Модный разговор: жители ПНИ на страницах глянцевого журнала


Журнал «Домашний Очаг» в январе опубликовал фэшн-съемку с бывшими жителями психоневрологических интернатов — подопечными благотворительного фонда «Жизненный путь». Профессиональная фотосессия стала поводом поговорить о том, как меняется современная мода и как эксклюзивный фэшн обращается к инклюзии. Герои и авторы съемки рассказали «Филантропу», как современная мода и глянцевая журналистика продвигают тему инклюзии и равных возможностей для всех.

О съемке

Герои съемки — четыре человека, которые значительную часть жизнь провели в очень закрытых учреждениях — психоневрологических интернатах, ПНИ. Также в фотосессии приняли участие волонтеры фонда «Жизненный путь», который создает поддерживающие проекты для взрослых людей с ментальными особенностями. В прошлом году, отчасти благодаря пандемии и карантину, у некоторых подопечных фонда появилась возможность переехать из ПНИ «на свободу» — в квартиры сопровождаемого проживания и «выйти на свободу». Сейчас у них абсолютно другая жизнь — работа, учеба, встречи с друзьями и другие обязанности простых взрослых людей. И даже возможность сняться для глянцевого журнала.

Съемочная команда команда — известный фотограф Владимир Аверин и модные стилистки, снявшие не одну звезду для глянца, – Ира Головко, Полина Нагорных и ее ассистентка Марго Бузова. В съемке также приняла участие главный редактор журнала «Домашний очаг» Наталья Родикова.

This slideshow requires JavaScript.

«Именно глянец продвигает инклюзию» 

Наталья Родикова, главный редактор журнала «Домашний Очаг», волонтер фонда «Жизненный путь» 

«Отношение глянца к инклюзии, конечно же, меняется, и я бы даже больше сказала: именно глянец часто первым продвигает инклюзию, это если мы говорим о каком-то передовом модном глянце.

Те издания, что пишут о моде, об искусстве, первыми считывают тренды в обществе и первыми этот новый, свежий взгляд на мир продают. Они ищут эксклюзивность, а инклюзия сегодня это и есть новая эксклюзивность.

Первыми поставить на обложку человека «немодельного» возраста, внешности, цвета кожи, девушку с витилиго, мужчину в женской одежде, трансгендерного человека. Прямо сейчас всех бомбит от обложек британского Cosmpolitan — с крупными женщинами (хотя Cosmo уже ставил на обложку плюс-сайз модель Тесс Холидей, но впервые рядом слоган — «Это здорово» (This is healthy — примечание редакции).

«Домашний очаг» — хоть и не журнал о моде, но мы тоже хотим говорить о новом и показывать новые стороны жизни и «топить» за правильные ценности. На наших обложках вместе со звездами были мама ребенка с РАС и девушка, пережившая рак груди. Аудитория воспринимает это с интересом. Но кроме аудитории есть еще и рекламодатели, от которых социальная повестка тоже зависит в колоссальной степени.

В истории глянца рекламодатели были как теми, кто смело экспериментировал и продвигал самые революционные идеи и заставлял об этих идеях говорить весь мир, так и теми, кто блокировал свои рекламные кампании в выпусках, обложки и темы которых казались им слишком неформатными.

Что я вижу сейчас? Огромный интерес рекламодателей к новым непривычным темам. На этой неделе коллеги и рекламные агентства трижды просили меня рекомендовать актрис-феминисток и звезд, которые занимаются социальными проектами. Это круто.

This slideshow requires JavaScript.

Что касается фотосессии с ребятами из ПНИ, эта идея пришла в голову отнюдь не редакции журнала, а сотрудницам фонда «Жизненный путь», где я волонтерю. Мы дружим, любим друг друга, любим наших ребят, восхищаемся постоянно ими, и это восхищение естественным образом однажды превратилось в идею — а почему нет? Почему нельзя снять их в модной съемке? Господи, да они же такие красивые! Девушки поговорили с ребятами — те согласились с энтузиазмом. Съемку мы провели не для печатного журнала, а для сайта – мы сразу это так планировали, не хотели ограничивать себя в формате, хотели экспериментировать. Мне кажется, у нас получилось очень круто, было много восторженных отзывов. Комментариев на сайте не было, но просмотров было много.

Про благотворительность «Домашний очаг» пишет столько лет, сейчас это настолько большая и естественная часть нашего контента, что читатели, наверное, и не воспринимают ее как благотворительную — просто про жизнь.

Мы давно ставим на обложки звезд, которые занимаются крутыми социальными проектами и рассказываем про эти проекты и не стесняемся на обложки выносить слоганы этих проектов, мы много лет пишем про хосписы, про людей с инвалидностью, про приемных родителей, про  инклюзию, про насилие, про сложные заболевания и сложные ситуации, с которыми сталкиваются семьи. Да, в последние пару лет на сайте очевидный рост трафика на социальных историях. И потому что НКО, которые занимаются этой проблематикой, прилично «раскачали» тему в обществе, и потому что мы (в принципе СМИ) научились эти истории рассказывать так, что их хочется читать. У нас есть даже отдельный поток контента, который нам пишут сами НКО — мы можем вместе проработать тему, утвердить героя, они находят про-боно журналиста и делают классную историю, а у нас ее круто читают.

Больше года у нас в топе просмотров история про мальчика, рожденного в ПНИ, которого вяла под опеку приемная семья, которая не теряет с родителями мальчика связи. Десятки тысяч просмотров собирает история про девочку со spina bifida, которую прооперировали еще в утробе матери. И так далее. Мы очень заинтересованы в таком контенте — интересная история человека, через которую видна проблематика в целом, история, которая заставляет увидеть новые стороны жизни, просвещает, расширяет кругозор, помогает собирать пожертвования — это здорово для всех».

Фото Владимир Аверин

«Свобода, красота и стиль доступны каждому. Во всяком случае должны быть доступны»

Марина Быкова, проектный директор БФ «Жизненный путь»:

«Мода — такая штука, которую можно концептуализировать очень по-разному: как некоторое отражение преобладающих в обществе представлений о прекрасном, или, наоборот, диктат чужой воли, с которым стоит бороться; индустрию, дающую каждой/каждому возможность выразить себя или, наоборот, машину подавления индивидуальности. Но мода — это то, что нас объединяет, это общественный диалог, в котором каждый человек принимает участие, даже (или, может быть, особенно) тем, что демонстративно моды избегает.

Своим проектом, в котором люди, большую часть жизни из общественного разговора исключенные, поучаствовали в качестве моделей, мы хотели сказать как раз это: всем людям должно быть доступно участие, или, если хотите, со-участие. В том числе и в репрезентации в том, что мы называем модой.

Мы не специалисты по фэшн, у нас не было задачи прокомментировать последние тренды сезона, мы не социальные философы, чтобы тонко полемизировать с диктатурой моды как общественного дискурса. Мы — просто люди, чьи друзья очень долго были закрыты от мира, и мы хотели показать, что свобода, красота и стиль доступны каждому. Или, во всяком случае, должны быть».

Кирилл Смирнов и другие участники съемки. Фото Владимир Аверин

Кирилл Смирнов, волонтер фонда «Жизненный путь»: 

«Ребята раскрылись с новой стороны, при этом сохранив свою индивидуальность: Дима — задумчивую сосредоточенность, Света — неугасимое озорство, Нина — кокетливую грацию. Но главным для меня стало ощущение, которое создавал безупречный свет морозного утра, напоминавший мне о том, какой я счастливый, что, пусть и несколько неловко, но хоть как-то в этом участвую».

Наталья Кафтанова. Фото Владимир Аверин

Наталья Кафтанова, подопечная фонда «Жизненный путь»

«Впечатления остались самые позитивные, в том числе от атмосферы на съемках, общения со стилистами и сотрудниками фонда, первый раз в жизни принимала участие в такой профессиональной съемке с профи стилистами, было очень интересно и необычно почувствовать себя моделью, попытаться обыграть свой образ. Остались прекрасные воспоминания и классные фотки на память, которые понравились мне и моим близким. И еще я получила много полезных советов от стилистов, которые мне обязательно пригодятся в жизни».

Прочитать истории героев и посмотреть все фотографии проекта можно на сайте «Домашнего Очага».

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply