Ему видней: как киностудия «Жираф» развивает социальное кино


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Детская социальная киностудия «Жираф» начала работу на фестивале экологических фильмов 10 лет назад, а сейчас это масштабный проект, который ведет онлайн- и офлайн занятия для детей, в том числе с нарушениями слуха. «Жираф» объединяет творческую мастерскую, киношколу и инклюзивную школу «Звуки-знаки», в рамках которой создается цикл образовательных проектов, объединенных общим слоганом и названием «Вижу смысл». За это время проект стал номинантом и победителем различных премий, выиграл 5 грантов.

История киностудии «Жираф» — в материале «Филантропа».

Ольга Шульгина. Фото предоставлено пресс-службой

«Зеленый взгляд»

В 2008 году журналист и режиссер Ольга Шульгина работала на популярном петербургском «Пятом канале», который переживал тогда кризис вместе со всей страной. Подруга Ольги Любовь Минина организовывала экологический фестиваль «Зеленый взгляд» и пригласила  Ольгу поработать на нем волонтером. На фестиваль присылали фильмы, в том числе снятые детьми, они были очень сырые, на уровне домашнего видео, но с разнообразными яркими идеями. Включить в программу их было невозможно, все фестивальные ленты, включая детскую программу, были сняты профессиональными режиссерами, даже номинации для фильмов, сделанных детьми, не было. Но тем, кто работал на фестивале, стало ясно: детей надо обязательно учить снимать кино.

«Года через два мы попробовали собрать первые группы школьников, чтобы обучить азам киноискусства, — вспоминает Ольга. — Мы провели творческий конкурс в школах, дети писали истории, а мы выбирали самые оригинальные идеи, которые потом помогали снимать. Это были первые ростки, из которых выросла киностудия «Жираф». Мы вышли на первую съемку с ребятами, зафиксировали дату — это было 10 октября 2010 года! Три десятки — крутая цифра, а значит, у нас обязательно получится что-то очень хорошее…»

В начале делали только экологическое кино — в основном это были семейные истории, обращенные к детям и родителям. О том, что нужно не загрязнять окружающую среду, разделять бытовые отходы, пользоваться авоськами или экосумками вместо полиэтиленовых пакетов…

Среди фильмов и волшебные сказки, и фильмы ужасов с различными монстрами, и ролики социальной рекламы, и мелодрамы, например, о том, как юноша спасает русалку из грязной воды. Дети сами делали небольшие экологические исследования и снимали о них репортажи.

Несколько лет «Жираф» сотрудничал  со своим «отцом-основателем» — «Зеленым взглядом». В 2012 году на фестивальные показы пришли воспитанники Интерната №1  для глухих детей — посмотреть программу о природе.

То, что они видели на экране, было им понятно и близко даже без жестового перевода — цветы, насекомые, животные… Ребята узнали, что есть такая студия «Жираф, которая учит детей снимать кино, и тоже захотели учиться.

«Мы сказали: «Давайте!» — продолжает Ольга. — Только специфики работы с неслышащими мы тогда не знали. Закипела очень кропотливая работа, мы искали подходы к нашим необычным ученикам, осваивали эту новую для нас вселенную. За четыре года сняли три фильма и один клип на жестовую песню — гимн нашего фестиваля «Зеленый взгляд». Наш первый фильм с участием неслышащих ребят победил на детской программе кинофестиваля «Кино без барьеров». С того момента все наши значимые проекты были связаны с детьми с нарушениями слуха, и чем больше мы погружались в эту историю, тем большее количество проблем замечали… Это не могло оставить нас равнодушными».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Вижу смысл»

Первое потрясение у команды «Жирафа» возникло от того, что у этих детей мизерный словарный запас. Ученики 5-6 класса —  почти подростки, а их лексикон сильно отстает от лексикона слышащих сверстников. Даже владея в совершенстве жестовым языком, непросто постичь то, что нельзя потрогать. Предметы не вызывают вопросов — они видят чашку и знают, что это чашка. А вот некоторые действия и абстрактные понятия им недоступны, образное мышление развивается по-другому. Чтобы объяснить трехлетнему ребенку с проблемами слуха, что значит «принеси книгу», мама 50 раз показывает и сама приносит, чтобы закрепить действие в памяти.

Как-то раз в «Жирафе» снимали фильм про уличных хулиганов. По сюжету возникли мусорные монстры, которые появились из разбросанного мусора и напугали хулиганов, те убежали, но на следующий день вернулись, чтобы убрать за собой.

Ольга пыталась объяснить актерам — вы же боитесь идти на полянку, значит, вам надо идти крадучись. Но как объяснить слово крадучись, если они не знают его смысла? Пришлось красться самой… Однако весь сюжет невозможно показывать в действиях, иначе работа затянется надолго.

Как же наиболее кратко и точно рассказать о речевых тонкостях? Конечно же, с помощью самого динамичного на свете языка кино! Так родилась идея обучающего сериала  «Вижу смысл», который в итоге стал основным продуктом «Жирафа». Киностудия стала снимать видео, которое раскрывает для неслышащих ребят смыслы многих понятий. В первую очередь запрос был от педагогов разных школ для неслышащих — объяснить им фразеологические обороты, пословицы и поговорки, устаревшие и непонятные выражения из произведений школьной программы.

На сегодняшний день отснято и озвучено уже 57  серий, еще 6 остаются в работе. Съемки еще трех серий ожидаются в марте. Фильмы разные по хронометражу, в среднем от двух до 7 минут. Сериал инклюзивный, в нем играют профессиональные актеры, в том числе с нарушениями слуха, но все говорят на жестовом языке (слышащим актерам иногда приходится заучивать жесты в процессе съемок). Например, актриса Екатерина Мигицко, владеющая жестовым языком, играет в паре с популярным актером-мимом Сергеем Синодовым — он специально приезжает на съемки из Москвы.

Это лаконичные, остроумные и очень жизненные ситуации и диалоги, возникающие в классе, на концерте, в магазине, на автобусной остановке… Ведь наша речь пестрит фразеологическими оборотами, хотя мы не всегда это замечаем. К примеру, группа людей ждет автобус. Оказывается, расписание старое, автобус давно не ходит. Но вдруг появляется молодой человек, водитель машины, и предлагает всех подвезти.

«Вы для нас, как манна небесная», — говорит один из пассажиров. Остальные не понимают — что это за манна такая? «Не поняли? Сейчас я вам все объясню», — отвечает парень.

И вот на экране уже Древний Египет, иудеи в длинных одеяниях, бредущие по пустыне, Моисей, молящийся за своих соплеменников, и белые пушинки манны на камнях — дар небес… Красиво, живописно и очень доходчиво!

Также наглядно и доступно объясняются выражения к сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», буквально пересыпанной самоцветами фразеологизмов. Два актера читают сказку вдвоем и попутно выясняют, почему старуха «забранила» старика, что такое «ступай» и почему старик «простофиля». Подробно разбираются на экране рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», другие библейские выражения — «метать бисер перед свиньями», «внести свою лепту», «зарыть талант в землю». Недавние фильмы посвящены пословицам и поговоркам, о которых просят педагоги. Они присылают на киностудию список, а кинематографисты отбирают то, что проще воплотить на экране.

Так для сотен детей, от природы лишенных слуха, открываются языковые кладовые, лучше улавливаются сочность юмора и богатый колорит речевых красок.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Звуки-Знаки»

«Мы существуем благодаря помощи Фонда президентских грантов,  иначе не смогли бы развиваться, — говорит Ольга Шульгина. — Это позволило нам не искать заработок в других местах, а уделять львиную долю времени и внимания проекту».

За это время организаторы открыли инклюзивную подростковую киношколу «Звуки-Знаки», сейчас в ней учатся 40 учеников, примерно половина из них — ребята с разной степенью нарушений слуха. Они занимаются актерским мастерством с лучшими преподавателями, осваивают новую профессию. Тут учатся и дети с нарушением слуха из школы-интерната №31 Невского района, Юкковской школы-интерната, школы-интерната №20 Петроградского района, Интерната № 1 Выборгского района и слышащие дети из разных школ Петербурга… Студия уже перешла на новый этап — не только взрослые актеры создают ролики-«объяснялки» для детей, но и сами дети выходят на съемочную площадку и играют для своих сверстников. Они учатся сами и одновременно обучают других. В процессе озвучивания слышащие участники съемочного процесса говорят за себя и за тех, кто не слышит.

В «Жирафе» стараются озвучивать все фильмы — ведь целевая аудитория  киностудии расширяется, и детям с различными проблемами слуха важно работать над речевой памятью. Звуковое кино также полезно смотреть и маленьким пациентам с кохлеарной имплантацией — ведь во время долгой реабилитации им надо учиться распознавать звуки и складывать в мозге новую картину мира.

Любая продукция «Жирафа» адаптируется для людей с нарушениями слуха: так, законченный нынешним летом 4-серийный проект «Собаки Победы», о подвигах кинологов и профессиях собак во время войны, будет оснащен сурдопереводом. Его обязательно посмотрят ученики из школ для детей с нарушением слуха не только в Санкт-Петербурге и области, но и в других городах страны. Развивающее видео «Жирафа» отправляется по 60 школьным адресам.

В период пандемии 2020 года в студии поняли, что большинство детей из их аудитории лишились возможности понимать педагогов, который должен был носить медицинскую маску. Использование маски во время урока сводит к нулю эффективность работы педагога, так как ученики считывают эмоции на лице и многие читают по губам. Так появилась идея делать и отправлять в школы сурдомаски со специальным прозрачным окошечком. В начале пандемии самые первые кустарные модели сурдомасок делались из обложек для книг… Но в «Жирафе» изучили и обобщили мировой опыт, подключили дружественных дизайнеров и технологов и сделали сурдомаски с окошком из прозрачного гибкого стекла, чтобы в нем были видны губы.

Часть средств на это были потрачены после согласования с Фондом президентских грантов,  нашлись и другие спонсоры, помогла Почта России. Все 60 школ для неслышащих и слабослышащих детей, с которыми сотрудничает киностудия, получили необходимое количество масок.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Жираф» яркий и большой

Случайных людей на киностудии нет — многие приходят волонтерами, потом остаются работать. Например, Полина Дерендяева отличилась как дисциплинированный и ответственный волонтер на «Зеленом взгляде», попробовала себя в профессии — учится PR и рекламе. И уже второй год работает в «Жирафе» по специальности. С первого дня в проекте Евгений Гончарук — оператор-постановщик проекта, коллега Ольги еще по «Пятому каналу». Простота и красота изображения в фильмах студии — его заслуга. С креативным продюсером Натальей Лазаревой тоже вместе работали на «Пятом канале», потом сотрудничали в рамках разовых проектов.

Ольга может про каждого сотрудника целую историю рассказать. Педагог по актерскому мастерству Анна Глазовская специально выучила жестовый язык, чтобы работать с  детьми. А самое любимое время всего «Жирафа» — это съемки. Тогда собирается вся команда, и начинается настоящий праздник: вместе все придумывают, справляются со сложностями.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Мы все очень любим наших юных актеров, — рассказывает Ольга Шульгина. — Поначалу работать с неслышащими было не так просто, например, тяжело собрать единую команду — каждый сам в себе. Иногда они стесняются общаться со слышащими детьми, проявлять себя на публике. Каждая съемка проходит долго: новичкам, которые впервые на площадке, нужно все рассказать подробно — что такое съемочный павильон, световые приборы, камера, что делает оператор. После того, как снят эпизод, мы все смотрим его на мониторе и проводим «разбор полетов» — кто посмотрел в камеру, а кто отвернулся, надо ли переснять дубль.

Человеку с нарушениями слуха трудно понимать абстрактные объяснения, ему надо конкретно показать, что не так. Съемочная площадка для них — это та среда, где можно получить навыки в процессе игры, раскрепоститься, социализироваться.

На съемках они видят работу костюмера, гримера, девочки помогают отпарить костюмы, ребята — принести и поставить декорации, убрать их после репетиции. Так на практике они знакомятся со многими профессиями.

У слабо слышащих актеров есть одно преимущество: если они поняли  актерскую задачу до конца и перестали стесняться, то результат получается на отлично — потому что у них более развита мимика, они могут ярче и крупнее показать на лицах эмоции.  Ежедневно во время съемок может совершаться множество маленьких чудес и открытий. Например, был мальчик, назовем его Саша, которому сложно давались занятия на воображение.

«На уроках актерского мастерства мы даем им какой-нибудь предмет, например, подушку, и говорим: представьте себе, что у вас в руках не подушка, а что-то другое, — вспоминает Ольга. — И все уже поняли, что нужно делать — один качает подушку, как младенца, другой ведет ее за собой на веревочке, как собачонку, третий приладил на спину на манер рюкзака. А у Саши никак не получается.  На что похож предмет? На подушку. И вдруг он взял высокий табурет, поставил на него подушку треугольником и встал в позу скрипача. Он вообразил пюпитр! И так раскрылся, так эмоционально и трогательно сыграл свою крошечную роль, что я слез не могла сдержать».

Был и еще один строптивый подросток по имени Дима, которому в обычной школе пришлось занимался индивидуально, поскольку он не успевал по нескольким предметам, отвлекал одноклассников. Киношкола ему нравилась, но на съемках иногда делалось больше 50 дублей — и все из-за Димы. То не поймет задачу, то партнер не нравится, то со сценарием не согласен… Все от него устали. Но этим летом он снялся в главной роли. Прорыв произошел после того, как на съемку пригласили Сергея Синодова. Актер не только известен как мим, но и преподает в Российской государственной специализированной Академии искусств. Сергей стал живым примером для многих детей с нарушениями слуха, в том числе для Димы.

Сейчас «Жираф» работает и как продакшн-студия, в том числе снимает фильмы по заказам от НКО, — например, уже готовы шесть роликов по интернет-безопасности по заказу Центра психологичского развития «Архитектура будущего», видеоуроки по проектной деятельности для Российского движения школьников. Часто НКО получают гранты, по условиям которых нужно снять видео, и обращаются за помощью в киностудию «Жираф». Не только потому, что жираф «очень яркий, необычный и похож на камеру на штативе», как говорят ученики студии. У него еще и много ярких идей.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий