«Открой мне мир»: как родители создали ресурсный центр в Тюмени


Многие даже крупные благотворительные проекты родились из боли одного человека. И многие их них выросли в большие организации и центры притяжения, которые помогают молодым сообществам и организациям. «Филантроп» предлагает понаблюдать за рождением новых ресурсных центров в режиме реального времени. Возможно, их мотивация, смелость и внимательность станут источником вдохновения. 

Первый пример — тюменская благотворительная организация «Открой мне мир», которая помогает детям с аутизмом и их семьям. 

На фотографии изображен момент игры в фотосессию в тренировочной квартире, «Открытый мир», Тюмень

«Открой мне мир»

руководитель: Маргарита Суворова 

город: Тюмень 

год основания: 2012

деятельность: адаптация детей с аутизмом 

ресурс: обучение педагогов, маршрутизация детей с аутизмом 

Маргарита Суворова

О начале работы и системной помощи

«Мама обычного ребенка знает, куда поведет чадо, например, в три года или в семь лет. Мы, родители особенных детей, не понимали, почему для ребят с нарушениями развития нет условий, которые доступны обычным детям. Поначалу мы просто метались. Эта неопределенность свела нас вместе. Мы решили сами сделать то, что больше всего подойдет нашим детям.

В сфере проблем аутизма очень много родительских организаций, которые готовы делиться опытом. Именно они — двигатели в оказании профессиональной помощи. В самом начале через старших товарищей мы нашли специалистов и организовали учебные курсы по работе с детьми с аутизмом для наших специалистов. Если первые годы мы работали как любители, то сейчас коллектив состоит из шести человек, из которых четверо — специалисты, двое — родители детей с нарушениями развития, которые тоже стали профессионалами. Платных услуг мы не оказываем, но профессиональные педагоги получают зарплату, которую мы финансируем из грантов.

Не только столицы: как создать сильный проект в малых районах

Мы с самого начала были настроены на поиск системных решений. По каждой проблеме решили создавать рабочую группу из сотрудников школ, детских садов, представителей власти. Когда дело дошло до взаимодействия с государством, мы начали писать «дорожные карты» — предлагали конкретные решения. Сейчас видим, что все наши «карты» дали результат.

О достижениях

Самое серьезное наше достижение — разработка и внедрение маршрутизации детей с аутизмом. Это схема, по которой может двигаться родитель, как только появилось подозрение, что ребенку может быть поставлен диагноз «аутизм». Регион выделял большой объем помощи, но она была распределена между множеством учреждений.

Семья «кочевала» каждый месяц из одной клиники в другую. Ребенок не успевал привыкнуть к реабилитологу, лечение не давало результата. Мы добились того, что в течение года реабилитацией ребенка занимаются в одном учреждении.

Сейчас маршрутизацией могут пользоваться все 500 детей с аутизмом нашего региона. Теперь пытаемся сделать аналогичный проект для детей с ментальной инвалидностью. Их в регионе насчитывается более 3 тысяч человек, а в состоянии прединвалидности около 12 тысяч.

Еще один пример — внедрение тьюторского сопровождения для особых детей. Когда был принят новый закон об образовании, где введено это понятие, никто не знал, как его реализовать на практике. Местные школы ждали распоряжений, рассчитывая получить средства на развитие направления. Мы разработали систему обучения тьюторов и добились в департаменте образования региона выделения дополнительных ставок.

Места силы: как помогают в новых условиях фонды местных сообществ

О помощи семьям

Сейчас основа нашей деятельности — помощь семьям, в которых воспитываются дети с аутизмом. По мере развития проекта наши собственные дети стали подрастать, и мы поняли, что нужно решать вопрос с дневной занятостью. Мы даем практические навыки, а развлечения используем в качестве связки между основными занятиями.

Хотя мы углубились в решение проблемы дневной занятости, по-прежнему оказываем и раннюю помощь родителям с малышами. В 2019 году мы получили в безвозмездную аренду от губернатора области помещение, где помимо тренировочной квартиры разместили отделение ранней помощи.

Не буду скрывать: когда-то мы тоже хотели, чтобы кто-то просто взял и починил наших детей, но теперь понимаем, что внешняя помощь не совершит чуда. Необходима большая работа родителей.

О тренировочной квартире

В 2018 году мы организовали учебно-тренировочную квартиру для молодых людей с 12 до 25 лет. В трех комнатах работали три пары — подросток и тьютор.  В программе — пять тематических блоков, которые охватывают все стороны быта от составления меню, расчета затрат и похода в магазин до уборки квартиры, досуга и навыков коммуникации. В течение первого года работы квартиры  мы отрабатывали методику и обучили 18 подростков. Параллельно я защитила на эту тему диплом по психологии.

This slideshow requires JavaScript.

О помощи родителям

Сейчас мы не только обучаем педагогов тонкостям работы с детьми с аутизмом, но и консультируем родителей. Взрослые травмированы ситуацией, нуждаются в психологической помощи и поддержке. Чем теплее обстановка в семье, тем эффективнее реабилитация ребёнка.

Мы не стали прерывать учебный процесс и перевели его в онлайн — делаем прямые включения с видеоуроками по приготовлению пищи, спортивным занятиям и проведению досуга. Интересно, что сначала часть ребят, да и некоторые из родителей, взбунтовались против дистанционного формата. Очень хотели продолжать ходить в квартиру, но сейчас все полюбили  дистанционное обучение и с удовольствием смотрят обучающие ролики. Конечно, это дополнительная нагрузка для родителей. Если у детей плохо удерживается внимание, то родителю надо постоянно находиться рядом и помогать включаться своему ребёнку. Все ребята очень разные. У каждого «свой» аутизм. Кому-то надо больше поддержки, кому-то меньше.

У нас очень много планов, как у некоммерческой организации и как у родителей: реализация новых проектов, касающихся профориентации и адаптивной физической культуры для наших ребят. Готова к запуску профориентационная кофейня «Звездный кофе» и оборудован спортзал для занятий спортом.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply