Место встречи разных миров


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В самом центре Москвы по соседству со зданием столичной мэрии уже три года открыт инклюзивный культурный центр «ТВЕРСКАЯ 15». Сюда приходят самые разные люди — рисовать, разговаривать, учиться, лепить из глины, смотреть мультфильмы, здесь проводят большие инклюзивные конференции и чаепития для НКО, а сейчас в центре идёт приём гуманитарной помощи для беженцев. Как пространство «ТВЕРСКАЯ 15» стало важной точкой для всего некоммерческого сектора — в материале «Филантропа».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Там, где время остановилось

На экране появляется надпись «7 утра, подъем», и возникает комната, человек, часы — из чёрной проволоки. В этом мире люди, вещи, мебель, еда, — всё из проволоки. Вырваться отсюда нельзя — проволока тут же скручивается, ощетинивается злобными колючками, и мир превращается в тюрьму. Время течёт не по прямой, а будто стоит на месте. Можно целый день сидеть на диване, а вечером лечь спать, чтобы проснуться утром для очередного ничегонеделания…

Мультфильм Марии Коган-Лернер «За забором» о буднях психоневрологического интерната создан на основе рассказов бывшей жительницы ПНИ Тани Багдасарян, которая попала туда после детдома, но смогла выбраться.

«За забором» показали на Большом фестивале мультфильмов о душевном и ментальном здоровье, который проходил в «ТВЕРСКОЙ 15» в декабре. Авторы из разных стран пытались, пользуясь демократичным и гротескным языком анимации, рассказать о мире людей с особенностями ментального и физического здоровья, передать ощущения ребёнка с РАС в обычной школе, и взрослого человека из интерната, где о нем заботятся, но пожизненно лишают свободы. Герои этих фильмов — реальные люди с ментальной инвалидностью, проживающие в интернатах, — тоже присутствовали на показе. Они — желанные гости на большинстве мероприятий «ТВЕРСКОЙ 15»: на открытиях выставок, лекциях, кинопоказах, фестивалях. Для них проводят экскурсии на доступном им языке. Для этих ребят выход «за забор» — это всегда не только долгожданный праздник, но и урок социализации, соприкосновение с огромным, пугающим и загадочным городом, с которым хочешь не хочешь, а надо учиться мирно уживаться.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Там, где норма — разнообразие

Центр «ТВЕРСКАЯ 15» основала Мария Елисеева, создательница художественной студии «Дети Марии», одной из старейших НКО, где больше 20 лет занимаются творчеством с детьми из детских домов и из ПНИ. Идея создания центра возникла у Марии и её мужа, сооснователя «Яндекса» Ильи Сегаловича давно — хотели сделать общественное инклюзивное пространство. Но в итоге центр открылся 15 ноября 2018 года. Сама Мария называет свой новый проект «площадкой для встреч разных миров» и подарком мужу и филантропу, который скоропостижно умер в 2013 году.

«Одно время мы каждый год делали выставку в Центральном доме художника для моих подопечных — ребят из детских домов и интернатов, — вспоминает Мария Елисеева. — Я туда привозила столы и краски, на выставку приходили все воспитанники, которые занимались в нашей студии. И к нам присоединялись дети посетителей Дома, рисовали с нашими ребятами, вместе пили чай…

Первая инклюзия для нашего фонда началась именно тогда.

Потом мы пробовали приглашать „домашних“ детей, в основном это были дети моих друзей, в студию, но места там было мало. Да и потом, не секрет, что ребята из интернатов в основном держатся своей стайкой и совсем не спешат знакомиться с „домашними“. Хотя родители иногда сами хотят замотивировать своих детей на общение и совместное творчество. Это и самозащита, и ощущение собственного превосходства прошедших „школу жизни“… Словом, нужно плавно и осторожно соединять эти два мира. Мы стали думать, решили создать свой маленький „ЦДХ“, искали помещение. К тому же три года назад помещение студии оказалось под угрозой, местные власти почему-то решили, что наш проект „недостаточно социально значимый“… Друзья предложили обратиться к самому [председателю правления „Сбербанка“] Герману Грефу, он сразу же передал моё письмо [мэру Москвы] Сергею Собянину, и помещение студии нам оставили. А помещение для „ТВЕРСКОЙ 15“ мы купили сами. Это прекрасный старинный дом, памятник архитектуры, но в этом и вся сложность. В центре обязательно нужен ремонт, установка оборудования для людей на колясках, специальная комиссия наблюдает за процессом.

Но все равно мы очень рады, что у нас есть новый дом. Тем более что он был давней мечтой моего мужа, и это своеобразный подарок ему от меня». 

По словам Марии, центр — это не только возможность выйти в мир детям из детских домов, с инвалидностью, людям из ПНИ. Он также позволяет детям из обычных семей попасть в инклюзивное пространство и познакомиться с очень разными людьми. Кроме того, центр помогает другим благотворительным организациями: так, подопечные АНО «Дети», фонды «Детские сердца», «Дети-бабочки» и многие другие НКО занимаются в центре на мастер-классах и курсах.

За три с небольшим года организация развила большую активность. Только в 2021 году в «ТВЕРСКОЙ 15» прошло два фестиваля инклюзивных мастерских, две большие выставки, три цикла лекций, театральные спектакли, кинопоказы, тематические мероприятия с партнерами: например, День Беженца вместе с комитетом «Гражданское Содействие» (признан инагентом в РФ). А ещё — дискуссии, конференции и встречи для некоммерческого сектора. За 2021 год «ТВЕРСКАЯ 15» провела 270 творческих занятий самого разного формата для 180 детей — регулярные занятия в постоянных группах, разовые мастер-классы, детско-родительские занятия и праздники.

На последние события здесь тоже откликнулись. На днях в «ТВЕРСКОЙ 15» открылся пункт сбора гуманитарной помощи для беженцев, которые сейчас находятся в центрах временного размещения в Ростове-на Дону — вместе со своими семьями там сейчас проживают 770 детей. Помощь собирается для фонда «Дом друзей». Москвичи могут принести продукты, детское питание, средства гигиены, медикаменты, детские вещи, а «Дом друзей» отправит их в Ростов-на-Дону. «Сбор гуманитарной помощи — не профильная деятельность в „ТВЕРСКОЙ 15“, но сейчас нас многие спрашивают, как помочь. Поэтому мы решили сделать то, что в наших силах — организовать удобный пункт сбора в самом центре Москвы», — отметила куратор проекта Вера Тименчик.

«Хочется уверенности в завтрашнем дне»: Мария Елисеева о «Детях Марии»

Если слон получился вдруг…

… В комнате сидят двое: учитель и ученица по имени Аня. На столе разложены деревянные кубики, на которых написаны не буквы, а сочетания букв, или склады, — это методика Николая Зайцева, по которой учат читать дошкольников. Аня осторожно, шевеля губами, складывает кубики. Обычное занятие, разве что ученица на вид совсем не детсадовского возраста. Чтобы не мешать, я тихо закрываю дверь.

А потом мне расскажут, что Ане после долгих занятий наконец удалось сложить из кубиков свое имя, и для нее это очень большой успех.

…В соседнем большом зале идет более веселое действо: ученицы Марии Пименовой валяют елочные шары из пестрых кусочков войлока, получается и красочно, и нарядно, такие игрушки не только привлекают внимание, но и не бьются. «Когда нравится результат работы, им радостно, — говорит Мария Ивановна. — Обычно мы делаем панно, сумочки, банные колпаки, иногда что-то по желанию. Недавно получилось красивое панно по мотивам русских сказок, каждый отвечал за свою деталь — мышку, цветы, ежика. Валяние — очень целительный процесс для моторики рук». Девушки раскладывают в центре стола все свои изделия, и стол расцветает фантастической «ромашкой». Чем ярче и теплее краски, тем приятнее держать материал в руках, катать его между ладонями, любоваться результатом труда.

По понедельникам здесь просто творческий досуг: ребята рисуют, валяют из шерсти бусы и браслеты. Иногда оставляют свои изделия себе, иногда дарят что-то центру — по желанию. По пятницам в «ТВЕРСКОЙ 15» открыты мастерские по изготовлению керамики и витражей. Лучшие работы отправляются на полки небольшого магазина или продаются на ярмарках.

«Мы творческий центр, и у нас нет цели платить зарплату подопечным, — говорит куратор программ центра «ТВЕРСКАЯ 15» Мария Михайлова. — Но мы будем рады, если подопечные приобретут у нас навыки работы и устроятся в инклюзивные творческие мастерские к нашим коллегам, а может быть, даже пойдут на открытый рынок труда. Стараемся, чтобы проект не казался им сухим, скучным, задумываем яркое, но с утилитарной историей, так легче их заинтересовать.

А также мы оставляем свободу для творчества: например, если кто-то хочет лепить слона — пусть лепит часами, лишь бы не убить в нём творческую жилку». 

На неделе работает и кулинарная мастерская, где общими силами готовится большой обед на 30-40 человек, включая сотрудников. Вместе с педагогом ребята идут в магазины и закупают продукты. Специфика центра Москвы — дороговизна, поиск дешевых продуктов — это, можно сказать, целый квест. Но квест полезный: так подопечные учатся считать деньги, сравнивать цены, экономить. Время после обеда отдается свободным занятиям, таким как рисование и арт-терапия. Кулинария преподается вовсе не из любви к искусству, а для того, чтобы ребята учились элементарным навыкам самостоятельного проживания.

Здесь и сейчас: как помогать беженцам

Уроки пандемии

«Когда пришлось уйти в онлайн, было сложно, — вспоминает Мария. — При поддержке фонда „Абсолют-помощь“ мы закупили планшеты и раздали ребятам. Были свои плюсы: периодичность, возможность заниматься три раза в неделю по полчаса, это приучало их к дисциплине, к обязательности, к индивидуальному расписанию, кому-то даже будильники приходилось ставить. Ребята не привыкли к выбору и на первых порах хотели всё сразу: и читать, и писать, и лепить. Мы учили их расставлять приоритеты, просили всегда предупреждать, если по каким-то причинам невозможно выйти на связь. С непривычки было тяжело, но в результате все освоились в новом для них пространстве и многому научились. Например, кто-то очень хотел заниматься лепкой, но не мог рассчитать время, и научиться этому для него оказалось важной мотивацией».

Преподаватель керамики Ирина Рокотнина стала вести лепку онлайн — и тоже получилось. Казалось бы, как справиться с неподатливым пластилином без направляющей руки педагога? Когда они остались один на один с материалом, им физически никто не мог помочь. Педагог в узком окошечке монитора могла только лепить сама. Но ученики поняли, что выхода нет, начали лепить самостоятельно, и дело пошло на лад. Сейчас онлайн остались индивидуальные занятия, требующие регулярности. Постоянно возить каждого ученика по отдельности тяжело. Но команда «ТВЕРСКОЙ 15» уже придумывает новый важный проект для социализации людей из ПНИ — по ориентированию в городском транспорте.

«Мы работаем снаружи»

«ТВЕРСКАЯ 15» — пространство для всех: и для взрослых, и для детей. «Фонд „Дети Марии“ всегда работал с людьми из ПНИ, — рассказывает Мария Михайлова. — Многих я знаю с их детства, когда они приезжали в фонд из детских домов-интернатов». Когда открылся центр «Тверская-15», почти сразу появился проект «Я могу больше» для жителей психоневрологических интернатов. В первой группе было 50 человек из нескольких московских учреждений и из Егорьевского интерната, какая-то часть подопечных не может приезжать на очные встречи и участвует онлайн. Сейчас проект — это 1740 обучающих часов и 435 творческих очных и онлайн занятий.

«Для нас принципиально, что проект социальной адаптации „Я могу больше“ реализуется вне стен ПНИ, — говорит Мария Михайлова, — Есть многие замечательные НКО, которые работают внутри, но мы работаем снаружи».

Почему это важно? «Чтобы механизмы инклюзии и социализации включились по-настоящему, нужно, чтобы ребята выбирались из стен интерната», — уверены в центре.

Кто приезжает на занятия лично, учится с самого первого момента встречи с куратором. Подопечным объясняют, как посмотреть направо и налево на дороге, как выбрать нужный маршрут автобуса, правильную линию метро. «Попутно люди привыкают общаться с людьми без крайностей в проявлении чувств, то есть не забиваясь в угол от страха и не бросаясь на шею незнакомцу с радостными криками», — рассказывает Михайлова. Группы участников проекта небольшие, примерно по десять человек. У каждого подопечного есть куратор, который выстраивает индивидуальный маршрут занятий и активностей, в зависимости от интересов и возможностей. О том, насколько велико желание ребят приезжать в «ТВЕРСКУЮ 15», говорит такой факт: одна из девушек добирается до центра на коляске с сопровождением тьютора. В подземке ей помогает служба сопровождения метрополитена, а потом её встречают сотрудники и поднимают по лестнице, поскольку в старом здании пока ещё нет подъемников для коляски.

Пространство для всех

Все проекты для детей, которые проводят центр, — полностью инклюзивные. И керамика, и витраж, и графика, и «Цветной курс» — серьезный курс изучения живописи, который ведёт художник и декоратор Маша Михлина. Есть занятия, направленные на более глубокое изучение, например, живописи или книжной графики, а есть, скорее, разгрузочные, для восстановления ресурса детей и раскрытия творческих способностей. Во всех занятиях участвуют дети из партнерских организаций, семьи с детьми с инвалидностью, приёмные и многодетные семьи.

«Многие осознанно приходят именно к нам, они считают важным, чтобы их дети получили опыт общения в инклюзивном пространстве, знакомились со сверстниками с особыми потребностями, узнавали о различиях и не пугались их, — рассказывает координатор детских программ „ТВЕРСКОЙ 15“ Александра Якушева. — В нашей доброй, спокойной и дружественной атмосфере легче завести знакомство, со временем перерастающее в дружбу. Например, одна мама впервые позвонила и спросила: „А у вас все творческие занятия инклюзивные? Моя дочь без ОВЗ, но я бы хотела, чтобы она познакомилась с ребятами, не похожими на нее“. Девочка девяти лет поначалу была немного испугана — она уже была наслышана о том, что некоторые дети у нас „особенные“. А потом она провела у нас несколько занятий и спросила маму: „А кто там был особенный? По-моему, все ребята такие классные“. Никакого разделения у нас нет, и в то же время все очень помогают друг другу, потому что понимают, что кому-то тяжело держать в руках кусок твердой глины или заваривать чай. Эмпатия у детей возникает не сама по себе — её формирует дружелюбная, приветливая среда».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий