«Карантин для нас стал чудом»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Карантин принес несколько позитивных изменений в нашу жизнь, одно из главных — возможность забрать детей из интернатов в семьи, чтобы снизить риск массового заражения в учреждениях. С начала апреля сотрудники и волонтеры фондов «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Дома с маяком», Центра лечебной педагогики и других некоммерческих организаций взяли детей в семьи.

Волонтер благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Рашель Азаматова забрала из московского детского дома 12-летнего Сашу. Рашель рассказала «Филантропу» свою историю наставничества и дружбы.

Рашель и Саша. Фото из личного архива

«Впервые я пошла на семинары фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» еще в 2013 году. Но тогда по окончании обучения я не стала волонтером: когда пошла к детям в больницу, начала плакать, все время жалеть их. Я поняла, что это не те эмоции, которые нужны детям, и таким образом я им точно не помогу. Было нелегко, но я признала, что не готова к волонтерству.

Мне понадобилось два года, чтобы вновь решиться попробовать свои силы в этом деле. И в 2015 я повторно прошла курс обучения в фонде и стала волонтером в больницах.

На этот раз я смогла справиться со своими эмоциями. Наверное, я просто осознала важность этого волонтерства: увидела, что детям в больницах действительно нужна помощь, и я не могу не оказывать ее. Мы кормили детей, меняли им памперсы, играли с ними. Я чувствовала, что это внимание бесценно для ребят: ведь даже просто взять на руки ребенка, только-только познающего мир, — это очень важно. С одним мальчиком в больнице, Сашей, у меня даже сложилась дружба, и я вскоре стала его наставником в рамках проекта фонда «1+1». 

Когда я узнала о рекомендации правительства забрать детей из интернатов на время карантина и о том, что фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» готов помогать в этом своим добровольцам, я сразу ухватилась за эту возможность. Раньше у меня в планах было усыновить ребенка, но обстоятельства не позволяли, а сейчас все складывается удачно: в карантин я работаю на «удаленке» и у меня достаточно свободного времени, чтобы проводить его с ребенком. 

Сначала, конечно, подумала о своем друге по проекту «1+1». Но Саше всего четыре года, и детское учреждение, в котором он живет, отказалось выпускать самых младших ребят (они создали безопасные условия для них, на время поселив сотрудников в самом интернате). И тогда мне рассказали про другого Сашу: ему 12 лет, и сейчас этому мальчику особенно нужна поддержка, потому что недавно его взяли в семью, но уже через неделю решили вернуть. И я согласилась забрать Сашу к себе на время карантина.


Дальше фактически всю работу взял на себя фонд. Мы оформлялись неделю, причем это была полноценная работа восемь часов в день: переговоры, сборы документов, проверки моего дома опекой… Все это было нелегко, и, если бы не сотрудники «Волонтеров в помощь детям-сиротам», думаю, это длилось бы намного дольше и не факт, что по итогам было бы принято положительное решение. 

Но с поддержкой фонда я справилась, и уже через неделю Саша стал жить со мной. Я сразу поняла, что 12-летний ребенок — это не 4-летний малыш: он уже сложившийся человек, со своим характером, и иногда непростым.

К тому же недавно он пережил нелегкое испытание с семьей волонтеров, которая общалась с ним, поэтому переезд ко мне стал для него огромным стрессом. И первую неделю он бессознательно вел себя агрессивно, будто защищался. Например, отказывался умываться, ложиться спасть, мог кидать и разбрасывать вещи…

В то время было очень нелегко. Несмотря на свой волонтерский опыт, я терялась, ведь проводить с ребенком несколько часов в неделю и быть с ним 24 часа в сутки – это совсем разные вещи. На тот момент меня очень поддержали психологи фонда – мы все время были на связи, ежедневно созванивались. Мне объяснили, что Саша очень коммуникабельный, ему все время не хватает общения, в этом и причина его активности, эмоциональности. 

«Кто, если не мы — молодые, здоровые, не находящиеся в группе риска?»: рассказы больничных волонтеров

И вскоре мы нашли общий язык, привыкли друг другу. Действительно, Саша эмоциональный, может обижаться, но он отходчивый, и мы быстро миримся. В какой-то момент Саша даже стал называть меня мамой, спрашивать, останется ли он у меня. В этой ситуации тоже помогли советы психологов фонда: я объяснила Саше, что я волонтер, его друг, и он живет у меня временно. 

Прошло уже полтора месяца нашего совместного проживания, и за это время у Саши много успехов. Я научила его пользоваться телефоном, компьютером – ему это очень нравится. Видны изменения в Саше: он стал свободнее внутри, теперь меньше боится всего вокруг. Стал менее «ершистым», более ласковым, открытым. Еще интересно, что раньше Саша не понимал, что такое выбор: например, я спрашиваю его, что он хочет съесть – он не знает, что отвечать, ведь раньше его о таком никогда не спрашивали. Этот момент Саше был интересен, и он быстро привык принимать такие решения и делать выбор. 

Вместе мы читаем, рисуем, играем в развивающие игры. Радует, что Саша самостоятелен, может побыть один и поиграть, пока я работаю. У нас уже появились свои «ритуалы»: например, ночью я всегда выключаю свет и жгу свечи. Саша просит ему тоже дать свечку, которую он зажигает сам. А по утрам любим вместе полежать перед тем, как идти завтракать. Саша всегда встает со своей кровати, приходит ко мне и обнимает.

Изоляция по любви

Конечно, мне нелегко: надо быть очень внимательной, чуткой к ребенку, понимать, что он чувствует, вставать на его место. Взять ребенка к себе, даже на время – это действительно ответственный шаг, и для него обязательно иметь волонтерский опыт, опыт контакта с такими детьми. Нужно запастись терпением, быть гибкой, а иногда надо быть строгой, настаивать на своем. Но, несмотря на все сложности, светлые моменты есть, и их много. И именно ради них стоит заниматься волонтерством. 

Что будет после, Саша пока не спрашивает. Но я знаю, что, когда карантин закончится, мы обязательно продолжим наше общение. Я буду ходить к Саше в ЦССВ и постараюсь оформить документы на гостевой режим, чтобы снова забирать его к себе домой.

Недавно меня зацепила фраза: «Ребенок, которого не обнимала его деревня, сожжет ее дотла, чтобы почувствовать тепло». Мне кажется, что сейчас – отличный момент для того, чтобы свершилось маленькое чудо: таким детям додали недостающее им тепло и, конечно, помогли им избежать заражения вирусом. И этот карантин стал для нас таким чудом».


Ребенок не может полноценно развиваться без индивидуального внимания и поддержки взрослого, который искренне в нем заинтересован. Проект «Быть рядом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»  помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома.

Поддержать работу фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий