Круг детства: зачем подросткам в малых городах и селах курсы веб-разработки и урбанистики


«Мы открываем страну и людей» — такой слоган-манифест значится на сайте независимого образовательного проекта «Кружок». Основанный в мае 2017 года четырьмя молодыми преподавателями, «Кружок» начался с недельных бесплатных школ веб-разработки для подростков в малых городах, деревнях и селах. Довольно быстро этот некоммерческий проект расширился и сегодня также включает в себя курсы по дизайну, архитектуре и урбанистике, журналистике и музыке.

Образование новой волны

Проект возник на волне интереса к технологическому образованию — тогда в  крупных городах открывалось множество школ кодинга, в том числе для детей и подростков. «Нам было интересно проверить, нужно ли подобное образование в регионах, — объясняет один из основателей проекта Александр Патлух.  — Гиганты вроде Яндекса, Mail.ru и других технологических корпораций, которые являются лидерами интервенций в образовательной сфере, все же работают в крупных центрах. Тот же Яндекс. Лицей открывается в достаточно больших городах. А что в деревнях, селах, малых городах?» 

«В 2017 году мы провели первые три недельные школы— в Воткинске, Вязьме и Калуге, — продолжает сооснователь проекта Сергей Нугаев. — Было ощущение, что делаем что-то новое интересное,  мы чувствовали, что подростки, которые с нами сталкиваются, испытывают огромную благодарность, потому что с ними ни образовательный процесс, ни вообще диалог о чем-то новом так — интересно и на равных — не ведут. Но в этой цепочке чего-то не хватало».

Александр Патлух в Балтийске. Фото Сергей Нугаев

Изначальное предположение подтвердилось: образование востребовано, но не столько собственно технологическое, а в целом — образование новой волны. Под которым в «Кружке» понимают расширение представлений студентов о существующих возможностях в той или иной профессиональной сфере.

Новый импульс «Кружок» получил в 2018 году во время четвертого выезда — в селе Глазок Тамбовской области.

Там подростки предложили сделать сайт про место, в котором они живут, — итогом недельного проекта стал созданный ими сайт Глазка, рассказывающей о его истории, людях и достопримечательностях. Работая над ним, студенты разделились по интересам: кто-то сосредоточился на кодинге, кто-то занимался текстами, кто-то визуальной составляющей. «Так мы достроили нашу схему, она начала полноценно работать, — объясняет Сергей Нугаев, — то есть это проектное образование, не изучение ради изучения, а возможность сделать своими руками, причем в мультидисциплинарной команде». «Таким образом наша задача переходит из плоскости изучения HTML, CSS и JavaScript в развитие понимания студентами того, как делаются сайты, своего места в этой области, возможности примерить на себя разные роли, увидеть, что подходит, а что нет», — добавляет Александр Патлух.

О сайте Глазка написали многие издания и блогеры, даже вышел сюжет на телевидении. Такая публичность сказалась на жизни села — школа, в которой много лет назад заморозили строительство спортзала, нашла частного инвестора. Впрочем, для строительства спортзала средств все равно пока нет. 

«Мы поняли, что главная цель не образовательная — она жизненная: мы отвечаем ребятам на вопрос, как может быть, — продолжает Сергей. — Так, рядом с Глазком есть колледж РЖД, поступление в который считается венцом академических достижений местных подростков. Мы им рассказываем о том, что есть гораздо больше вариантов. И во время этого диалога также мы и себе, и широкой общественности показываем, как может быть — как может  быть по-другому. Потому что по большому счету эта история — про принятые общественные установки».

В следующих выездах «Кружок» продолжал обкатывать найденный формат. Так появились сайты марийской деревни Сардаял, Новороссийска, Гусь-Хрустального, Тарусы, дагестанского села Хрюг и других мест — на сегодня их набралось уже десяток. Все они сделаны по приблизительно одинаковой схеме с небольшими вариациями. Рассказы о месте делятся на несколько рубрик: история, люди, культура, школа, язык (например, марийский в Сардаяле, легзинский в селе Хрюг). «Спустя два года этот формат начинает себя исчерпывать, — признается Сергей, — мы понимаем, что не хватает более глубокой эмоции. А это очень важный элемент, который позволяет замкнуть связь между людьми из больших городов и малых мест. Когда возникает эмоция, напряжение, пробегает ток. Мы сейчас думаем, как, не теряя изначальных смыслов и посылов, выйти на новый уровень откровенности».

Впрочем, это уже происходит — сейчас «Кружок» не ограничивается исключительно созданием сайтов — стали приглашать в школы успешных в своих областях специалистов, умеющих и готовых преподавать. В 2019 году в проекте появились занятия по астрономии, музыке, архитектуре, урбанистике, журналистике.

Исследования мест через призмы различных областей позволяют рассказывать более глубоко проработанные и эмоционально затрагивающие истории, считают в «Кружке». 

Во всех новых дисциплинах работает тот же принцип: учить не навыкам, а показывать, внутреннюю кухню. «Например, в музыке мы не только изучаем Ableton (студийная программа для сведения и аранжировки музыки. — Прим. ред.), но рассказываем, как устроен музыкальный рынок», — говорит Александр.

Отдельное направление проекта — съемка фильмов о местах, в которые приезжают школы, которые не только и не столько документируют процесс обучения, сколько делают осязаемым дух места. На YouTube-канале «Кружка» опубликованы фильмы о Глазке, Тарусе, Сардаяле, селе Хрюг. В них запечатлена обычная жизнь их обитателей, которая для жителей больших городов действительно может стать открытием и первым знакомством с миром, где женщины носят воду на коромысле или где подростки вдохновенно танцуют лезгинку, а через пару часов болеют за любимую команду, напряженно следя за трансляцией Чемпионата мира по футболу.

В общении с подростками преподаватели «Кружка» избегают иерархии: без отчеств, только по имени, и обязательных обращений на «вы». Правда, иногда бывают исключения, причем со стороны учеников. Так, в селе Большая Коча один подросток в шутку предложил, чтобы его называли Николай Петрович и на «вы» — к его удивлению, преподаватели шутку поддержали. Николай Петрович сначала слегка смутился, а потом привык.

После школы

После окончания школы организаторы «Кружка» поддерживают коммуникацию с учениками в группе Вконтакте, общей для всех проектов, которая также связывает между собой подростков из разных регионов. «Они там рассказывают о локальных достижениях обсуждают ОГЭ, ЕГЭ, — продолжает Александр. — Недавно мы выделили тематические направления в их коммуникации и теперь собираем небольшие узконаправленные группы. В будущем собираемся привлекать в них экспертов по направлениям». 

Места силы: как помогают в новых условиях фонды местных сообществ

Если первые проекты «Кружок» искал и находил сам, то сейчас выбирают из поступающих заявок, которые приходят на почту hello@kruzhok.io. Основной критерий отбора — мотивационное письмо. «Нам важно, чтобы приглашающие нас люди разделяли наши ценности, — говорит Сергей. В «Кружке» таких местных энтузиастов, которые зачастую являются неформальными лидерами местного сообщества, называют проводниками. Это всегда люди, разделяющие ценности «Кружка»: свободный взгляд, такт и уважение к людям и месту. По окончании проекта общение с ними продолжается, уже не раз школы возвращались в места с новыми проектами. Так, в Вязьму вслед за школой создания сайтов приезжала школа музыки, а в Сардаял — школа журналистики. Также в Сардаяле летом 2018 года состоялся трехдневный фестиваль, организованный «Кружком» совместно с местными жителями. В программе были мастер-классы по открытию бизнеса в деревне, воркшопы по местной кулинарии, иллюстрации и звукозаписи, а также концерт группы СПБЧ. А на следующий год жители Сардаяла уже совершенно самостоятельно провели Всероссийский фестиваль финансовой грамотности, который принял несколько сотен гостей.

«Главное, что происходит с людьми, сложно описать — внутри сообщества появляется самостоятельность. Видя, что к ним приезжают, что они нужны, они вдруг понимают, оказывается, это может круто работать, давайте попробуем сделать что-то сами», — говорит Сергей.

Свою работу организаторы «Кружка» делят на «сезоны»: в первом они сделали десять выездов, во втором было шесть недельных школ и три короткие программы в Тобольске, Пущино и Железногорске, которые проходили в рамках более крупных образовательных проектов («Кружок» в них выступал в качестве партнера). В новом сезоне 2020 изначально планировалось  восемь школ: в рыбацкой деревне Взвад на озере Ильмень (школа по созданию сайтов), в Балтийске (музыка), Тарусе (современное искусство), Новороссийске (архитектура и урбанистика), Гусь-Хрустальном (журналистика), саратовском селе Лох (дизайн). Первая школа должна была начаться 23 марта, но уже за пару недель до поездки стало ясно, что провести ее не получится, так же как школу музыке в Балтийске, которая должна была состояться в середине апреле.

«И мы, и наши проводники ждём окончания карантина, чтобы открыть сезон, — говорит продюсер «Кружка» Рита Гооге. — Конечно, сидеть сложа руки нам не хотелось, и мы решили устроить серию онлайн-интервью с разными героями — нашими друзьями, преподавателями «Кружка», людьми, которые нас вдохновляют.

Возможность общения — важная часть нашего проекта, и сейчас, когда все сидят по домам, контакт особенно важен. В Zoom приходят и наши студенты из разных мест, и те, кто поддерживают проект, таким образом, создается специальное пространство, где деревня и большой город объединяются, чтобы поделиться опытом». 

Не только столицы: как создать сильный проект в малых районах

Уже прошло несколько онлайн-встреч. Директор школы в Сардаяле вместе с главным редактором Strelka Magazine Соней Эльтерман и редактором N+1 Игнатом Шестаковым обсудили профессии и пути карьерной самореализации. А музыканты Антон Маскелиаде, Сергей Дмитриев и Тимофей Токаренко, студент школы музыки («правильно его тоже назвать музыкантом», замечает Рита), говорили о творчестве и о том, как делать то, что любишь.

Сейчас разросшийся проект нуждается в финансовой поддержке — на покупку  билетов, проживание на местах, обслуживание сайтов, продюсирование и производство фильмов.

«Мы хотим быть не учителями конкретных дисциплин, а связующим звеном между регионами и большими городами, — говорит Сергей Нугаев. — Подростки здесь выступают медиаторами общения, вокруг них оно строится, но затрагивает всех: и нас самих, и людей, которые живут в отдаленных местах и каждый день делают огромный невидимый труд. Через нас о них узнает самая широкая аудитория — и получается, что образовательная история становится общественной».


 Поддержать «Кружок» можно на сайте проекта

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply