«Обнимашки и наслаждение жизнью»: как воспитывать собаку — будущего поводыря


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Настя Жвик (по решению Минюста РФ признана иностранным агентом) о том, как можно осуществить мечту о собаке и при чём тут организация «Собаки — помощники инвалидов»

В Москву я переехала семь лет назад для учёбы и с тех пор постоянно мечтала о собаке, потому что в родном Севастополе у меня всегда были питомцы: то собаки, то крысы, то морские свинки, то курочки и даже перепела. Я привыкла к животным дома, но в Москве с этим было сложнее, потому что я жила в общежитии и также частенько уезжала из страны то на стажировки, то в разные длительные путешествия. Поэтому собственное будущее казалось расплывчатым, и заводить собаку было кощунством. 

Настя и Марго. Фото из личного архива

Собаки-помощники

Примерно год назад я узнала от коллеги об учебно-кинологическом центре «Собаки — помощники инвалидов», с которым мы сотрудничали по работе, но тогда идея завести собаку на год, а затем отдать её куда-то, показалась мне странной.

Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов»
АНО «Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» существует с 1999 года. Здесь обучают собак-поводырей или собак-проводников для людей, потерявших зрение. А с 2003 года обучают собак-терапевтов для детей с особенностями развития и проводят занятия по канис-терапии. Центр оказывает услуги по реабилитации на безвозмездной основе. 

Я вернулась к ней этой осенью, съехала из общежития и нашла квартиру, хозяева которой были рады животным (а это большая редкость в Москве), заполнила все документы и начала ждать «того самого» звонка, что можно забрать щенка. Примерно спустя полтора месяца, 1 ноября, в моём доме появился белый комочек счастья по имени Марго, которую мы забрали у других волонтёров (они не рассчитали свои силы и отказались от участия в программе). Нам не дали возможности выбрать щенка, который бы запал в душу именно нам, а лишь поставили перед фактом, что вот есть Марго — готовы ли вы её забрать?

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Поскольку я уже давно ждала этого самого момента, то мне показалось неуместным спрашивать — а как она выглядит, а какие ещё есть варианты… Дают — бери, и мы с молодым человеком забрали щенка домой.

Марго

В комплекте с щенком шла клетка, пелёнки, корм, игрушки, поводок с ошейником. Марго сразу к нам привыкла, как будто она всегда была с нами, и в этом плюс лабрадоров — они очень быстро привыкают к новым хозяевам, поэтому им несложно менять места локации: от волонтёров — до школы и в семью к слепому человеку.

Щенячий патруль: как воспитать собаку для доброго дела

Первой трудностью было то, что она могла сходить в туалет прямо в квартире, минуя всяческие пелёнки. Для меня это было и остаётся самым сложным моментом, поскольку я поняла, что я немного брезглива. Вторая сложность — это поведение щенка: полное непослушание на прогулке, желание съесть с полу всё и сразу, приставание к людям.

К Марго раз в неделю приходит кинолог, чтобы обучать её разным командам. Я иногда присутствую на их занятиях — кинолог учит собаку идти рядом, реагировать на бордюры и проезжую часть, не отвлекаться на посторонних людей и животных. Я также пытаюсь заниматься с Марго и учить её базовым командам и правилам поведения. Поскольку это первая собака, которая полностью принадлежит мне (в том смысле, что в детстве у меня была собака, но её воспитанием занимались родители), то это первый опыт обучения животного. Я ничего про это не знаю, и у меня всё никак не найдётся времени узнать больше про эту область. Именно поэтому воспитание происходит по наитию, «вслепую». У меня часто не получается что-то, и собака часто меня не слушается, но я вижу спустя какое-то время прогресс в её поведении, поэтому сама себя учу замедляться и осознавать, что не всё происходит так быстро и что для щенка нормально то поведение, которое сейчас показывает Марго.

Иногда, когда я спустя время вижу проявления моей работы с ней, на глазах выступают слёзы: так я горжусь ею!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Новая жизнь

В целом же наш распорядок дня — это полный «расслабон» и наслаждение жизнью. Вот какое у нас расписание:

8:00 — подъём и прогулка по лесу. Это время для себя и для собаки, когда можно насладиться природой, заняться наконец утренней пробежкой и дать собаке сходить в туалет. Последние два года я работала из дома, и почти всегда мне было лень дойти до леса или поехать на природу. Сейчас, наоборот, хочется делать это чаще, чтобы Марго была счастливой.

9:00 — в это время мы обычно возвращаемся домой, я мою собаке лапы в мокрую погоду, а затем кормлю её.

9:20 — дальше начинается «тихий час». Иногда я присоединяюсь к Марго (ведь как можно устоять!), иногда занимаюсь своими делами. Чаще всего Марго спит в своей клетке, верхние лапы она прижимает, как заяц, а нижние оттопыривает. В такой позе она находится примерно 50% времени. 

12:00 — подъём, когда собака начинает требовать к себе внимания и просит поиграть с ней в мячик (а иногда это продолжение «тихого часа» и просто смена локации для сна).

13:00 — время для второй прогулки. Тут уже можно выйти ненадолго, чтобы собака сделала быстро свои дела, и вернуться домой.

13:20 — мытьё лап и второй приём пищи.

13:30 — продолжение «тихого часа».

17:00 — в первые месяцы, когда Марго начала жить с нами, я гуляла с ней четыре раза в день (а иногда и пять). Сейчас мы гуляем с ней 2-3 раза.

18:00 — сон вперемежку с самостоятельными играми с игрушками, время на чесание пузика.

21:00 — долгая прогулка в лесу, игры с другими собаками в парке, поход по магазинам.

22:00 — кормёжка, нежности и обнимашки, сон. 

Конечно, в первые месяцы с щенком я пыталась даже не выходить из дома, чтобы не оставлять её одну даже на час. У меня была работа фрилансером, которая позволяла это делать. Хотя в целом это не обязательно, и щенка можно оставлять как минимум на 5–7 часов одного — ничего не произойдёт, а на всякий случай можно положить пелёнки.

«Это мои глаза, мой помощник и друг»: добрая история собаки-поводыря, воспитавшей его семьи и нового хозяина

Работа

Когда собаке было почти семь месяцев, я устроилась на офисную работу редактором в издание «Такие дела», а прогулку в обеденное время поручила человеку из проекта по выгулу собак. В некоторые дни, когда в офисе меньше людей (это обычно вторник и четверг, когда нет «летучки»), я стараюсь брать Марго с собой на работу. Так же, как и дома, она спит почти всё время, а в другое — с ней играют коллеги или она ходит «на разведку» в разные уголки офиса. В остальные дни просто пытаюсь проводить с нею всё свободное время, мы часто ездим за город в разные заповедники или исследуем вместе заброшенные церкви или здания.

Собака стала мне хорошим другом, о котором я всегда так мечтала. Она всегда радостно встречает меня с работы (да и просто когда я на 15 минут выйду в магазин), она мой верный попутчик, который скрасит любое путешествие, да и просто её можно обнять в те дни, когда фигово, и хоть немного, да отпустит.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Расставание

Конечно, время от времени в моей голове всплывает информация, что расставание не за горами. Ещё пять месяцев — и она уедет в школу, где пробудет год, а затем попадёт к слепому человеку, может быть, даже на другой конец России.

Но, как бы ни было это банально, я просто пытаюсь жить сегодняшним днём и думать о том, как мне хорошо с Марго сейчас и как я горжусь каждым её успехом и радуюсь, когда она меня встречает на пороге квартиры.

Я очень люблю её и верю, что она отлично справится со своей миссией. Я знаю, что мне будет больно расставаться и что я больше, скорее всего, никогда не смогу участвовать в похожей программе. Но зато теперь я понимаю, что я готова завести собственную собаку, несмотря на все обстоятельства. 

Поддержать организацию «Собаки — помощники инвалидов»

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий