Свобода и пластилин


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Однажды специалист по рисованию благотворительной общественной организации помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» Евгения Токарева проходила мимо одной из групп дома-интерната в области. И увидела удивительного юношу. 17-летний Паша молча сидел на полу и самозабвенно лепил уникальные, поражающие воображение скульптуры из пластилина и бумаги. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Он боялся, что скульптуру отнимут…

Они располагались на обычной старенькой клеёнке — именно настоящие скульптуры, а не поделки, их можно было бы назвать произведениями искусства… Когда Женя протянула руку к одной из его работ, Паша со слезами забился в угол и закричал: «Нет! Нет!» Это был годами выработанный страх, что отнимут самое дорогое в его жизни… 


Женя приехала в дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии специально, чтобы найти новых талантливых художников. Познакомившись с Пашей, она поняла, что он один из них. Его работы заслуживают выставочных залов и восхищённых глаз публики. 

«Паша — настоящий, самобытный художник в полном смысле слова, — убеждена Женя. — Никто не заставляет его делать скульптуры, никто специально этим с ним не занимается. Я не диктую ему, что надо лепить, моё кураторство выражается в том, что я даю ему полную свободу. Он может работать самостоятельно сутки напролёт, делая перерыв только на еду и сон. Это поразительно, потому что у других талантливых ребят из интерната такой мотивации нет. Пока не придёшь и не дашь им бумагу, пластилин, фломастеры, они не сядут за работу и не начнут раскрываться».

Позже Евгения начала заниматься с Пашей, и выяснилось, что он разрушает только что созданную скульптуру, чтобы из этого же пластилина сделать новую. Он боялся, что её отнимут или испортят. Наверно, рассуждал так: лучше я сломаю работу, чем она кому-то достанется. Возможно, подобные неприятности уже случались с ним раньше. Объяснить своё поведение ему трудно из-за не совсем развитой речи — он общается существительными. 

Доверять Евгении он начал очень нескоро. Сперва у неё руки опускались: подросток продолжал разбивать работы даже спустя некоторое время, когда уже знал, что специалист ничего дурного ему не сделает. Он их ломал, даже когда просили их у него для выставки. Но Женя нашла к нему подход: стала просить скульптуры в обмен на драгоценный пластилин. Так она смогла собрать большую коллекцию.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«На флейтах водосточных труб»

У Паши особый дар авангардиста. Он лепит всё, что видит вокруг, и для него важно отразить в творчестве то, что удивило или оставило глубокий след в душе. Одна из основных его тем — это горящие крыши и пожарные машины. Он утверждает, что когда-то видел пожар, возгорание, и бесконечно рисует и лепит полыхающую огнём крышу, заливая её красной акриловой краской. Так он изживает свой давний детский страх.

Педагоги, которые с ним работали раньше, рассказывали: стоило Паше увидеть огонь или просто красный цвет, ему становилось плохо, начиналась истерика. Когда психологи применяли пиктограммы, они прятали подальше фигурки красного цвета, чтобы они не попались ему на глаза. Но сейчас он свой страх переработал, и теперь красный цвет — его любимый.

У Паши настоящая страсть не к природным, а к урбанистическим явлениям, городским мотивам. Например, может вылепить в миниатюре красивые петербургские дворцы. Он видит красивое во всём, что связано с механизмами: в машинах, водосточных трубах, брандспойтах, гидрантах… Когда у него болела нога, он долгое время лепил медицинские инструменты, с помощью которых ему делали процедуры. Пашу можно назвать урбанистом по стилю, но для таких, как он, существует другой термин: «художник ар-брюта», то есть художник-самоучка с ментальными нарушениями. 

Паша уже участвовал в своей первой сборной выставке художников в стиле ар-брют в Государственном Русском музее. По словам Евгении, в сентябре планируется уже вторая, а сейчас юный художник — первый на очереди на персональную выставку. «Есть сообщество заинтересованных людей, которые разыскивают талантливых художников ар-брюта в Питере и окрестностях, продвигают их творчество, обмениваются информацией, организуют выставки, — рассказывает Евгения. — Специальный отдел в Русском музее возглавляет моя подруга Наталья Петухова, мы с ней ездим во взрослые и детские интернаты, дома-интернаты, находим художников и устраиваем выставки».

Творчество очень благотворно влияет на таких людей. Ведь Пашу когда-то переводили из одного интерната в другой, несколько раз он попадал в психиатрические диспансеры, педагоги рассказывали мне, что его пугают разные громкие звуки, он ведёт себя агрессивно. Но за тот год, что он занимается с Евгенией, этого ни разу не случилось. Конечно, он ранимый и чувствительный юноша, к нему нужен индивидуальный и очень бережный подход. Ежедневные занятия помогают ему чувствовать себя лучше.

Фото Сергей Варламов

Талант нуждается в заботе

Благотворительная общественная организация помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» открывает сбор на оплату труда специалистов по рисованию и музыке, а также административные расходы. Запрашиваемая сумма — 200 000 рублей по проекту «Иллюминатор в мир» на базе дома-интерната.

В корпусе интерната, где живёт Паша, живут ещё 60 ребят с множественными нарушениями развития. В рамках проекта специалисты занимаются с ними лечебной физкультурой, музыкой, разными видами творчества, посещают с ними мастер-классы в городской библиотеке. Ребята не только рисуют, но и лепят, делают аппликации, играют в сюжетно-ролевые игры. Занятия нужны не только для того, чтобы научить воспитанников создавать красивые вещи, но и для развития мелкой моторики и расширения кругозора. 

«Специалист подмечает, на каком уровне находится ребёнок или подросток, и старается перевести его на новый, более высокий уровень развития, — говорит программный директор организации «Шаг навстречу» Елизавета Зеленчук. — Это нелегко, дети не всегда бывают усидчивы, и сложно даже довести занятие до 10 минут, поэтому путь к прогрессу иногда затягивается на годы». Педагог подстраивается под потребности воспитанника. Кому-то нравится снимать окружающий мир на видео, кому-то — участвовать в представлениях теневого театра, а кому-то — перебирать, перекладывать из одной ёмкости в другую крупы, горох, фасоль, составлять из них картины. А кому-то интересно мастерить забавные звенящие и шуршащие игрушки для других детей, помладше.

Паша уже не ребёнок, это взрослый молодой человек, сильный, яркий художник, он вкладывает всю душу в скульптуры и достоин настоящего признания. Что он получит от этого сбора? Не только пластилин, который для него самая большая ценность в мире. Главное — он получит продолжение творчества, а также специалиста, который его курирует и организует выставки. Когда Паша уйдёт в интернат для взрослых, Евгения продолжит приезжать и туда, чтобы с ним работать и вести его к успеху. Ведь нежный, хрупкий росток таланта требует постоянной заботы. 

*Имя героя изменено по просьбе организации. 

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов. 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий