«Их жизнь ограничивается домашними стенами». Как красноярская «Эпитетика» помогает людям с травмами лица


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В Красноярске существует единственная во всей России клиника «Эпитетика», в которой делают эпитезы для людей, которые лишились глаза, носа или уха из-за травмы или болезни. Организацию основал д.м.н., профессор, врач-стоматолог Сергей Николаенко семь лет назад.

Корреспондент «Филантропа» побывала в клинике, чтобы увидеть, как и для кого в Сибири делают эпитезы и что это вообще такое.

Здание «Эпитетики»‎

Что такое эпитетика

В коридоре клиники сидит казалось бы обычный мужчина, необычный в нем только глаз, на месте которого находится эпитез. Его Виктору Долженко установили в июне. Свой глаз и кости вокруг него мужчине удалили в декабре 2020 года из-за базалиомы — по-простому, опухоли. Мне очень интересно узнать, что будет, если снять эпитез, но Виктор предупреждает:

— Если снять эпитез, вы будете два месяца по ночам заикаться. Там большая дыра, ваш кулачок, наверное, влезет. 

На самом деле снять эпитез просто, он крепится к лицу мужчины на клей. Виктор снимает его на ночь и надевает каждое утро. Если стоять близко к мужчине, то заметно, что глаз не настоящий, а вокруг него — медицинский силикон, близкий по внешнему виду к натуральной коже. Иногда Виктор носит черные очки — тогда отличий от других людей практически нет, но чаще ходит так — тем, кто будет приглядываться, может показаться, что у него шрамы.

Новый глаз и новое качество жизни мужчина получил бесплатно — процесс, работу и материалы оплатил Фонд социального страхования. Виктору только сказали, что заграницей стоимость эпитеза равняется покупке хорошего автомобиля. В «Эпитетике» эпитез стоит дешевле за счет импортозамещения.

Какая деятельность считается социальным предпринимательством? Закон и реальность

Таких как Виктор, которым нужна коррекция челюстно-лицевых дефектов, только в Красноярском крае, по данным регионального минздрава, около 400 человек в год. В России, как подсчитал фонд региональных социальных программ «Наше будущее», таких пациентов около 25 тысяч человек в год.

«Жизнь для таких людей ограничивается домашними стенами. Они не ходят на работу, не выходят из дома даже за самым необходимым, а с установкой эпитезов возвращаются к абсолютно нормальной жизни», — подчеркивает важность своей работы Сергей Николаенко. 

Эпитетика — это раздел протезирования, благодаря которому можно заместить отсутствующую часть лица съемной конструкцией, эпитезом. Раньше их делали из дерева, стекла, фарфора, резины, металла и пластика, а сейчас — из специального медицинского силикона. Конструкции крепятся к лицу на клеевую основу или на специально-разработанную универсальную систему фиксации: устанавливаются титановые решетки и уже к ним с помощью специальных магнитов крепится эпитез. 

Главное отличие эпитеза от протеза — в том, что он необходим для социальной интеграции и эстетической красоты, а не для восстановления утраченных функций органов лица. В Россию это направление пришло из Германии, где оно поставлено на поток с 1980-х годов. Сейчас эпитезы ставят только в Красноярске; в Подмосковье, Петербурге и Краснодаре делают лицевые протезы. Сам термин «эпитез» в русский язык ввел именно Сергей Николаенко. 

Сегодня эпитезы изготавливаются в основном для лица: например, для человека, который потерял глаз в аварии или кто лишился части лицевых тканей из-за хирургической операции по поводу опухоли. В мире их также могут делать для эстетической реконструкции женской груди или кончиков пальцев.

В Германии эпитезы служат три года, у нас — от полутора до двух лет. На коррекцию конструкции пациенты приезжают в Красноярск по потребности.

Опыт Николаенко

Сергей Николаенко окончил ординатуру Красноярского медуниверситета, затем уехал по программе DAAD, Германской службы академических обменов, в Германию, где учился современной стоматологии в Университете Эрлангена — Нюрнберга.

Вернувшись в Россию в 2007 году, Николаенко возглавил стоматологическую кафедру в родном университете в Красноярске. Он мечтал внедрить немецкую систему обучения, в которой бы сочетались наука, образование и практика. Но не получилось — врача через какое-то время отстранили от руководства кафедры за смелые идеи. 

Тогда профессор открыл стоматологическую клинику. В ней-то врач и начал внедрять немецкую университетскую модель, открыв учебный центр «Профессорская практика». Туда Николаенко пригласил молодых врачей, которые могли бы получить необходимый опыт в реальных условиях. 

В 2014 году профессор открыл некоммерческую организацию «Подари улыбку», благодаря чему появилась возможность получать гранты и помогать слабо-защищенным категориям людей: малоимущим, пенсионерам и людям с инвалидностью. А еще Николаенко создал Центр «Подари улыбку — особая стоматология для особенных детей», в котором оказывают стоматологическую помощь детям с синдромом Дауна, ДЦП, расстройствами аутистического спектра, другими заболеваниями психоневрологического спектра. Привлекаемые врачи — pro bono волонтеры — уже помогли больше 400 детям с инвалидностью.

Как устроено социальное предпринимательство: ответы юриста на главные вопросы

Бригады врачей также выезжают на дом к маломобильным пациентам и в социальные учреждения. Благодаря работе проекта «Подари улыбку» такую помощь получили уже больше 170 маломобильных пациентов. А ещё клиника взяла под свою «стоматологическую» опеку психоневрологический интернат «Солнышко», где врачи установили стационарное стоматологическое оборудование и регулярно проводят профилактические осмотры и лечение подопечных.

Сегодня «Клиника профессора Николаенко» и находится на первом этаже обычного жилого дома. Во время экскурсии по клинике мы встречаем ​​Ольгу Александровну. У ее сына аутизм и умственная отсталость, они пришли в клинику, чтобы вылечить зубы.

«К моему сыну нужен особенный подход. Врачи в других клиниках были не готовы к такому ребенку: с ним же надо много разговаривать, отвечать на вопросы. Им не хватало терпения и времени, поэтому сын не давал врачу поставить укол [для обезболивания], это первое место, где он дал. У него уже запущенные зубы и их сложно лечить без укола. Здесь он лежит лечит зубы, а я спокойно сижу в стороне. Такая клиника — это подарок для нас», — поделилась Ольга. Во время нашего общения ее сын сидел на кресле в кабинете у стоматолога, смотрел мультики и спокойно отвечал на вопросы врача.

Один раз в «Клинику профессора Николаенко» пришел мужчина, у которого не было зубов и носа. Сергей Николаенко решил помочь ему: он вспомнил, что в Германии таких пациентов было много, в том числе из России, а в нашей стране на тот момент эпитетики не существовало.

Профессор решил начать развивать это направление в России: Николаенко позвал немецких врачей, чтобы они обучили красноярских. В 2015 году лабораторию развернули прямо в квартире, которую Сергей Николаенко когда-то покупал для своей дочери, прямо на кухне, в другой комнате жили пациенты. 

Свое здание появилось только в марте 2020 года — помог фонд «Наше будущее», который выдал беспроцентный целевой займ на 40 миллионов рублей. На эти деньги был проведен ремонт и закуплено медицинское оборудование. Клиника получила медицинской лицензии. 

Руководитель региональных программ фонда Евгений Рахновский рассказал «Филантропу», что НКО «Наше будущее» занимаются развитием социального предпринимательства. Всего в Красноярске фонд помог пяти проектам. 

Домой с новым носом

Эпитезы людям достаются бесплатно. Их стоимость — до 700 тысяч рублей — оплачивает Фонд социального страхования. Есть и «подводные камни»: эпитез оплачивают только после того, как он будет вписан в индивидуальную программу реабилитации или абилитации. Может пройти до двух лет, прежде чем человеку назначат инвалидность после проведенной операции. В этом случае сотрудники клиники пытаются привлечь средства из разных источников: благотворительных фондов и грантов. Сергей Николаенко признаётся, иногда приходится ставить людям эпитезы на собственные средства.

Всего за семь лет профессор помог около 200 пациентов. Он отмечает, что благодаря эпитезам люди возвращаются к нормальной жизни, могут работать, свободно общаться.

Так об изменениях в жизни рассказывает Любовь из Нижнего Тагила, которой из-за рака удалили нос: «Три года я не знала, как жить. Вся моя жизнь была в повязке. Я общалась с людьми по минимуму, мои контакты были ограничены. На улицу старалась выходить вечером, а если ходила днем, то старалась идти там, где никого нет поблизости. Старалась не показываться никому на глаза, так как повязка вызывает вопросы, а про свои проблемы я никогда не распространялась. Для меня это очень сложно».

Женщина жила в депрессии три года, но всё решил случай. Она познакомилась с Сергеем Николаенко, который пригласил ее тогда еще в зубную клинику в Красноярск. Любовь приехала на пять дней, а домой вернулась уже с новым носом. 

Любовь Воропаева

«Жизнь началась сначала. Жизнь обрела новые краски: я могу свободно общаться с людьми, могу пользоваться косметикой, посещать салоны красоты, могу ходить на работу, не комплексуя, так как никто ничего не знает и не замечает во мне. Я обычный человек. Во всем этом мне помог волшебник Николаенко и его сотрудники в клинике. За пять дней у меня произошло второе рождение, я морально восстановилась, во мне снова родилась женщина. Я счастлива!» — отметила женщина.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий