Изоляция по любви


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

До того, как началась пандемия, власти были непреклонны: чтобы расселить психоневрологические интернаты, нужны годы, а формат сопровождаемого проживания подходит далеко не каждому. А потом произошло невероятное: за считанные дни НКО смогли вывезти из интернатов десятки людей. Как теперь выглядит жизнь тех, кого удалось вывезти, и сотрудников НКО, которые организовали операцию «Эвакуация»? «Филантроп» поговорил об этом с петербургскими «Перспективами».  

«Очень хотим, чтобы для ребят это были домашние каникулы. И мы сами получаем от этой истории удовольствие», – говорит Евгения Куликова, сотрудница Центра дневного пребывания для детей с нарушениями развития. В обычное время детей здесь готовят к школе, чтобы и у них, и у их родителей была нормальная жизнь. Теперь здесь дом для молодых людей с отделения милосердия одного из петербургских ПНИ. 

Еще не так давно Евгения была волонтером «Перспектив» и приходила к этим ребятам в интернат. Она уверена, что в новых условиях они чувствуют себя гораздо лучше – больше улыбаются, смеются, идут на контакт. А ведь это люди с самыми тяжелыми и сложными нарушениями. 

Изначально Центр дневного пребывания представлял собой запущенное помещение без каких-либо удобств. Собрать средства на ремонт и привести его в порядок помогло вмешательство немецкого телеканала. Теперь в Центре все устроено так, чтобы было удобно и ребятам с нарушением развития, и людям, которые там работают. В коридоре могут спокойно разъехаться две коляски, есть душ, полы с подогревом, уютные комнаты с мягкими покрытиями, чтобы можно было спокойно сидеть и лежать на полу, маты, мягкие блоки, оборудование для ЛФК. 

В апреле помещения для занятий и отдыха за считанные дни превратились в жилые комнаты. 

Сотрудники «Перспектив» беспокоились, что переезд из ПНИ станет для ребят большим стрессом, ведь иногда они тяжело переносят даже перевод из палаты в палату, отказываются от еды и не могут нормально спать. Но, как оказалось, опасения были напрасными. 

«Только первые полтора-два дня были немного сумбурные, мы думали, кого где разместить, кому где уютнее, кому что больше нравится, – рассказывает Евгения. – Но сейчас мы входим в хорошую рутину, у нас появляются перерывы для спокойного отдыха, для того, чтобы посмеяться, подурачиться, повеселиться. Недавно мы даже устроили небольшую дискотеку. Один сотрудник привез с собой гитару, и у нас был музыкальный день». 

Распорядок дня более-менее такой же, как в ПНИ, только без давления: например, тем, кто любит поспать подольше, дают спокойно выспаться. Расписание составлено так, чтобы оставалось время для отдыха, импровизации и даже экспериментов – для новых игр и занятий, до которых раньше у педагогов и волонтеров не доходили руки. 

Один юноша в обычное время занимается по школьной программе, и сейчас будет продолжать учебу. Дистанционную программу для него уже прислали. «Школа есть школа. Будем консультироваться с педагогами, отлынивать не станем», – говорит Евгения.

Помимо постоянных сотрудников Центра дневного пребывания, сейчас в его работе задействованы и сотрудники других проектов «Перспектив». Общественным транспортом никто из них не пользуется – «Перспективы» организовали развозку и следят за тем, чтобы в остальное время контактирующие с ребятами находились дома. 

В Центре дневного пребывания, работу которого координирует Евгения Куликова, сейчас живут шесть человек из ПНИ. В дневное время с ними постоянно находятся четыре сотрудника. Двое сотрудников остаются на ночь. 

Всего площадок для эвакуированных из интернатов детей и взрослых у «Перспектив» пять – это и другие центры дневного пребывания, и квартиры сопровождаемого проживания. Вывести ребят из интернатов получилось в партнёрстве с Ассоциацией родителей детей-инвалидов ГАООРДИ и Центром «Антон тут рядом». Гаоорди самостоятельно сопровождают четырых ребят, а в квартире «Антон тут рядом» ребятами из ПНИ занимаются как сотрудники «Перспектив», так и сотрудники Центра. На квартирах они живут вахтовым методом по неделе – сначала одна смена, потом другая. И у себя дома тоже соблюдают жесткий режим самоизоляции. 

Первыми из интернатов вывезли тех, у кого самые серьезные проблемы со здоровьем, и тех, с кем у сотрудников «Перспектив» сложились хорошие отношения. Например, один ребенок из Павловского детского дома-интерната, который и раньше приезжал к сотруднице «Перспектив» в «домашний отпуск», сейчас живет у нее же. 

«Наш проект называется «Эвакуация», но мы хотим назвать его «Изоляция по любви», – говорит директор «Перспектив» по связям с общественностью Светлана Мамонова. – Нам очень важно обозначить парадокс, с которым мы столкнулись: для людей со всего мира самоизоляция сейчас – это каторга, а для наших ребят, которых наконец отдали из интернатов в квартиры, это счастье». 

Ресурсов организации сейчас требуется больше, чем обычно. «Перспективы» создали отдельный сайт (https://doma.perspektivy.ru/), где пишут обо всем, что сейчас необходимо – от памперсов до защитных средств. 

Работы у сотрудников и волонтеров тоже стало в разы больше.

В 20-х числах марта и без того закрытые учреждения окончательно закрыли для НКО из-за рисков распространения коронавируса. Тогда «Перспективы» предложили свою помощь городу – волонтеры стали доставлять продукты пожилым людям, людям с инвалидностью, стали больше помогать семьям, где живут люди с нарушениями развития. А в начале апреля вышли новые рекомендации Роспотребнадзора: НКО предложили вернуться в учреждения, несмотря на риски, связанные с коронавирусом. В ДДИ и ПНИ и без того ощущалась нехватка рук, сейчас же она чувствуется еще острее, чем обычно: многие сотрудники старше 65 лет и вынуждены соблюдать самоизоляцию. 

«Нашим ребятам без нас очень плохо, – говорит Светлана Мамонова. – Риск для людей, живущих в интернатах, представляет собой не только коронавирус, хотя все сейчас зациклены только на нем. На самом деле, риск умереть у наших ребят есть даже от банальной тоски. Эмоционально они очень завязаны на людей, и когда нет контакта, когда их никто не сопровождает, они не понимают, почему вдруг к ним перестали ходить, и угасают. Отсутствие постоянной вертикализации – когда человека вынимают из кровати и сажают – тоже может привести к пневмонии, только не вирусной, и к летальному исходу. Все это заставляет нас как можно скорее снова идти к нашим ребятам». 

Светлана считает, что нынешняя история с эвакуацией – своего рода социальный эксперимент: государство увидело, насколько опасны огромные учреждения, как быстро в них распространяются инфекционные заболевания. Увидели власть имущие и то, что НКО удалось за считанные дни вывезти из ДДИ и ПНИ множество людей. «Государство говорит, что на расселение интернатов уйдут десятилетия. Но мы сейчас показали, что для этого достаточно желания и буквально двух дней, – говорит Светлана. – Причем мы вывезли самых слабеньких ребят из отделения милосердия, и они адаптировались в новых условиях. Если не всем подходит сопровождаемое проживание, то почему тогда у нас получилось?»

Всего «Перспективы» совместно с ГАООРДИ и Центром «Антон тут рядом» вывезли из ДДИ и ПНИ 26 человек.

Когда и как закончится эта история, пока не знает никто. Сотрудники НКО, которые сейчас день и ночь проводят с ребятами, стараются не думать о будущем. «Очень хочется верить в чудо. Иначе очень грустно думать о том, что они вернутся обратно в ПНИ», – говорит Евгения Куликова. 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий