«Иногда нужно просто отдохнуть и не бороться с осуждением окружающих»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Юрий Мосенжник, отец мальчика с аутизмом, открыл в Псковской области базу отдыха «РасСвет», где могут отдыхать семьи с детьми с особенностями. Проект, который начался с личного опыта, стал одним из победителей конкурса социальных проектов фонда «Навстречу переменам». В «РасСвете» родители не переживают из-за осуждения и косых взглядов окружающих, а дети весело проводят время.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Отдых для нас был мучением»

«Мы поехали в Крым, когда Даниле было 4 года. Уже на 2-3 день на пляже от нас стали отсаживаться другие родители с детьми. Это была первая наша вылазка, и она оказалась провальной, мы совершенно не отдохнули. Отношение было такое: «Мы здесь отдыхаем, а вы нам со своим ребенком мешаете»».

Так Юрий Мосенжник вспоминает отдых семьей, когда сын был еще маленький. У Даниэля аутический спектр проявился в 1 год и 8 месяцев после длительной сложной операции. После нее случился резкий откат в развитии. «Раньше мы с семьей много выезжали, а теперь мы резко стали ограничены в таких возможностях», — говорит Юрий.

Когда Даниле было 5,5 лет, родители отправились с мальчиком в Турцию. «Мы думали, там будет хорошо, — вспоминает Юрий, — но через какое-то время случилось то же самое. Причем к нам обратился персонал отеля, видимо, по просьбе других туристов. Сказали: «У вас есть время на бассейн в такие-то часы, в остальное время, пожалуйста, тут не появляйтесь и не мешайте другим нашим гостям»». Постояльцев отеля раздражало поведение ребенка с аутизмом.

Беседка в сирени

«Как хорошо, что вы к нам приехали!»

А вот когда через год Юрий привез семью на отдых в Израиль, там они, наконец, увидели, что такое толерантность. «Нас принимали на равных везде, — говорит Юрий. — Начиная с аэропорта, обычные граждане, не службы помогали нам. Мы прилетели, Данька захотел колы, а у нас еще не было местной валюты и карта почему-то не проходила. К нам подошла женщина и сказала: я вижу вашу проблему, давайте я заплачу, чтобы купить мальчику колу, чтобы он не волновался. То есть негатива совсем не было, наоборот, от всех мы слышали: «Как хорошо, что вы к нам приехали!» Здесь семья не встретила никакого осуждения.

Юрий рассказывает, что сын, хоть и был еще маленький, чувствовал отношение к себе. Еще в Крыму, хоть Даниэлю было всего 4 года, он расстраивался, что взрослые уводили от него своих детей. «У Даньки не было контакта глаза в глаза, не было речи, он не слышал призывов других – например, ему могли сказать «иди сюда», а он не шел. Этого пугались родители, а дети не совсем понимали, как с ним играть», — говорит Юрий. Но в Израиле все получилось иначе. Как-то на прогулке мальчик увидел детскую площадку и побежал играть. Родители испугались. Но Данилу встретили дружелюбно, с детьми не возникло никаких сложностей, и их родители вели себя совершенно спокойно. А местные семьи с особенными детьми дали Юрию много полезных советов и контактов.

Юрий Мосенжник решил перенести такой опыт толерантности на российскую почву. И создал базу отдыха для таких семей, как его собственная.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Дети отдыхают, родители отдыхают – вот наша цель»

Проект «РасСвет» начался в 2016 году. Юрий купил 50 соток в деревне Шутово Псковской области. Старый дом переоборудовал в игровую зону и построил еще два дома. В трех километрах от базы — река, а на территории уже начали расчищать и облагораживать пруд.

База отдыха рассчитана на четыре семьи – каждый дом на две семьи. Дома сделаны как таунхаусы: каждый номер с отдельным входом, в доме есть все – даже стиральная машина и гидромассажная душевая кабина. Квартира на 5 человек стоит три тысячи в сутки. Готовить можно самостоятельно, это решает проблему питания, ведь часто у детей особые диеты или пищевые аллергии. Обычно в отелях или домах отдыха не могут предоставить такие широкие варианты меню, а организаторы решили в каждом номере сделать полноценную кухню.

Юрий вложил в проект 6 млн рублей личных средств. Окупиться такой проект может только благодаря масштабированию. «Я пытался привлечь средства, но никто не понимал меня. Все спрашивали: «А что будут делать там семьи, какая программа?» Я объяснял, что мы не хотим загружать гостей программой. Дети отдыхают, и родители отдыхают – вот наша программа и наша цель. Чтобы взрослые могли пожарить шашлыки и пообщаться, пока их дети играют, бегают, бесятся.

Чтобы все чувствовали себя свободно и не смущались поведения своих детей. Но на нас смотрели как на странных людей, оказывается, мало кто понимает, как важен банальный отдых для родителей таких детей», — рассказывает Юрий Мосенжник.

И это главная идея. Ведь, по словам Юрия, групповых программ и выездных занятий много, но там родители настолько загружены, что забывают о себе.

Эмоциональная помощь: как работает проект волонтерской поддержки «Равный Равному» программы «Альфа-Эндо»

«У нас беспокоиться не придется»

При этом, конечно, детям есть чем заняться здесь. На базе отдыха есть мягкая игровая комната. Такую комнату Юрий впервые увидел в Израиле – это игровой центр для разгрузки и отдыха детей. В комнате на стенах нет розеток. Стены покрыты обоями под покраску, на которых можно рисовать. На территории — безопасная зона для игр, качели, горки для лазания. А площадки для барбекю устроены так, что родители всегда видят своих детей. Да и сама территория базы огорожена, и можно быть спокойным, что ребенок никуда не денется. «Ведь у детей с аутизмом нет тормозов, они могут убегать, теряться. Такие случаи часто бывают – мама не успела отвернуться где-то в магазине, а ребенка уже нет рядом, — говорит Юрий. – А у нас беспокоиться не придется».

В центре всегда есть волонтеры, готовые помочь детям и семьям. Есть родители, которые отказываются от помощи, а другие рады возможности отвлечься.

Юрий уверен, что родителям нужно место, где можно просто отдохнуть.

«Если вы загружены, то ваши дети тоже это чувствуют и не могут до конца расслабиться. Усталость родителей влияет на эмоциональный фон в семье, дети реагируют хуже на занятия, их поведение становится хуже.

Просто представьте, что вы целый день можете ничего не делать! Никуда не надо бежать с горящими глазами или следить за ребенком!» — говорит Юрий. Его 13-летний сын уже тоже побывал в Шутово и был в восторге.

В центре, по словам Юрия, были родители, которые говорили: «Спасибо вам, мы наконец спокойно пообщались друг с другом, разрешили наши конфликты, перестали ссориться. Это передышка для всей семьи».

Был случай, когда именно в Шутово наконец-то встретились несколько семей, которые много лет дружат, но последнее время могли общаться только виртуально. Потому что в одной из семей особый ребенок, и мама не могла ни пригласить к себе гостей, ни пойти в гости, потому что смущалась поведения своего ребенка с аутизмом. А здесь не нужно ничего бояться. И дети из нескольких семей, 3, 5 и 7 лет, наконец-то встретились, познакомились и прекрасно играли.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Мы даже не переживаем о конкуренции»

В декабре 2018 года Юрий стал победителем конкурса социальных проектов фонда «Навстречу переменам» и выиграл грант в размере 1,2 млн рублей. Полученные деньги идут на закупку оборудования, строительство бассейна, покупку велосипедов.

Руководитель программы поддержки социальных предпринимателей Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» София Шагинян рассказывает: «С момента, как мы заявили этот проект в открытых источниках, он вызывал много споров, ведь в него не заложен принцип инклюзии. Эти споры и дискуссии очень важны. Думаю, они, в том числе, говорят о повышении знаний об инклюзии, лояльности к ней. Однако очень важно видеть проблему объемно, нам предстоит пройти еще много стадий до общества, в котором дети с особенностями и их родители будут чувствовать себя комфортно.

А у людей есть потребности — живые, человеческие — уже сейчас.  Юрий это знает не понаслышке,  понимает, чем и как живут другие родителей и их дети, Поэтому он смог показать значимость проекта на всех этапах отбора».

Cейчас, по словам Софии Шагинян, главная задача для Юрия — сделать базу привлекательной и нужной для семей, при этом сохранив стоимость доступной. В рамках «Инкубатора» фонда Юрий начал работу с ментором из бизнес-сферы. Как и другие участники программы, Юрий имеет доступ к консультациям и образовательным блокам программы. «До конца года мы будем работать вместе, по итогам года сможем решить, как строить дальнейшее сотрудничество», — добавляет София.

По словам Юрия, сейчас туристические компании чаще всего отказывают клиентам с особенностями и семьям с детьми с аутизмом сложно найти вариант отдыха. Поэтому база «РасСвет» оказалась востребована.

«Мы даже не переживаем о конкуренции, — говорит Мосенжик, — наоборот, в этой сфере огромный провал. В России никто даже не пытался этого сделать. Если загуглить «отдых особых детей», вы найдете, скорее всего, только варианты санаторного отдыха, но там нет таких условий».

Деньги для изменений: социальные финансы, ответственное инвестирование и SIB

Здесь не планируют ограничиваться только семьями с детьми с аутизмом. На базе в ближайшее время сделают пандусы и переоборудуют нижние номера под гостей на инвалидной коляске. В планах – батутный центр и неглубокий бассейн.

Соседству оказались рады и жители местной деревни. Ведь большинство деревень в округе заброшены. А благодаря центру в Шутово теперь чистят дорогу, трижды в неделю приезжает продуктовая лавка. Один сосед оказался краснодеревщиком, делал кровати для дома, оформлял на базе колодец, делал деревянный орнамент.

Еще один план Юрия – масштабирование и развитие региональной сети. В Шутово уже побывали более 30 семей, проектом интересуются многие родители в регионах, для которых самое сложное – это долгая дорога. Юрию пишут с Дальнего Востока, Находки, из Казани и спрашивают, когда в этих регионах откроется подобный центр.

«Несмотря на то, что мы говорим об инклюзии, наше общество еще не такое толерантное, и семьи с особенными детьми до сих пор чувствуют неприятие, негатив, — говорит Юрий. — С системой можно и нужно бороться. Но у семей нет сил и ресурса. Ведь надо стоять и объяснять свою правоту целой толпе, а иначе ситуация не изменится».

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий