Модный разговор: жители ПНИ на страницах глянцевого журнала


Журнал «Домашний Очаг» в январе опубликовал фэшн-съемку с бывшими жителями психоневрологических интернатов — подопечными благотворительного фонда «Жизненный путь». Профессиональная фотосессия стала поводом поговорить о том, как меняется современная мода и как эксклюзивный фэшн обращается к инклюзии. Герои и авторы съемки рассказали «Филантропу», как современная мода и глянцевая журналистика продвигают тему инклюзии и равных возможностей для всех.

О съемке

Герои съемки — четыре человека, которые значительную часть жизнь провели в очень закрытых учреждениях — психоневрологических интернатах, ПНИ. Также в фотосессии приняли участие волонтеры фонда «Жизненный путь», который создает поддерживающие проекты для взрослых людей с ментальными особенностями. В прошлом году, отчасти благодаря пандемии и карантину, у некоторых подопечных фонда появилась возможность переехать из ПНИ «на свободу» — в квартиры сопровождаемого проживания и «выйти на свободу». Сейчас у них абсолютно другая жизнь — работа, учеба, встречи с друзьями и другие обязанности простых взрослых людей. И даже возможность сняться для глянцевого журнала.

Съемочная команда команда — известный фотограф Владимир Аверин и модные стилистки, снявшие не одну звезду для глянца, – Ира Головко, Полина Нагорных и ее ассистентка Марго Бузова. В съемке также приняла участие главный редактор журнала «Домашний очаг» Наталья Родикова.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Именно глянец продвигает инклюзию» 

Наталья Родикова, главный редактор журнала «Домашний Очаг», волонтер фонда «Жизненный путь» 

«Отношение глянца к инклюзии, конечно же, меняется, и я бы даже больше сказала: именно глянец часто первым продвигает инклюзию, это если мы говорим о каком-то передовом модном глянце.

Те издания, что пишут о моде, об искусстве, первыми считывают тренды в обществе и первыми этот новый, свежий взгляд на мир продают. Они ищут эксклюзивность, а инклюзия сегодня это и есть новая эксклюзивность.

Первыми поставить на обложку человека «немодельного» возраста, внешности, цвета кожи, девушку с витилиго, мужчину в женской одежде, трансгендерного человека. Прямо сейчас всех бомбит от обложек британского Cosmpolitan — с крупными женщинами (хотя Cosmo уже ставил на обложку плюс-сайз модель Тесс Холидей, но впервые рядом слоган — «Это здорово» (This is healthy — примечание редакции).

«Домашний очаг» — хоть и не журнал о моде, но мы тоже хотим говорить о новом и показывать новые стороны жизни и «топить» за правильные ценности. На наших обложках вместе со звездами были мама ребенка с РАС и девушка, пережившая рак груди. Аудитория воспринимает это с интересом. Но кроме аудитории есть еще и рекламодатели, от которых социальная повестка тоже зависит в колоссальной степени.

В истории глянца рекламодатели были как теми, кто смело экспериментировал и продвигал самые революционные идеи и заставлял об этих идеях говорить весь мир, так и теми, кто блокировал свои рекламные кампании в выпусках, обложки и темы которых казались им слишком неформатными.

Что я вижу сейчас? Огромный интерес рекламодателей к новым непривычным темам. На этой неделе коллеги и рекламные агентства трижды просили меня рекомендовать актрис-феминисток и звезд, которые занимаются социальными проектами. Это круто.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что касается фотосессии с ребятами из ПНИ, эта идея пришла в голову отнюдь не редакции журнала, а сотрудницам фонда «Жизненный путь», где я волонтерю. Мы дружим, любим друг друга, любим наших ребят, восхищаемся постоянно ими, и это восхищение естественным образом однажды превратилось в идею — а почему нет? Почему нельзя снять их в модной съемке? Господи, да они же такие красивые! Девушки поговорили с ребятами — те согласились с энтузиазмом. Съемку мы провели не для печатного журнала, а для сайта – мы сразу это так планировали, не хотели ограничивать себя в формате, хотели экспериментировать. Мне кажется, у нас получилось очень круто, было много восторженных отзывов. Комментариев на сайте не было, но просмотров было много.

Про благотворительность «Домашний очаг» пишет столько лет, сейчас это настолько большая и естественная часть нашего контента, что читатели, наверное, и не воспринимают ее как благотворительную — просто про жизнь.

Мы давно ставим на обложки звезд, которые занимаются крутыми социальными проектами и рассказываем про эти проекты и не стесняемся на обложки выносить слоганы этих проектов, мы много лет пишем про хосписы, про людей с инвалидностью, про приемных родителей, про  инклюзию, про насилие, про сложные заболевания и сложные ситуации, с которыми сталкиваются семьи. Да, в последние пару лет на сайте очевидный рост трафика на социальных историях. И потому что НКО, которые занимаются этой проблематикой, прилично «раскачали» тему в обществе, и потому что мы (в принципе СМИ) научились эти истории рассказывать так, что их хочется читать. У нас есть даже отдельный поток контента, который нам пишут сами НКО — мы можем вместе проработать тему, утвердить героя, они находят про-боно журналиста и делают классную историю, а у нас ее круто читают.

Больше года у нас в топе просмотров история про мальчика, рожденного в ПНИ, которого вяла под опеку приемная семья, которая не теряет с родителями мальчика связи. Десятки тысяч просмотров собирает история про девочку со spina bifida, которую прооперировали еще в утробе матери. И так далее. Мы очень заинтересованы в таком контенте — интересная история человека, через которую видна проблематика в целом, история, которая заставляет увидеть новые стороны жизни, просвещает, расширяет кругозор, помогает собирать пожертвования — это здорово для всех».

Фото Владимир Аверин

«Свобода, красота и стиль доступны каждому. Во всяком случае должны быть доступны»

Марина Быкова, проектный директор БФ «Жизненный путь»:

«Мода — такая штука, которую можно концептуализировать очень по-разному: как некоторое отражение преобладающих в обществе представлений о прекрасном, или, наоборот, диктат чужой воли, с которым стоит бороться; индустрию, дающую каждой/каждому возможность выразить себя или, наоборот, машину подавления индивидуальности. Но мода — это то, что нас объединяет, это общественный диалог, в котором каждый человек принимает участие, даже (или, может быть, особенно) тем, что демонстративно моды избегает.

Своим проектом, в котором люди, большую часть жизни из общественного разговора исключенные, поучаствовали в качестве моделей, мы хотели сказать как раз это: всем людям должно быть доступно участие, или, если хотите, со-участие. В том числе и в репрезентации в том, что мы называем модой.

Мы не специалисты по фэшн, у нас не было задачи прокомментировать последние тренды сезона, мы не социальные философы, чтобы тонко полемизировать с диктатурой моды как общественного дискурса. Мы — просто люди, чьи друзья очень долго были закрыты от мира, и мы хотели показать, что свобода, красота и стиль доступны каждому. Или, во всяком случае, должны быть».

Кирилл Смирнов и другие участники съемки. Фото Владимир Аверин

Кирилл Смирнов, волонтер фонда «Жизненный путь»: 

«Ребята раскрылись с новой стороны, при этом сохранив свою индивидуальность: Дима — задумчивую сосредоточенность, Света — неугасимое озорство, Нина — кокетливую грацию. Но главным для меня стало ощущение, которое создавал безупречный свет морозного утра, напоминавший мне о том, какой я счастливый, что, пусть и несколько неловко, но хоть как-то в этом участвую».

Наталья Кафтанова. Фото Владимир Аверин

Наталья Кафтанова, подопечная фонда «Жизненный путь»

«Впечатления остались самые позитивные, в том числе от атмосферы на съемках, общения со стилистами и сотрудниками фонда, первый раз в жизни принимала участие в такой профессиональной съемке с профи стилистами, было очень интересно и необычно почувствовать себя моделью, попытаться обыграть свой образ. Остались прекрасные воспоминания и классные фотки на память, которые понравились мне и моим близким. И еще я получила много полезных советов от стилистов, которые мне обязательно пригодятся в жизни».

Прочитать истории героев и посмотреть все фотографии проекта можно на сайте «Домашнего Очага».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий