Доступное искусство


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Незрячий путешественник и журналист Владимир Васкевич объяснил, почему важно устанавливать тактильные модели в учреждениях культуры, а также рассказал о достижениях и проблемах доступного искусства в России.

Человеку, который не видит с рождения, сложно объяснить, что такое солнечный зайчик или как выглядит пожухлая трава. Еще сложнее рассказать незрячему туристу об особенностях тех или иных архитектурных стилей. Эту проблему в последние годы пытаются решить российские музеи и некоммерческие организации. Они создают адаптированные программы и тактильные макеты для людей с нарушением зрения. Один из флагманов этого направления — программа поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», направленная в том числе на создание невизуальной доступности объектов культуры.

11 февраля при поддержке фонда воплотился еще один проект: в рамках празднования дня рождения Исторического музея и 460-летия Покровского собора открылась тактильная экспозиция храма Василия Блаженного. Теперь все желающие смогут насладиться архитектурой собора в миниатюре.

Тактильное путешествие

Тактильная экспозиция Покровского собора представлена в двух макетах. Первый, отлитый из бронзы, встречает посетителей уже на прихрамовой территории — за памятником Минину и Пожарскому. Ознакомиться с макетом можно бесплатно.

«Наша задача заключалась в том, чтобы сделать макеты максимально удобными и доступными абсолютно для всех. Именно поэтому каждый незрячий турист на входе найдет тактильную мнемосхему плана прилежащей к собору территории, а также таблички с информацией, продублированной шрифтом Брайля на двух языках — русском и английском. Это даст возможность посетителю при желании ознакомиться со всей выставкой самостоятельно. Уличный макет специально размещен достаточно низко для того, чтобы он был доступен для осмотра детям и людям, перемещающимся на колясках. А рядом с выставкой имеется специальное место для собаки-проводника, если незрячий турист пожелает ее оставить при входе в храм», — рассказала Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд».

Уличный макет стал первой тактильной экспозицией из металла в центре Москвы. Он будет интересен и туристам без ограничений по здоровью, ведь храм Василия Блаженного практически невозможно увидеть целиком ни с одной точки города. А здесь модель в миниатюре — можно не спешить и наслаждаться, рассматривая архитектурный шедевр зодчества середины XVI века.

Второй макет, который сделан уже из пластика, расположился в самом храме Василия Блаженного. Каждая его башенка покрашена в свой цвет — в строгом соответствии с оригиналом.

«В своей жизни по долгу службы я перевидала множество моделей Покровского собора, но этот макет особенный. При нажатии кнопки верхняя часть собора поднимается и можно детально исследовать первый этаж и подклеты. Это сделано специально для того, чтобы незрячему было более понятно внутреннее устройство храма, особенности архитектурных стилей, а сотрудники музея могли проводить интерактивные образовательные экскурсии для детей и взрослых», — рассказала Татьяна Сарачева, заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор».

Рядом с макетом — образцы строительных материалов, из которых построен храм. Это маломерный кирпич, белый камень и черепица, покрывающая купола. Макет установлен на столе с выдвижными ящиками. Со временем, по словам Татьяны Сарачевой, в них разместят другие тактильные объекты для изучения: образцы строительных материалов и альбомы со шрифтом Брайля, иллюстрирующие внутреннее убранство храма.

Стенд с образцами строительных материалов, из которых создан Покровский Собор

«Покровский собор — один из объектов Государственного исторического музея, который уже несколько лет активно занимается вопросами адаптации искусства для различных категорий людей с инвалидностью, в том числе и для незрячих. Кроме этого, в здании основной экспозиции ГИМ размещены тактильные модели ключевых экспонатов, а в филиале Исторического музея в Туле впервые в регионе установлена тактильная экспозиция. На всех этих объектах мы постоянно стараемся работать над доступностью наших экспозиций, но, пожалуй, этот проект с тактильными макетами храма Василия Блаженного — один из самых успешных. Уже с 11 февраля мы готовы встречать посетителей с инвалидностью. А предвкушая высокий спрос, открыли еще и бесплатные дни для посещения тактильной экспозиции», — рассказал Влад Колесников, руководитель программ доступности и инклюзивных проектов ГИМ.

Посетить бесплатную экскурсию можно каждое третье воскресенье месяца. На ней люди с инвалидностью смогут ознакомиться с макетами и узнать историю строительства собора. Для посетителей доступен и мультиязычный аудиогид. Дополнить свои представления об объектах архитектуры помогут тифлокомментарии, составленные Верой Февральских. Это краткие и лаконичные описания предметов.

Как создавался макет

Процесс создания тактильной модели, если это грандиозное архитектурное сооружение, может занять от нескольких месяцев до лет. Сначала авторы макета храма Василия Блаженного создали трехмерную компьютерную модель, затем подобрали материалы, ведь незрячим туристам важно, чтобы осязаемая текстура была схожа с оригиналом и приятна на ощупь.

По словам Татьяны Сарачевой, вместе с мастерами они сверяли «буквально каждый миллиметр проекта». Авторы макета провели в храме множество часов — они несколько раз перерисовывали башенки храма, орнамент и украшения, пытаясь добиться максимальной схожести.

«Этап производства и монтажа занял около пяти месяцев, в нем поучаствовало более 25 человек. Это сотрудники нашей мастерской и наши партнеры. Мы моделировали, тестировали, отливали, печатали, гравировали, расписывали, монтировали и совершали еще множество необходимых операций», — рассказал Михаил Шу, руководитель мастерской тактильных моделей Михаила и Ольги Шу.

Во время разработки макета из пластика перед мастерами встала еще одна задача — усилить и укрепить его. Это важно, потому что незрячие люди регулярно будут исследовать модель тактильно. Удалось справиться и с этим: пластик «укрепился» металлом и был покрыт жесткой краской, дополнительно придающей конструкции надежность.

«По-настоящему можно сказать, что данный проект получился грандиозным и масштабным как в плане трудозатрат, так и в плане конечного результата! Надеюсь, что он поможет незрячим туристам получить удовольствие и эстетическое наслаждение от осмотра тактильной экспозиции», — сказал Михаил Шу.

Проблемы инклюзивного туризма

Создание тактильных моделей — процесс не только трудоемкий, но и очень дорогой. Стоимость двух макетов храма — более двух миллионов рублей. Во многом из-за этого позволить себе создать такой проект может лишь малая часть музеев.

«Наш фонд ежегодно прикладывает значительные усилия и средства, чтобы доступных экскурсий и тактильных архитектурных моделей в России становилось все больше. Но нужно понимать, что усилиями одного или даже нескольких фондов этого не сделать, ведь достойных для воссоздания тактильных копий зданий с богатым культурным и историческим наследием тысячи по всей России. Поэтому мы сосредоточились на главных культурных объектах страны. Ведь этот проект собора призван не только создать доступную модель одного из главных архитектурных символов страны, но и обратить внимание государства и общественности на проблемы доступности искусства для незрячих людей в целом в нашей стране», — сказала руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.

По ее словам, проблема заключается еще и в том, что в российском законодательстве относительно создания доступного искусства для людей с инвалидностью сейчас существует ряд разрывов.

«У нас существует приказ Министерства культуры, в котором говорится, что музеи должны быть обеспечены тактильными моделями, табличками, дублирующими информацию на шрифте Брайля и т. д. Подробно в законе уделяется место тому, сколько тактильных макетов и скульптур одновременно может располагаться в одном зале музея. Фактически же, когда музей получает государственное финансирование, то средств на создание тактильных моделей в него не заложено. Нет в госзаказе и четких инструкций, как и где это сделать, на что, например, ориентироваться при создании тактильных макетов и к кому обращаться в случае необходимости консультаций. Сотрудники музея по сути в этом вопросе предоставлены сами себе: сами должны искать дополнительные источники финансирования и мастерские, готовые выполнить заказ качественно и в срок», — сказала Ксения Дмитриева.

Чтобы понять, как важна системная поддержка государства в вопросах доступности искусства, можно посмотреть на европейские страны. Во многих немецких городках, даже если в них проживают всего пять тысяч жителей, незрячий турист может найти уличные модели основных достопримечательностей или тактильную карту главных улиц. В Варшаве, Париже и других городах Европы часто можно встретить целые парки миниатюр, где в подробностях представлены основные архитектурные объекты страны и города. В Италии во многих музеях есть скульптуры, барельефы и тактильные копии картин великих художников, начиная со знаменитой галереи Уффици во Флоренции и заканчивая музеями в сицилийских деревушках.

Фонд «Искусство, наука и спорт» ведет активную работу по решению проблемы доступного искусства в нашей стране. Он ежегодно проводит грантовые конкурсы для поддержки тифлокомментирования в театрах и выделяет средства для адаптации музейных экспозиций. На страницах портала «Особый взгляд» размещена информация о доступных музеях и выставках, публикуется афиша инклюзивных мероприятий, а также опубликованы базы проверенных мастерских, готовых взяться за создание тактильных моделей, и анкеты тифлокомментаторов.

Однако для системного изменения в рамках целой страны важна слаженная работа многих структур и ведомств, четкая и понятная для всех нормативная база, а также финансовая поддержка государства объектов культуры. Тогда доступных музеев, театров и картинных галерей станет больше — как и людей с инвалидностью, посещающих культурные объекты.

«Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, в России проживает более 300 000 людей с инвалидностью по зрению. Около 20% – это молодые активные люди, которые предпочитают изоляции активную жизнь. Они учатся, работают и путешествуют. Однако немногие архитектурные объекты имеют адаптированные тактильные модели, а, значит, говорить об инклюзивном туризме полноценно пока сложно. Наш фонд решает и будет решать данную проблему. Мы открыты для взаимодействия со всеми заинтересованными структурами, а уже через месяц несколько десятков тактильных моделей отправятся в регионы в рамках подведения итогов нашего грантового конкурса 2020 года», — добавила Ксения Дмитриева.

Важно обратить внимание и на культурное образование людей с инвалидностью, причем с ранних лет. В Италии для пятых классов обязательно проводят занятия по архитектурным стилям и художественной скульптуре, где каждый пример иллюстрируется тактильными макетами, а обучение проводится в инклюзивных группах. В образовательную программу наших специализированных школ также включены уроки мировой художественной культуры. Незрячего ребенка знакомят с произведениями Чайковского, «Временами года» Вивальди или знаменитой Седьмой симфонией Шостаковича. Но чтобы объяснить ребенку архитектуру, геометрию форм, красоту картин, учителю приходится постараться. Дело в том, что даже самых простых тактильных моделей во многих школах для незрячих и слабовидящих детей практически нет либо они сильно устарели. Поэтому педагоги вынуждены самостоятельно делать башенки из пластилина, вырезать дома из картона и готовить барельефы из папье-маше.

Многие этого не делают, и, как следствие, страдает незрячий ребенок, для которого после школы искусство и архитектура так и останутся делом десятым. Но масштабные тактильные проекты продолжают появляться. Остается надеяться, что в скором времени открытие таких макетов станет не громким общественным событием, а привычным и запланированным делом.