо со всех точек зрения.

– Как я понимаю, многие просветительские проекты построены таким образом, что есть некоммерческая часть — бесплатные лекции и тому подобное — и есть бизнес составляющая. Например, научные корпоративы.

— Есть корпорации, которые приглашают к себе учёных, чтобы они прочитали лекцию для сотрудников. Для учёных или для тех, кто делает публичные лекции, это будет способ заработать. Но это частные ситуации, которые периодически происходят, а не регулярная системная история. Лекции для широкой аудитории даже именитым лекторам не приносят каких-то приличных денег. То есть пока рынка просветительского как такового нет.

– А как все устроено в «Открытой лабораторной»? Есть разделение на прибыльную и некоммерческую истории?

– «Открытая лабораторная» – это акция, которая бесплатна для участников: и тех, кто приходит на площадку, и тех, кто её организует. Каждый может в ней поучаствовать как организатор, или как участник. Наша организация АНО «Лаборатория просветительских проектов» — доставляет в самые дальние регионы и теперь уже страны всю полиграфию, всю сувенирку, призы и подарки от партнёров. Учредитель организации и основатель проекта — Роман Авдеев, бизнесмен и меценат, учредитель фонда «Арифметика добра», который занимается решением проблемы сиротства в России. (кстати, у самого Романа 23 ребенка, 19 из которых усыновлены — прим. ред.)

Мы безусловно постоянно работаем над привлечением денег в проект. Иногда это «живые» деньги, иногда бартер. Например, наш главный книжный партнёр, издательство «Альпина нон-фикшн», даёт книги для всех отличников акции на всех площадках. Это довольно много. Мы стремимся зарабатывать деньги для устойчивого развития нашего проекта как такового и для запуска новых офлайн и диджитал-проектов.

Роман Авдеев о команде
«Вопросы, которые придумывает ученые и научные журналисты из команды “Лабы”, зачастую провокационные и с подвохом. Я потратил немало времени, чтобы разобраться, может ли солнечный зайчик двигаться быстрее скорости света, или же нет? Но именно это и побуждает изучать данную тему, расширять свою картину мира. Считаю, в этом как раз и есть главный смысл акции». 

– А зачем медиа? Оно как встроено в эту систему?

– «Лаба» — это один большой бренд: есть акция, есть медиа, еще есть шоу и много чего еще уже есть и еще только в стадии разработки. Laba.media запустилось 1 октября, и там тот же принцип: контент полностью бесплатный для пользователей. Еще один элемент монетизации у нас: это контент-бюро. Например, по заказу премии «Глобальная энергия» мы делали энергетическую викторину для Российской энергетической недели. Мы создаем под ключ самый разный контент, от тематических акций для корпораций до видео, текстов, подкастов, чего угодно. Сейчас у нас заказчики самые разные: от госведомств до корпораций и университетов.

– Еще у вас вроде совместный проект с телеканалом «Наука»?

– Надеюсь, что уже весной на «Науке» начнет выходить наша программа с физическими экспериментами от Алексея Иванченко, автора лучшего, на мой взгляд, научного шоу и одного из самых ярких популяризаторов физики в стране. Он очень крутой – посмотрите сами.

Евгений Насыров горит на работе: Алексей Иванченко поджигает ему лицо на научном шоу «Открытая лабораторная». Не повторяйте самостоятельно, эксперимент выполнен профессионалами. Фото предоставлено пресс-службой.

– По какому принципу вы выбираете темы для laba.media? Я имею ввиду, что научных дисциплин очень много, но вы сосредоточены же на чем-то конкретном?

– Наша концепция «Для тех, кто сидел на задней парте» — мы рассказываем о том, как сложно, но интересно устроен мир с точки зрения биологии, медицины, химии и других наук.

Но прежде всего мы сделали ставку на life science как на то, что полезно человеку. Много делаем разного про медицину и здоровье. В разных форматах: тестах, подкастах, стримах, видео.

Нужны ли бренды в благотворительном секторе?

– Кажется у вас почти нет текстов?

– Мы не любим длинные тексты, это правда. Но любим разборы. Мы за простоту и интерактив.

–  Кого вы можете назвать своими конкурентами? И для медиа, и для самой акции?

– У нас много конкурентов за внимание и время читателей. Вот «Арзамас», например. Они очень крутые. В плане контента мы друг другу не конкуренты: они совсем другие, у них другая тематика, другая стилистика, другая подача. Но «Арзамас» —пример очень удачного просветительского медиа. «Тотальный диктант — это главный референс для нашей акции. У нас с командой «Тотального диктанта» в каждой «Открытой Лабораторной» представлена совместная рубрика. Мы действительно дружим: и как проекты, и как люди. С ними мы точно не конкуренты.

– Легче собрать людей на просветительскую акцию про науку и life science, или на проверку знания русского языка?

– Трудно сказать. С одной стороны, есть люди, которые говорят: «Я точно знаю, что я неграмотный, я больше двойки не получу. Я не пойду, я не хочу позориться». Ты хоть тресни объясняя, что это всё это анонимно, и никто кроме тебя не увидит результатов, Так же и у нас: только ты сам узнаешь свой результат.  При этом мы намеренно постарались уйти от ассоциации со школьными отметками: в акции 25 заданий, задания по одному баллу. И люди, соответственно, набирают от нуля до двадцати пяти баллов. Мы выявляем «отличников» на каждой площадке, но приз для них – всего-навсего значок с надписью «Звёздный лаборант» ну или максимум, книга, если есть призы от партнеров. Мы всегда подчёркиваем, что не важно, сколько ты набрал баллов, цель не в этом.

Наша цель – рассказать максимально много всего нового и интересного в игровой форме через ответы на вопросы.

– Вы анализируете результаты акции? Можете сказать, в какой области знания слабее всего?

– Конечно, анализируем. Есть интересные наблюдения. У нас был вопрос, была ли высадка американцев на Луне. Не помню сейчас точной формулировки, но вопрос проверял, насколько люди подвержены так называемому «лунному заговору». У нас 8% ответили, что высадки не было. Это значит, грубо говоря, что каждый десятый подвержен теории лунного заговора.

В этом году увидим, насколько живуч миф о том, что Дмитрий Менделеев изобрел рецепт русской водки.

– Что вы потом делаете с этим результатами, как используете?

— Мы учитываем это в работе над медиа, больше уделяем внимания этим темам. Наши друзья-исследователи угрожают нам, что возьмут наши массивы данных и что-то такое грандиозное с этим сделают. Ну и мы активно рассказываем в СМИ о тех данных, которые получаем. Социологические агентства показывают, что каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли. В целом, мы видим похожую картину и среди наших участников по многим темам.

– Если возвращаться к офлайну, непосредственно к акции 9 февраля. Я видела перечень мест, где пройдет «Открытая лабораторная», там много небольших городов или даже поселков. Это часть концепции — уйти подальше от столиц?

– Именно так! В 2018 году у нас акция прошла в поселении Ачайваям на Камчатке, где интернет раздают «по талонам», а в 2019 году в населённом пункте Новая Ляля (население 11 тысяч человек, Свердловская область — прим.ред) было аж 2 площадки акции. Вообще в  этом году Екатеринбург и Свердловская область стали лидерами по количеству площадок и участников.

Для нас самое важное – чтобы акция проходила по всей стране, там, где не ступала нога популяризатора. У меня нет задачи сделать сто площадок в Москве, в столице и так много всего происходит. Мы сознательно работаем над тем, чтобы больше площадок и больше людей в нашей акции было в регионах. Мы хотим уйти за пределы больших городов, чтобы Лаба пришла даже в самые маленькие городки и поселки. Чтобы акция проходила в детских домах, в тюрьмах и СИЗО, в военных частях, и так далее. В этом направлении мы также работаем. Такая же цель и у Laba.media.

– По большому счёту, достаточно одного энтузиаста где-нибудь в регионе?

– Да, всё держится на людях. Либо это один энтузиаст, который способен подбить всех остальных, либо это пул энтузиастов. В Красноярске, например, есть биолог и популяризатор Егор Задереев, в Новосибирске — популяризатор и организатор Александр Дубынин, Нина Садыкова из Института экологии растений и животных РАН в Екатеринбурге, которые своим авторитетом, опытом, и своей энергией заряжают всех и организуют десятки площадок и в своем городе, и во всем регионе. Это уникальные люди с кипучей энергией. Вот в Москве у нас такого человека нет. Здесь все заряжаются как бы сами по себе.

Фото Соня Ватакатаева

— Когда мы общались на «Слете просветителей», вы высказали идею, что сейчас в сфере просветительства закончился период роста. Сектор вышел на плато?

–  На мой взгляд, хайпа больше нет. Как с рэп-батлами. Вот к примеру: сейчас если ты скажешь «а давайте рэп-баттл», на тебя посмотрят: «Чувак, ну ты как законодательное собрание Краснодарского края, ну какой рэп-баттл? Ты на три года опоздал».  Так же и здесь.

Скажешь: «Я сделал лекторий», или: «У меня научно-популярный видеоблог». Но сейчас у каждого научно популярный видеоблог и у каждого второго лекторий. С чем бы ты сейчас ни вышел, будет вот так.

Недавно в России впервые прошла франшизная акция под названием Pint of Science: в барах за пинтой пива говорят о науке, коротко и популярно. И я слышал такую реакцию: «Еще немного выступлений ученых в баре? Ммм. Ну о’кей..». Потому что Science Slam уже везде, кажется, прошёл, были Научные бои у Политехнического музея, и Высшей школы экономики , движение science bar hopping (в феврале в Новосибирске, в марте – в Петербурге).

Вообще, научпоп это уже мейнстрим. И это очень-очень хорошо, на мой взгляд. Это говорит о том, что рынок научпопа наконец-то начнет спокойно формироваться.

Мы вот постоянно думаем над новыми форматами, сделали ставку на интерактив, на тесты. Мне кажется странным, имея наши возможности: человеческие, креативные, финансовые, – делать просто лекции или выступления, пусть даже с сессией вопросов-ответов или голосованием в духе «дайте шуму». Нам важно максимальное вовлечение людей, чтоб была проверка и самопроверка знаний.

– Какие тренды можно выделить в сфере просветительства?

– Мне кажется, конец 2018-начало 2019 – это время подкастов и лайвов (прямых трансляций) — все ринулись их делать. Я немного радуюсь, что мы понеслись в этом направлении чуть раньше многих. Буквально на месяц, но раньше выкатили свою подкаст-движок на сайте. Каких-то новых научпоп-проектов, по-моему, не появилось, на Слете просветителей вроде не было громких премьер.

Из важного — Фонд президентских грантов поддержал очень много научных и просветительских проектов. На самом деле это важная инфраструктурная история, потому что ещё год-два назад президентские гранты были про байкеров и их дебоши в Севастополе. А сейчас гранты получают действительно очень полезные организации, проекты и инициативы.


ТОП-5 самых сложных вопросов (надо ответить «да» или «нет»):

– Человек может жить с одним полушарием мозга

– Идя по красной стрелке компаса, придешь в самую северную точку Земли

– При стирании информации всегда выделяется тепло

– На экваторе день всегда равен ночи

– Трехцветными бывают кошки, но не коты

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий