«За год нашей дружбы я тоже сильно изменилась»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Наталья Пугачева, волонтер фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», рассказала свою историю дружбы с воспитанницей детского дома по программе «1+1». В рамках этой программы каждый доброволец прикрепляется к определенному ребенку и еженедельно навещает его в приюте. Чаще всего в этой программе участвуют дети из коррекционных детских домов.

О волонтерстве

Я никогда раньше не была волонтером. Желание попробовать себя в этом было, но время найти не получалось: мешал нестабильный график, посменная работа… Но однажды я наткнулась в интернете на статью, которую не смогла не дочитать до конца. Это было интервью волонтера, который навещает детей в детских домах и больницах. Герой материала говорил, что, помогая другим, он помогает себе и становится лучше.

Наверное, это то, что мне было нужно в тот момент, потому что меня очень вдохновил этот материал, и я решила непременно попробовать себя именно в этом направлении добровольчества – помощь сиротам.

Вскоре я узнала про фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и решила пройти обучение там. Оно состояло из четырех семинаров, на которых мы изучали особенности психологии детей, растущих без родителей. Мне было немного страшно, что я не смогу найти общий язык с такими детьми, буду не знать, как реагировать на те или иные их поступки и слова. Но во время обучения психологи отвечали на наши вопросы и давали много полезных советов, как подружиться (именно подружиться! не заменить родителя и не стать новым воспитателем) с ребятами из детских домов, и я поверила в свои силы.

Кто такие наставники и что дают эти отношения детям
Наставничество — один из самых эффективных и важных способов помощи детям-сиротам. Это общение взрослого с ребёнком один на один, которое позволяет детям-сиротам восстанавливать доверие к миру и восполняет базовую потребность в привязанности.

В России десятки некоммерческих организаций ведут наставнические программы, всего в стране несколько тысяч пар наставников. При поддержке программы «Растим добро» в спецпроекте «Филантропа» мы собрали истории экспертов и психологов, самих наставников и детей, а также главные цифры и ответы на самые разные вопросы о наставничестве. 

О программе 1+1

Мне понравилось разнообразие программ в фонде. Одна из самых популярных – больничное волонтерство: каждую неделю приезжаешь в определенную больницу и помогаешь в уходе за разными детьми. Но мне это не очень подходило, так как я быстро привязываюсь, а в больнице ты можешь подружиться с ребенком за одну-две встречи, а потом больше никогда его не увидеть – он выпишется. Мне хотелось именно дружбы, продолжительных отношений с ребенком, поэтому я выбрала программу «1+1»: ее задача – подружить одного волонтера и одного ребенка, чтобы последний получил недостающее ему внимание, научился общаться и привязываться.

Меня прикрепили к детскому дому на «Юго-западной». Я приехала туда в первый раз, и мне выбрали воспитанника, к которому я буду приезжать каждую неделю — 16-летнюю Полину. У нее тяжелая форма инвалидности – синдром Дауна и ДЦП, она почти не разговаривает.

Я боялась, сможем ли мы найти общий язык и, главное, буду ли я полезной для нее? К тому же мне говорили, что у Полины непростой характер, и далеко не все могут поладить с ней.

Ничего подобного я не заметила в нашу первую встречу – все, казалось, было идеально. Я пришла к Полине в игровую комнату, она стала показывать мне своих кукол, раскраски, и мы начали вместе играть. Но минут через 30 она вдруг попрощалась со мной и ушла. Конечно, я испугалась, что не понравилась ей, и мы не подружимся. Однако в следующий раз Полина узнала меня и, увидев, обрадовалась. Та встреча мне очень запомнилась: тогда все дети вместе с воспитателями играли спектакль, и во время постановки Полина все время пыталась подбежать ко мне и обнять. Это было очень трогательно.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

О дружбе

На первых порах у меня все равно были мысли, что волонтерство в детском доме – это не мое: Полина иногда была не в настроении и не хотела ничего делать. Чего-то она боялась – например, качаться на качелях. Было сложно и оттого, что Полина почти не говорит. Я начала заниматься с ней, но это было нелегко: мы вместе смотрели раскраски, я называла предметы, и Полина старалась повторить за мной.

Все изменилось примерно через два месяца, когда мы уже привязались друг к другу. Я стала ждать каждую встречу с ней, заметила, что и она искренне радуется. Она перестала бояться всего, когда рядом я, и я услышала этот счастливый детский смех, который теперь ни на что не променяю. Нам стало действительно весело вместе: качаться на качелях, надувать мыльные пузыри, петь, рисовать.

Я научилась понимать Полину без слов: жестами она показывает, например, что плохо себя чувствует, или просит обнять ее. Нашла я способы и бороться с плохим настроением Полины. На самом деле, таких ребят очень легко развеселить: например, я рисую смешную рожицу на воздушном шарике и показываю его Полине, или надуваю шарик, а потом резко сдуваю его – она всегда смеется.

Полина стала взрослее за это время, мне приятно, что в чем-то она брала пример с меня. Стала сдержаннее, аккуратнее. Теперь если ее просишь о чем-то, она слышит твою просьбу и выполняет ее.

О помощи и отдаче

Сейчас мне 27, Полине скоро будет 17. В 18 ее, скорее всего, переведут в ПНИ. Я хотела бы обязательно и дальше дружить с Полиной и ходить к ней туда. Ведь за год нашей дружбы и я тоже сильно изменилась.

Прежде всего, изменилось мое отношение к ребятам с особенностями развития: сейчас я понимаю, что они такие же, как и другие дети, не отталкивающие, добрые, милые, хорошие.

У меня пропал страх, что, общаясь с ними, я что-то могу сделать не так, обидеть. Теперь я знаю: такие дети тонко чувствуют положительное отношение к ним и отвечают тем же.

Еще я стала счастливее – именно так чувствуешь себя, когда помогаешь кому-то. Я много даю Полине, но получаю я не меньше. Каждая ее улыбка – это радость и заряд позитивными эмоциями. А еще я понимаю, что все, что между нами – это искренне, ведь Полина просто не умеет притворяться. И это чувство очень ценно.

Мне хотелось бы, чтобы в детских домах было больше добровольцев и чтобы больше людей решались волонтерить по программе «1+1». Да, вначале может быть страшно, но на самом деле здесь нечего бояться. Достаточно прийти, улыбнуться – и ребенок откроется тебе. И в такой момент неповторимое тепло чувствуешь и ты, и ребенок.


К программе «1 + 1» могут присоединиться все желающие. Если вы достигли 18-летнего возраста для помощи детям в больницах и 27-летнего возраста для участия в программе по наставничеству в детских домах, проживаете в Москве, Московской и Тульской области, понимаете роль и ответственность своего участия в жизни ребенка, то можно записаться на курс семинаров фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», заполнив эту анкету.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий