Горячая линия: как добровольцы предотвращают и тушат пожары в Бурятии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В природе всего три причины возникновения пожаров — молнии во время сухой грозы, падающие метеориты и извергающиеся вулканы. Все остальное — дело рук человека. Брошенные окурки, искры, сыплющиеся из неисправного глушителя, донышко бутылки, которое может, как линза, собрать пучок солнечных лучей и поджечь сухую траву. От травяного пала могут загореться леса и торфяники — и это уже реальная опасность для жизни и здоровья людей. В Бурятии тушением и профилактикой пожаров вместе с государственными службами занимается единственная некоммерческая организация — АНО «Добровольческий корпус Байкала». Как она появилась и чего успела добиться — в материале «Филантропа».

Грязная и мокрая работа

В августе 2015 года Бурятия задыхалась от дыма лесных пожаров. Государственные службы не справлялись, нужна была помощь добровольцев. За их поиск и координацию взялись трое – недавно уволившийся из администрации Улан-Удэ Андрей Бородин, строитель и бизнесмен Солбон Санжиев и основатель проекта «Большая Байкальская тропа» Андрей Сукнев. К концу сентября пожары наконец потушили – помогла холодная и дождливая погода. Но к тому времени возникла новая задача — разобраться с торфяниками Кабанского района. Они горели, источая едкий дым, много лет подряд, и никто не мог ничего с этим поделать. В ноябре 2015 года была зарегистрирована некоммерческая организация «Добровольческий корпус Байкала». Ее командиром стал Андрей Бородин, а начальником штаба – Солбон Санжиев. 

Почти все торфяные пожары в Кабанском районе происходили на территории полузаброшенного советского сельхозобъекта – Кабанской осушительно-оросительной системы. Тушить пожары волонтеров ДКБ учил «Гринпис». «Мы ставим мотопомпы, протягиваем пожарные рукава. По ним подается вода, которой заливаются ямы с торфом. Лопатами это все перемешивается до состояния жидкого теста без комочков. Так что тушение торфяников – это грязная и мокрая работа. Домой приезжаешь весь пропахший дымом, уставший», – объясняет заместитель командира Екатерина Грудинина.

Торфяники на Кабанской ООС волонтеры тушили четыре года с весны до осени почти каждые выходные и добились полного отсутствия очагов. В 2019 году жители района наконец смогли вздохнуть спокойно. 

Сохранять воздух чистым помог еще и профилактический проект «Байкальский патруль». На майские праздники волонтеры ДКБ организовали мобильный пост на Кабанской ООС: мониторили территорию, тушили возгорания, объясняли местным жителям, которые собирались на шашлыки или на охоту, что надо быть осторожнее. В 2020 году из этого проекта вырос «Сибирский патруль», получивший поддержку Фонда президентских грантов. Его средства идут не только на выезды, но и на тренинги для добровольцев, организацию полевых лагерей, двухдневные тренировочные занятия для жителей Ононского района Забайкальского края (он больше всех пострадал от степных пожаров в 2019 году) и многое другое.

Горячее желание помогать

Друзья от Хабаровска до Новосибирска

Содержание работы Добровольческого корпуса зависит от полугодия. «С ноября по март занимаемся профилактикой, пишем гранты, ищем средства на выезды, – рассказывает Екатерина Грудинина. – С апреля по октябрь выезжаем на тушение пожаров. Летом на Байкале пройдет уже четвертый тренировочный лагерь для добровольных лесных пожарных из разных регионов. Вообще, у нас был амбициозный план стать ресурсным центром для поддержки добровольных лесных пожарных по Сибири и Дальнему Востоку. Российское отделение «Гринписа» нам очень здорово в этом помогало. Сейчас от Хабаровска до Новосибирска есть группы, которым мы чем-то помогли — провели тренинг, передали оборудование. Дружим, общаемся, зовем друг друга в гости, делимся опытом. Движение набирает обороты».

Активных участников в Добровольческом корпусе десять человек. Это опытные бригадиры, аттестованные руководители тушения лесных пожаров, каждый из которых готов повести за собой группу в 10 человек.

В резерве – примерно 170 человек, которые с 2015 года записывались добровольцами. Однако если первое время помогать брали всех желающих, то сейчас у ДКБ есть требование – на тушение пожара могут поехать только те, кто прошел обучение и знает, как себя вести. 

«У нас есть отдельное занятие по технике безопасности и СИЗам, где мы рассказываем о том, что проверили на себе и советуем брать другим, – рассказывает Екатерина Грудинина. – Это берцы из натуральной кожи с маслобензостойкой подошвой и высокой голяшкой. Хлопчатобумажный противоэнцефалитный костюм без синтетики, потому что она плавится и прилипает к коже. Краги электрогазосварщика, бандана и перчатки тоже х/б. Если лесной пожар, то обязательно каска. Респиратор, щиток для лица, очки, которые выдерживают высокие температуры. И снаряжение – фонарики, навигаторы, рации». 

Начинать с детей

Люди в команде Добровольческого корпуса самые разные. Есть, например, девушка по имени Арюна, которая приехала в тренировочный двухдневный лагерь на торфяниках в 2018 году. Подумала, что чем-то сможет быть полезной – и так и осталась. Она не ездит тушить пожары, зато взяла на себя профилактическую работу с детьми, занимается закупками, помогает организовывать мероприятия. 

Есть бывший подполковник МЧС Виталий Козленко. Он взял на себя реализацию идеи, которая давно витала в воздухе. Во всех бурятских поселениях формально есть добровольные пожарные дружины, созданные МЧС. Есть даже Федеральный закон №100, который регламентирует их деятельность. Но при этом обеспечить их оборудованием МЧС не может – поскольку у дружины нет юрлица. Чтобы урегулировать эту проблему, ДКБ учредил ЧОУ ПО «ДПО республики Бурятия» (частное общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Республики Бурятия»). И МЧС выделяет ему средства, чтобы Добровольческий корпус взял дружины под крыло – обучал и передавал одежду, обувь, средства для тушения. Возглавил «ДПО республики Бурятия» как раз Козленко. Проехал по всем районам республики, познакомился с главами, провел инвентаризацию и держит все под контролем.

Можно ли решить проблему пожаров системно? В Добровольческом корпусе считают, что да – если изменить отношение людей к своему поведению.

Для этого и нужна профилактика, и начинать нужно с детей. До пандемии сотрудники ДКБ в свободное от работы время охватывали своими занятиями три тысячи детей в год. А недавно ДКБ подал в Фонд президентских грантов заявку на работу со школьными лесничествами и выиграл грант. Учеников 7-10 классов будут учить профилактике пожаров и ораторскому мастерству – чтобы с сентября они начали проводить занятия по профилактике для своих ровесников. Также запускаются конкурсы детских рисунков, видеороликов и мультфильмов «От спички до катастрофы» – с ценными подарками для победителей. Всего по проекту будет задействовано семь тысяч детей. 


На сайте для добровольных лесных пожарных https://dlpinfo.ru/ есть все рекомендации по тому, как подбирать одежду, обувь, снаряжение и оборудование (ранцевые лесные огнетушители, мотопомпы, воздуходувки и прочее), а также видеоуроки по тушению природных пожаров и проведению занятий по профилактике для новичков.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий