История игрушки: как старинный промысел стал основой благотворительного проекта


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

С первого взгляда эти изящные статуэтки не отличишь от фарфоровых. Все они немного поблёскивают и переливаются на свету, словно вправду сделаны из тонкого фарфора. Для их изготовления нужно всего ничего: немного крахмального клейстера, акриловые краски и… упаковка обычной аптечной ваты.

Как работает Центр ремёсел «Семейные традиции» и открывшийся следом первый в Москве Музей ватной игрушки — читайте в материале «Филантропа». 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как стать «Хозяйкой ватной горы»

Находится мастерская ватной игрушки в московском Николо-Перервинском монастыре, за неприметной дверью с надписью «Центр ремёсел «Семейные традиции». Открываешь эту дверь — и вот они, музейные стенды, за стеклом которых красуются ватные игрушки дореволюционных и советских времён: клоуны, гимнасты, балерины, лётчики, дирижабли… А за столами будущие мастера занимаются кропотливым трудом: создают современную ватную  игрушку, которая уйдёт «в народ» и будет радовать, развлекать, утешать.

Центр ремёсел «Семейные традиции» основала предприниматель, художник-модельер по первому образованию Светлана Моднова. До 30 лет Светлана жила в Челябинске и, по собственным рассказам, в свободное время всегда что-то мастерила, вязала, шила, рисовала эскизы. Первая её коллекция нарядных платьев «Хозяйка Медной горы», в малахитово-изумрудных тонах, была посвящена родным уральским горам. С ней Моднова заняла третье место на всероссийском конкурсе молодых модельеров на ВДНХ. Но хобби тогда не стало профессией. Светлана окончила факультет государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, начала работать в администрации города, руководила Центром общественных объединений Челябинска. Потом Светлана вместе с мужем уехала на 15 лет в Сочи. Там она руководила местным агентством ОАО «Роспечать», а затем создала компанию «Олимп пресс» — киоски для продажи газет и журналов на разных языках накануне Олимпийских игр — 2014. А пять лет назад Светлана вслед за мужем, получившим новое назначение, переехала в Москву. Успешным бизнесом стала руководить дистанционно. И здесь впервые за много лет нашлось время для творчества. Появилась возможность посещать самые разные мастер-классы.

Однажды Светлана увидела информацию про мастер-класс по ватной игрушке и буквально влюбилась в это полузабытое ремесло.

«Я пришла и вместе с мастером сделала свою первую куклу, в синей шубке и шапочке, личико из глины сама расписала, — вспоминает Светлана. — Поняла, что в этом податливом и мягком материале может воплотиться всё, о чём мечталось: не только куколки, но и любимые уральские сказы Бажова и русские сказки, Хозяйка Медной горы и Царевна-Лягушка…» Моднова стала искать сообщество мастеров ватной игрушки, но не нашла.

Светлана познакомилась с энтузиастами из Союза художников декоративно-прикладного искусства, где ей предложили организовать всероссийскую секцию ватной игрушки. Совместно с Союзом организовали встречу, на которую собрались 50 художников из разных городов России. Это был август 2018 года. Так и появилась автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр ремёсел «Семейные традиции» — новая страница в жизни Светланы и новый поворот в истории российского промысла.

История игрушки

Традиция ватной игрушки известна в России ещё со времён Петра Первого. Первые игрушки завезли немцы. Сами игрушки делали в основном на Рождество — в подарок и как ёлочные украшения. Ведь у таких игрушек кроме красоты есть важное преимущество. Если любопытный ребёнок или кошка неловким движением опрокинут ёлку со стеклянными шарами, то останется от них кучка битого стекла. А вата, понятно, не бьётся и почти вечная.

Игрушку обычно делали артельные работники, но были и настоящие художники — ватных дел мастера. Современные художники продолжают их дело.

Представьте себе даму с широченной юбкой-кринолином, который раскрывается на манер занавеса, а под ним — целая сцена, с актёрами, музыкантами… Эта композиция Натальи Приваловой победила на международном конкурсе «Виват театр России» в 2019 году, объявленном Годом театра, — первом конкурсе, который провёл Центр ремёсел «Семейные традиции». На конкурс были присланы 462 работы со всей страны и из-за рубежа.

«Ватную игрушку в основном связывают с Новым годом и Рождеством, — говорит Светлана Моднова. — Но нам хотелось показать на этом конкурсе, что она может быть всесезонной, подходит и для интерьерных украшений, и для спектаклей кукольных театров. Можно сотворить даже портрет из ваты!»

Из этого конкурса родилась ещё одна идея: сделать его основой для благотворительного проекта.

После конкурса в центр стали обращаться родительские организации, которые помогают детям с ОВЗ. Больше всего звонков и писем было из Подмосковья: Домодедова, Каширы, Клина, Дмитрова. Просили приехать и провести мастер-класс для мам с детьми. Всего через полгода после рождения центра Светлана с единомышленниками разработали проект поддержки мам детей с особенностями развития и получили на него грант Фонда президентских грантов.

В марте 2020 года АНО «Центр ремёсел «Семейные традиции» при поддержке Фонда президентских грантов запустил образовательный благотворительный проект для семей с особенными детьми «Традиционная ватная игрушка». В нём приняли участие мастера-педагоги ватной игрушки со всей страны и матери детей с инвалидностью.

Первым благополучателем проекта стал клуб из Домодедова «Особенный ребёнок», организованный мамами детей с различными тяжёлыми нарушениями развития. Тридцать мам стали учиться созданию ватной игрушки. Для кого-то это отдушина. А самые творческие мамы смогли после проекта получить небольшую подработку. Грантовые средства были получены 9 марта, перед самым карантином.

На первую презентацию пришли не тридцать, а более ста человек — мамы привели с собой детей, которых нельзя было оставить дома. Пришлось поставить десять столов, каким-то чудом все разместились. В итоге одновременно мастера-педагоги провели десять мастер-классов.

«Мы не успели начать систематические занятия, как грянула пандемия, — рассказывает Светлана. — Но мы не стали отчаиваться и записали цикл видео наших мастер-классов. Нашим ученицам понравилось обучаться онлайн, да это в целом и удобно. Ведь у многих из них дети с тяжёлыми нарушениями, которые могут находиться только дома. И мама смотрит мастер-класс в удобное для неё время. Но всё-таки для того, чтобы получилась красивая игрушка, мастеру нужно поработать с учеником».

Проект, по словам Модновой, способен дать и рыбу, и удочку: не только открыть подопечным секреты ремесла, а в перспективе дать и дополнительный заработок, но и на время отвлечь их от ежедневных забот о больном ребёнке, погрузить их в увлекательную, дружественную и творческую атмосферу. «Тяжело быть постоянно привязанной к ребёнку с инвалидностью, не имея своего личного пространства, выхода в свет, праздника», — говорит Светлана.

Изготовление игрушки — это и есть такой праздник, искусство сродни мастерству фокусника. Наблюдать, как белый кусок ваты в руках превращается в оранжевую крутобокую тыкву, апельсин «в разрезе» или зелёный гороховый стручок — это и цветотерапия, и медитация. Овощи — только первый базовый курс, состоящий из 19 мастер-классов, затем следует курс по лепке зверей и, наконец, самый сложный — человечки, с лицами, вылепленными из пластика.

В процессе лепки цветов и овощей, улиток и цыплят, зверей и человечков участницы улыбаются, смеются, иногда поют хором песни, фотографируют свои изделия и отправляют подругам. О чём они не говорят, так это о болезнях и операциях своих детей, о том, где купить дешёвые лекарства, как свести концы с концами. Этого в их жизни и так много, а во время живых мастер-классов они забывают о своих заботах на полдня, погрузившись в ватную сказку.

«Стоит лишь переступить порог нашего центра, увидеть эти сводчатые зеленоватые стены, попасть в душевный круг таких же рукодельниц — и полностью отключаются напряжение и тревожность, — улыбается Дарья Соколова, многодетная мама-одиночка. — И преподаватели тебя согревают и укутывают своей заботой. Игрушка — это только твоё, личное время, совершенно не похожее ни на что в повседневном быту, какой-то прорыв в иную реальность».

Мануфактура на тысячу человек

Светлана пошла дальше и задумала открыть на базе центра Мануфактуру ватной игрушки. Собственных ресурсов центра уже не хватало, чтобы удовлетворить все запросы. От центра была написана заявка в Фонд президентских грантов — и снова победа: грант на три миллиона рублей. Созданная командой центра Мануфактура обязалась обучить за год тысячу человек, среди которых прежде всего те, кто больше всего пострадал от пандемии: мамы детей с инвалидностью и женщины старшего возраста, потерявшие работу. В число обучающихся также были включены сотрудники и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.

На средства гранта выплачивается зарплата семи педагогам-мастерам, работающим в Мануфактуре постоянно. Покупаются материалы, издаются печатные журналы и видео с мастер-классами, которые выкладываются на сайте и YouTube-канале.

Цикл обучения в Мануфактуре длится год, её работа в образовательном режиме запланирована на пять лет. За это время предполагается обучить 2500 человек. Но Мануфактура уже выглядит как живое пространство-трансформер с полным туристическим, научным и образовательным циклом: зал для обучения, производственная лаборатория, где лучшие мастера России разрабатывают коллекции, и недавно открывшийся музей для популяризации ремесла.

Предполагается, что Ассоциация народных промыслов включит Мануфактуру в туристический маршрут, и экспонаты музея увидят туристы со всех уголков России. Музей можно посетить с экскурсией, после которой мамы-мастера проведут увлекательный мастер-класс по ватной игрушке. Основу коллекции сегодня составляют винтажные раритеты и изделия мастеров. Но коллекция музея начала пополняться и новыми работами — тех учениц, которые заканчивают обучение в центре.

Эта коллекция прослеживает историю более ста уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек, картонажа, элементов декора дореволюционной и советской России. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек, начиная с 1920-х годов до наших дней.

«Когда мы писали заявку на грант, у нас уже была договорённость с  Николо-Перервинским монастырём о том, что нам здесь выделят помещение на благотворительной основе, и мы даже не предполагали, что это будет атмосферная стометровая келья XVIII века, в которой уютно разместились и Мануфактура, и небольшой музей, — рассказывает Светлана Моднова. — А мы работаем с прихожанами, родителями детей, обучающихся в воскресной школе, тоже бесплатно. Каждое воскресенье проводим для них мастер-класс. Причём не только мастера-педагоги, но и наши волонтёры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Волонтёров выбирали по горящим глазам…»

О волонтёрах — разговор особый. Финансирование Центр «Семейные традиции» получает из двух источников. Первый — это Фонд президентских грантов, он финансирует большой проект Мануфактуры русской игрушки, которая обучает офлайн и онлайн желающих научиться ремеслу со всей России. Существует ещё один, отдельный проект по работе с  волонтёрами, финансируемый департаментом труда и социальной защиты правительства Москвы в рамках грантового конкурса «Москва — добрый город».

Мастера-педагоги центра работают с волонтёрами, которые уже прошли обучение в Мануфактуре и могут нести своё ремесло в родительские сообщества. После подготовки они смогут помогать в сообществах мам детей с ОВЗ, смогут проводить мастер-классы. «Наши педагоги учат волонтёров передавать свои знания другим из рук в руки», — говорит Светлана. На волонтёрский курс участниц выбирали по конкурсу: всего было подано 90 заявок.

Среди волонтёров Центра «Семейные традиции» — и Дарья Соколова. Дарья живёт с родителями, папа — инвалид, мама помогает воспитывать троих детей. Два сына и дочь занимаются спортом в Школе олимпийского резерва, учатся в музыкальной школе, осваивают верховую езду. И только одна Дарья из всей семьи унаследовала талант бабушки, которая была художником по ткани.

«Я в Интернете увидела объявление о наборе в Мануфактуру, в группу для многодетных мам и женщин старшего возраста, потерявших работу, — говорит Дарья. — И конечно, записалась, потому что в моей памяти живёт до сих пор ватный Дед Мороз моего детства в бабушкином доме… Захотелось его повторить. Прошла все мастер-классы, научилась даже самому сложному: рисовать лица». Когда создалась волонтёрская группа, Дарья записалась и туда тоже. Сейчас Дарья — координатор волонтёров, встречает гостей, участвует в подготовке выставок в музее. В планах Дарьи — проводить мастер-классы в объединении многодетных семей в Митино и в МОО «Метелица», которая буквально ставит на ноги тяжёлых больных с переломами позвоночника, инсультами.

Психолог и бывший сотрудник районной галереи Виктория Спиридонова так же, как и Дарья, пришла по объявлению в Интернете. Она волонтёр сразу нескольких фондов: вязала тёплые шапки и шила плюшевых мишек для «Уютки», ездила в дома престарелых с фондом «Старость в радость», пыталась мастерить матерчатые игрушки с лежачими больными. Из-за пандемии лишившись любимой работы в галерее, Виктория нашла новое дело. «Я ещё не мастер, скорее подмастерье, — говорит Виктория. — Но жду не дождусь, когда начну преподавать родителям, ожидающим детей из воскресной школы».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий